<<
>>

8. 6. КРУПНЕЙШИЕ СОБСТВЕННИКИ СМИ

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет.
Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн. экземпляров, 70 процентов которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Гоняет хомпани, инкорпорейтед», «Найт-Риддернъюспейперз», инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компания, «Нью-Йорк тайме компани», «Нью Америка паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхзауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 миллиарда долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн. экземпляров, 15 телестанций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [54]. А «Пулитцер паблишинг компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн. долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тиражом от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [55].

В девяностых годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на географический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер ком-мьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс».

Так же поступили компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [56].

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» —совме-щаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 г. гражданство США. Объединяет компании: «Тайме ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу.

Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акцио-нерное общество «Аксель-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Ху-берту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-ауто- мобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет —«Вельт» (Die Welt —«Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллю-стрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертельс-ман», имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштеина еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюд-ддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру.

Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Фай-яр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 процентами акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю ди-манш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робе-ром Эрсаном. Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадле-жат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir —Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др.

На пред-приятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков [57]. Эрсан вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, принадлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изменило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алъкателъ-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Га-вас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. [58]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [59].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональный газетно-журналъный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х годов канадским магнатом-миллионером лордом Роем Том-соном (умер в 1976 г.).

Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действующие а Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспорт- ные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорей-дет» (Southern Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX века издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том числе «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Фай-нэншл тайме оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27, 6 процента тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выставками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности, «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед» в 1996 г., которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан- тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли телеграф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим вышла в лидеры мировой прессы —137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [60].

<< | >>
Источник: Ворошилов В. В.. Журналистика. — Учебник. 2-е издание. — СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2000.. 2000

Еще по теме 8. 6. КРУПНЕЙШИЕ СОБСТВЕННИКИ СМИ: