<<
>>

§ 3. Афганистан

Афганистан в B годы войны и в послевоенный период произош- послевоенный ли обострение внутри политической обстановки и период смена в 1946 г. кабинета. Правительство возглавил дядя короля Шах Махмуд.

B рассматриваемый период Афганистан оставался аграрной страной с преобладанием полуфеодальных форм эксплуатации основных производителей — крестьян. До 3/4 обрабатываемых земель находились в собственности помещиков, которые сдавали землю в издольную аренду. Крупные скотовладельцы, в их числе ханы и шейхи племен, владели большей частью пастбищ и поголовья скота. Вывоз продукции земледелия и скотоводства составлял единственный источник оплаты ввозимых иностранных товаров. Внешняя торговля оставалась основной сферой деятельности местного крупного капитала, пользовавшегося широкими льготами. Уровень промышленного производства был крайне низким: в стране имелось несколько предприятий в основном легкой промышленности.

По-прежнему основу мелкой городской промышленности составляло ремесленное производство, испытывавшее разрушительное воздействие иностранного импорта.

B стране усилилась экспансия иностранного капитала. B 1946 г. США навязали Афганистану соглашение с компанией «Моррисон Надсен» о строительстве ирригационной сети и дорог на юге страны. K намеченному сроку (1949 г.) компания не завершила строительство, в связи с чем Афганистан вынужден был просить займы у тех же США. Эти займы были предоставлены в 1949 г. и 1954 г. (общей суммой в 39,5 млн долл.) на очень жестких условиях. Между тем и этих займов не хватило для завершения проекта.

Экономические трудности вызывали обострение социальных противоречий. Рост торгового земледелия и скотоводства ускорял разорение основной массы аграрного населения: значительные размеры приняла скупка крестьянских участков, систематически ухудшались условия крестьянской аренды. Наряду с этим незначительная прослойка зажиточного крестьянства превращалась в сельскую буржуазию (кулачество).

C развитием капиталистических отношений рос сельский пролетариат, время от времени становясь зачинщиком стихийных выступлений.

Условия труда промышленных рабочих Афганистана, численность которых к концу 40-х гг. не превышала 3 тыс. человек, регламентировались законом 1946 г. B области наемного труда главной фигурой стал вербовщик, выполнявший одновременно функции надсмотрщика. Рабочие пока не участвовали в политической борьбе и не организовывали собственных организаций.

Крупный афганский капитал, тесно связанный с помещичьим землевладением, ущемлял интересы средней и мелкой буржуазии. Ha этой основе в послевоенные годы оформились общественные течения, выражавшие интересы тех прослоек буржуазии, которые были недовольны засильем компаний — ширкетов и концентрацией политической власти в руках помещиков и представителей крупного капитала. K этим течениям примыкали различные слои интеллигенции.

B 1947 г. возниклодвижение «Пробудившаяся молодежь». Политические rpynnbt, возникшие на его основе к 1950—1951 гг., выдвигали требования буржуазно-демократического характера. Политическая борьба приняла особенно острые формы в 1952 r., в период подготовки и проведения выборов в Народный совет. B мае 1952 г. участники оппозиционных течений провели крупную демонстрацию в Кабуле, вслед за которой последовали репрессии со стороны властей.

Развитие капиталистических отношений требовало реформ, способных стимулировать предпринимательство в городе и деревне, а также ограничить негативное воздействие на национальное производство ростовщичества, долговой кабалы и т.п. Требовалось также ослабить зависимость страны от иностранного капиталистического рынка.

B такой обстановке в сентябре 1953 г. в Афганистане произошла смена кабинета. Новое правительство во главе с братом короля Мухаммадом Даудом стало предпринимать шаги по развитию национальной промышленности и производительных сил.

Государственно- Мухаммад Дауд провозгласил политику «руково- капиталистиче- димой экономики», в рамках которой были ocy- ские преобразо- ществлены важные преобразования государствен- вания (50-x — но-капиталистического типа: усиление контроля начале 60-х гг.) над внешней торговлей, расширение кредитной системы путем создания новых банков, а также кредитных кооперативов, расширение программы кредитного строительства при участии государства.

B 1956 г. правительство приняло пятилетний план развития экономики страны, уделив в нем основное внимание энергетике, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, ирригации, а также расширению системы просвещения и медицинской службы. Важное значение имела отмена в 1959 г. обязательного ношения женщинами чадры.

Осуществленные в Афганистане к началу 60-х гг. экономические мероприятия способствовали изживанию патриархально-феодальных пережитков в общественной жизни. Значительный по афганским масштабам рост фабрично-заводского производства и строительства расширил базу наемного труда, ускорил формирование экономических районов, складывание общенационального рынка. B то же время капиталистическая эволюция страны характеризовалась углублением общественных противоречий.

Серьезные социальные проблемы порождались нерешенностью аграрного вопроса. Острые столкновения возникали при осуществлении мер, направленных на ликвидацию традиционных привилегий кочевых и полукочевых (пуштунских) племен. Политика государственно-капиталистического вмешательства получила в целом поддержку буржуазии города и деревни. Ho вместе с тем неприкосновенность отживших политических институтов сохраняла оппозицию правого крыла политических сил страны: ханов племен, консервативной части королевской семьи и мусульманского богословия.

Внешнеполити- Основ°й внешнеполитического курса Афганистана

ческий курс в послевоенный период стала политика нейтрали-

Афганистана тета. Став в 1946 г. членом ООН, Афганистан объявил себя противником колониализма, сторонником принципов мирного сосуществования и равноправного сотрудничества государств.

Однако к середине 50-х гг. резко обострились афганопакистанские противоречия по вопросу о районах с пуштунским населением. Эти земли в XIX в. были насильственно включены в состав Британской Индии, а затем вошли в образовавшийся в 1947 г. Пакистан. Тогда же Афганистан выступил за предоставление населению этих районов Права на национальное самоопределение.

B 1955 г. был закрыт транзит афганских товаров через территорию Пакистана, что означало фактически экономическую блокаду. B этих условиях важнейшее значение для Афганистана имело заключенное с Советским Союзом в 1955 г. соглашение о транзите. Правительство CCCP согласилось оказать Афганистану техническую и финансовую помощь для развития экономики.

Серьезный пересмотр характерной для первых послевоенных лет преимущественной ориентации на США и другие капиталистические страны помог афганскому правительству получить техническую помощь и финансовое кредитование. Это позволило начать строительство десятков энергетических, металлообрабатывающих, горнодобывающих предприятий и объектов. Заметно выросли темпы производительных сил страны. Таким образом, изменение внешнеполитического курса в какой-то степени способствовало позитивным экономическим изменениям, рассматривавшимся в предыдущем разделе.

Однако в начале 60-х гг. возник серьезный кризис в афганопакистанских отношениях. B целом сохранение напряженности в этом районе во многом создавалось искусственно, поскольку в 1956 г. пакистанские районы с пуштунским населением были включены в зону действия CEATO. B сентябре 1961 г. дипломатические отношения между Афганистаном и Пакистаном были прерваны. Это вызвало беспокойство наиболее консервативных слоев афганского общества. Ha протяжении 1961 — 1963 гг. кабинет Дауда столкнулся с возраставшей оппозицией справа, подогревавшейся западной пропагандой. Разногласия в среде правящих классов привели к тому, что в марте 1963 г. кабинет Мухаммада Дауда ушел в отставку.

Конституционная Ha смену правительству Дауда пришел новый ка- реформа н бинет министров во главе с Мухаммадом Юсуфом,

Бнутрнполнтн- занимавшим ранее пост министра горных дел и ческая жнзнь промышленности. Первым шагом правительства страны (60^ — м.Юсуфа стала нормализация отношений с Па- начало -xrr.i кистаном. Между тем было высказано твердое убеждение в правильности прежнего курса «руководимой экономики», еедальнейшемуосуществлению.

Приоритетными направлениями деятельности правительства стали меры по некоторому изменению системы государственного управления, разработке и принятию новой конституции.

B сентябре 1964 г. проект конституции Афганистана был утвержден назаседании Лоя Джирги (национальный, сословно-представительный съезд), а в октябре подписан королем и вступил в силу. Новая конституция подтверждала конституционно-монархический строй Афганистана, наделяла короля верховными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Правда, теперь уже членам королевской семьи запрещалось занимать официальные посты в парламенте и в Верховном суде. B этом ее главное отличие от прежней. Гражданам Афганистана предоставлялся ряд прав: на свободу слова, печати, собраний, провозглашалось равенство граждан перед законом. Хотя ислам ханифитского толка и оставался государственной религией, тем не менее влияние мусульманских богословов в области просвещения и судопроизводства по конституции ограничивалось. Эти сферы их деятельности переходили под контроль государства.

Создавался двухпалатный парламент страны, состоящий из нижней палаты — Народного совета с избранием в него депутатов сроком на 4 года и верхней палаты — сената, состав которого формировался на 2/3 из числа депутатов, назначенных непосредственно королем, и 1/3 — на основе прямых выборов. По конституции король обладал правом роспуска парламента. Правительство, в свою очередь, было подотчетно Народному совету.

Принципиально новым для политической жизни Афганистана стало декларирование конституцией права граждан страны на создание обществ и политических партий, правда, при условии, что их деятельность не будет противоречить положениям Основного закона. B сентябре 1965 г. прошли выборы в новый парламент, участие в которых впервые приняли и афганские женщины. Первой акцией вновь избранного парламента должно было стать утверждение вотума доверия составу кабинета министров, сформированного по поручению короля Мухаммадом Юсуфом.

Однако возникло непредвиденное для депутатов обстоятельство. Общественность столицы, особенно ее радикально настроенная часть, предварительно ознакомившись с составом будущего правительства, выразила решительный протест против включения в него ряда лиц, ранее замешанных в коррупции и взяточничестве. He имея других возможностей воспрепятствовать их вхождению в правительство, в столице 25 и 26 октября прошли многолюдные демонстрации протеста. Власти применили силу. Причем при разгоне демонстраций были жертвы, главным образом из числа студентов. Ha неделю были закрыты университет и средние школы. Тем не менее новый состав кабинета министров был утвержден парламентом, а затем получил и поддержку короля.

Однако игнорирование общественных настроений вызвало новую волну массовых выступлений, в частности столичной молодежи, и 29 октября только что избранное правительство М.Юсуфа вынуждено было отказаться от исполнения своих обязанностей. Ha смену пришел очередной кабинет министров, возглавляемый бывшим министром информации и печати Мухаммадом Хашимом Майвандвалем. Правительство выразило приверженность курсу на развитие «руководимой смешанной экономики» на основе планирования, принципам неприсоединения и позитивного нейтралитета во внешней политике.

Тем временем парламент страны во исполнение конституционного положения об общественных организациях мучительно долго утверждал законопроект о политических партиях. Однако он так и не был утвержден королем. И все политические партии и организации, которые стали образовываться во второй половине 60-х гг., фактически вопреки воле верховных властей страны действовали в нелегальных или полулегальных условиях. Пожалуй, единственное, что удалось провести в жизнь парламенту, это принятие нового закона о печати в 1965 г. B стране стали выходить частные газеты и журналы. K 1973 г. их число достигло 26.

Период с середины 60-х и до начала 70-х гг. не привнес в афганское общество существенных изменений, которые бы способствовали улучшению социально-экономического положения в стране, стабилизации в ней общественно-политической ситуации. Налицо четко обозначились признаки общенационального кризиса.

Впервые в истории страны заявили о себе трудящиеся. K концу 60-х гг. лиц наемного труда насчитывалось около 880 тыс. человек. Из них занятых в промышленном производстве — более 30 тысяч. B апреле 1968 г. ряд предприятий страны был охвачен забастовкой. 1 мая 1968 r., по случаю Дня международной солидарности трудящихся, активные участники забастовочного движения впервые проводят в столице и в ряде других городов демонстрации, на которых прозвучали требования объявить этот день нерабочим днем, права на создание рабочих профсоюзов.

C 1969 г. вновь вступает в политическую борьбу студенчество. Теперь оно показало себя силой, способной выступать с самостоятельных позиций. Студенческое движение-в целом приобрело четко выраженный оппозиционный характер правящему режиму. Политизация настроений в обществе не обошла стороной и армию, прежде всего ее офицерского корпуса.

K началу 70-х гг. численность афганских вооруженных сил достигла 90 тыс. человек. B 60-е гг. армия подверглась значительной модернизации, технически переоснастилась. Офицерский состав теперь включал в себя выходцев из различных слоев общества. Старшее офицерство преимущественно было представлено выходцами из семей феодальной аристократии, высшей бюрократии и крупного купечества. Среднее и младшее звено офицерского корпуса формировалось выходцами из средних слоев и даже из слоев трудящихся. Борьба идей, происходившая вне армии, автоматически сказывалась и на формировании политических убеждений в среде офицерства. Значительная часть офицеров симпатизировала демократическим политическим группировкам, другие придерживались консервативных взглядов. Идеи, как правого, так и левого толка, имели, разумеется, и различные оттенки.

Политизация Идейно-политическое размежевание в среде по-

общественных литизированной части афганского общества при- сил и антимонар- обрело в этот период свою законченную форму — хический перево- завершилось образованием политических партий, рот 1973 г. организаций и движений. B январе 1965 г. была создана Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) на базе слияния ряда марксистских кружков и других социалистических групп. Ha I (учредительном) съезде, состоявшемся 1 января 1965 r., было избрано высшее руководство партии из 7 человек. Генеральным секретарем НДПА стал H.M.Ta- раки, его заместителем — Бабрак Кармаль. B апреле 1966 г. руководство НДПА основало свой печатный орган — газету «Хальк» («Народ»), Страницы ее первых номеров были посвящены изложению программы партии. B качестве конечной цели НДПА провозглашалось построение нового, социалистического общества. Однако уже в мае 1966 г. дальнейший выпуск газеты «Хальк» по решению правительства был запрещен. Тем не менее сторонники НДПА и симпатизирующие этой партии создали разветвленную сеть первичных ячеек в среде студенческих организаций, в армейских подразделениях и т.д. B стране создаются и другие организации.

B конце бО-х гг. вокруггазеты «Шоален джавид» («Вечное пламя) сформировалась группа мелкобуржуазных экстремистов, называвших себя «новыми демократами», но, по существу, являвшихся сторонниками теории Mao Цзэдуна. За провоцирование стычек молодежи с полицией руководители афганских маоистов в мае 1968 г. были арестованы, а их газета закрыта. Bo второй половине 60-х гг. возникло и социал-демократическоедвижение, руководствовавшееся буржуазно-демократическими идеями.

Процесс политизации общественных сил не обошел стороной и круги мусульманских богословов. K концу 60-х гг. различных служителей культа в стране насчитывалось около 230 тыс. человек. Это сословие не было однородным ни по имущественному положению, ни по политическим взглядам. Условно служителей культа можно было разделить на несколько групп: обновленцев-реформаторов, ортодоксов, или традиционалистов, близко примыкающих к ним фундаменталистов (интегристов), а также модернистов.

Обновленцы-реформаторы проповедовали идеи приспособления ислама к условиям современности. Ортодоксы-традиционалисты, представленные видными теологами, имамами больших мечетей и T.n., выступали против всякого рода преобразований, которые бы подрывали традиционные устои общества. Одновременно они выступали и против капитализма, и против социализма. Фундаменталисты, или интегристы, оформившиеСя в конце 60-х гг. в политические группы, были представлены такими организациями крайне правоготолка, как «Братья мусульмане-ахванисты» и «Мусульманская молодежь». И наконец, богословы-модернисты, имевшие, как правило, теологическое образование и усвоившие концепции различных буржуазных теорий и социалистических идей, выступали за создание общества «исламского социализма».

Правящие круги страны, будучи не в силах предотвратить дальнейшее внутриполитическое размежевание общества, попытались создать проправительственную Партию прогрессивных демократов (ППД). Целью партии была объявлена «борьба во имя принципов ислама, конституционной монархии, национализма и социализма». Однако такая расплывчатость идеологических установок и надсо- циальность не нашли отклика в обществе. Ha деле ППД не стала партией, а представляла собой группу лиц, лично преданных М.Х.Майвандвалю. После его отставки осенью 1967 г. ППД прекратила свое существование.

Вслед за М.Х.Майвандвалем на посту премьер-министра до военного государственного переворота в 1973 г. поочередно сменилось еще три человека: Hyp Ахмад Эттемади (1967—1971 гг.), Абдул Захир (1971—1972 гг.), Myca Шафик (1972—1973 гг.). Дело в

том, что в сложившейся структуре власти в Афганистане полномочия премьер-министра не имели реального политического значения, поскольку его назначение осуществлялось лично королем. Поэтому даже у реформаторски настроенных деятелей из числа премьер-министров руки, по существу, были связаны. Некоторые из политической элиты страны все чаще приходили к мысли о смене режима власти и формы правления в целом. B условиях социального кризиса, с целью упреждения возможности захвата власти снизу, а в истории Афганистана это уже случалось, задачу по ликвидации обреченного на смену режима взяла на себя армия.

B ночь с 16 на 17 июля 1973 г. группа офицеров, возглавляемая бывшим премьер-министром и членом королевской семьи Мухаммадом Даудом, совершила бескровный государственный переворот. Монархический строй был упразднен, а Афганистан — провозглашен республикой.

Бывший король Мухаммад Захир-шах, находившийся у власти почти 40 лет и пребывавший во время совершения переворота в Италии, месяцем позже отрекся от престола. Высшим органом государственной власти в стране стал Центральный комитет республики (ЦКР). B основном в него вошли руководители переворота и непосредственные офицеры-участники.

Афганская B августе 1973 г. было сформировано первое респуб-

республика в ликанское правительство. 23 августа М.Дауд по pe- период 1973— шению ЦКР становится премьер-министром и гла- 1978 гг. Апрель- вой государства. Первые шаги правительства по ская револю- реорганизации экономической, социальной и по- ция литической жизни в стране встретили в широких слоях общественности одобрение. Осуществляются меры по борьбе с коррупцией и спекуляцией, по некоторому улучшению положения рабочих и мелких служащих, по льготному налогообложению местного предпринимательства и т.п.

Был принят закон о земельной реформе, по которому помещичье землевладение ограничивалось 20 га поливных земель. Излишки земель конфисковывались и передавались крестьянам на условиях выкупа. Однако в целом землю смогли получить чуть больше 5 тыс. крестьянских семей, т.е. около 1% всего афганского крестьянства.

Реорганизовывалась система просвещения и образования. Дальнейшее развитие получило профессионально-техническое обучение. Устанавливался государственный контроль над всеми частными школами, включая и духовные. Это отразилось также на содержании принятого в 1976 г. семилетнего плана экономического и социального развития: фактически игнорируя задачу мобилизации национальных ресурсов на пути глубоких преобразований авторы плана ориентировались на поступление средств из-за рубежа. Однако через некоторое время Мухаммад Дауд стал на путь ревизии провозглашенного им же курса на социально-экономическое и демократическое переустройство Афганистана. Начиная с 1974 г. из состава министров удаляются представители левых сил, прежде всего члены НДПА. Заметно усиливается политическая роль и влияние представителей правых и консервативных сил. Сворачивается выполнение социальных программ и осуществление земельной реформы. Становилось все более очевидным, что М.Дауд шел к установлению в стране режима личной власти. Кроме главы государства и премьер-министра, он становится также министром иностранных дел и министром обороны. B 1976 г. им инициируется идея создания правительственной партии. K концу года такая партия была образована и получила название Партия национальной революции (ПНР). Руководящий орган партии состоял из пяти приближенных главе государства министров. Только эта партия получает монопольное право на политическую деятельность в стране.

Важным этапом в эволюции структуры республиканской власти явились избрание в январе 1977 г. Лоя Джиргой Мухаммада Дауда президентом республики и одобрение ею его конституции. Bce ее содержание делало президента республики единовластным правителем Афганистана. Основной закон почти дословно относил к компетенции президента те же прерогативы, которыми ранее обладал король.

При этом, с одной стороны, провозглашались права и свободы граждан, а с другой — они лишались права создавать общества, включая и профсоюзы, политические партии. Свобода слова и печати обусловливалась необходимостью предварительного получения разрешения государственных органов. (Еще ранее, осенью 1976 г. был принят специальный закон, по которому предусматривалось до 10 лет тюремного заключения в отношении виновных в пропаганде идей создания политических партий и распространения материалов, наносящих ущерб «общепризнанным» политическим и культурным завоеваниям страны).

Итак, конституция 1977 г. юридически закрепила сложившуюся к этому времени новую форму политической власти — режим личной диктатуры М.Дауда. Принятие конституции окончательно противопоставило режим Дауда как демократическим силам общества, так и его радикально-клерикальным кругам. Введение однопартийной системы одновременно сопровождалось запрещением деятельности всех остальных партий и политических группировок.

Некоторые партии самораспустились, другие ушли в подполье, включая и НДПА.

Внутриполитическая обстановка в стране к 1978 г. стала резко обостряться. Неблагоприятно для правительства складывалась и общая обстановка в стране. Частыми явлениями стали стихийные выступления населения, мятежи пуштунских племен. Участились стычки населения с полицией и армейскими подразделениями, поджоги зданий, грабежи на дорогах, акты террора. Режим Дауда перешел к прямым репрессиям против сил оппозиции.

Следствием назревшего кризиса стало убийство 17 апреля 1978 г. одного из руководителей НДПА Мира Акбара Хайбара. Его похороны вылились в политическую манифестацию. Правительство решилось на физическую расправу с известными деятелями левой оппозиции и в первую очередь с НДПА. 25 апреля были арестованы десятки ее членов, в том числе руководители партии Н.М.Тараки и Бабрак Кармаль. K оставшимся на свободе членам НДПА поступил сигнал к вооруженному выступлению. Несколько батальонов афганской армии напали на резиденцию президента М.Дауда и дом правительства. М.Дауд в ходе завязавшегося боя был убит. Это произошло 27 апреля 1978 г. (7 caypa 1357 г. по мусульманскому летоисчислению). Так произошла Апрельская революция, последствия которой растянулись на годы, ставшие одними из самых драматических и трагических во всей истории Афганистана.

ДРА. Афганистан в годы правления НДПА

После освобождения из тюрем руководство НДПА взяло власть в свои руки. Ha следующий день после низложения М.Дауда был сформирован Революционный совет, ставший высшим органом страны, а также новое правительство. Председателем Революционного совета и одновременно премьер-министром стал Hyp Мухаммад Тараки. Его заместителем в этих органах власти был назначен Бабрак Кармаль.

Страна получила название — Демократическая Республика Афганистан (ДРА), была признана большинством стран мира, включая США, ФРГ, Великобританию, Пакистан и даже Южную Корею, а также страны социалистического содружества.

9 мая 1978 г. от имени PC и НДПА, которая провозглашалась организующей и направляющей силой афганского общества, были оглашены «Основные направления революционных задач правительства ДРА». Первоочередными объявлялись меры по сокращению задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидация ростовщичества, отмена махора — разновидности калыма за невесту. Следующим законом подрывались основы крупного помещичьего землевладения. B первую очередь конфисковывалось все движимое и недвижимое имущество, принадлежавшее членам семьи бывших королей, включая и земельные владения президента М.Дауда, других крупных землепользователей. Были снижены цены на ряд товаров первой необходимости, приняты меры по улучшению снабжения ими населения. Началось строительство новых школ, жилых домов, мечетей, объектов промышленности.

Замысел руководства ДРА, начавшего осуществлять преобразования в стране, был очевиден — привлечь на сторону революции крестьянство, городские трудовые слои населения, сформировать свою социальную базу. Однако вместо кропотливой разъяснительной работы по пропаганде целей революции, аграрной политики, вместо постепенного привлечения крестьянства на свою сторону с учетом национальных особенностей, обычаев и социальной психологии новое руководство ДРА встало на путь безотлагательного, практически без всякого предварительного осуществления декретирования реформ. Политика «революционного нетерпения» подорвала к нему доверие крестьянства. Если на первом этапе земельной реформы земля изымалась, как правило, только у крупных собственников, то на последующих этапах ее проведения излишки земли стали изыматься и у крестьян-середняков. Причем без каких-либо, хотя бы символических, «отступных». Возникла и другая, более серьезная проблема. Безземельный и малоземельный крестьянин оказался психологически неподготовленным к получению во владение земли, принудительно отнятой у ее прежнего владельца, да к тому же он был ограничен в своих правах на нее. Так, получаемую землю запрещалось крестьянину продавать, сдавать в аренду, под залог, дробить ее при наследовании. Последнее вообще шло вразрез с шариатом, противоречило традиционным нормам жизни крестьянина-афганца. B свою очередь отмена махора, а также введение возрастных ограничений при браке не могло не расцениваться как посягательство властей на святая святых афганца — его семейную жизнь. Широкое вовлечение женщин в общественную жизнь, в частности в кружки по ликвидации неграмотности, также стало вызывать открытое недовольство. C начала 1979 г. стала меняться политика властей и в отношении духовенства. Его уже неприкрыто стали ущемлять в правах. Эти и другие грубые политические ошибки со стороны руководства ДРА стали прологом к началу гражданской войны в Афганистане.

Первое время сопротивление нововведениям носило стихийный характер. Однако жесткая ответная реакция со стороны правительства по его подавлению стала вызывать его эскалацию. He остались в стороне и ущемленные в своих правах помещики, ханы, малики, муллы. Сопротивление властям стало принимать все более организованные формы, под религиозными лозунгами, с призывами к джихаду

B октябре 1978 г. произошло первое крупное вооруженное восстание в Нуристане, затем в марте 1979 г. в Герате и в ряде других городов и провинций. Также, поначалу стихийно, а затем и более организованно начался процесс исхода афганского населения из страны в соседние Иран и Пакистан.

Афганские беженцы становились мохаджерами, т.е. переселенцами, а сам процесс исхода — хиджратом, т.е. уходом. Хиджрат, по исламским канонам, является целенаправленным политическим актом протеста против угнетателей. Страны, принявшие афганских мохаджеров, стали странами-ансарами, т.е. теми, которые, опять же по исламским нормам, обязаны их принять и обеспечить всем необходимым. Таким образом, для стран-ансаров появилась исламская правовая основа, оправдывавшая оказание разносторонней помощи афганской оппозиции в борьбе против «коммунистического» правительства в ДРА.

Хиджрат особенно возрос после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан. По некоторым оценочным данным, к середине 80-х гг. в сопредельных с Афганистаном странах оказалось до 3 млн беженцев.

Пагубную роль играли также распри между лидерами НДПА. B огне жестокой борьбы погибли многие сотни, если не тысячи членов НДПА, что не только ослабило партию, но и создало обстановку внутренней нестабильности в стране. B сентябре 1979 г. руководитель НДПА и Революционного совета H. Тараки был свергнут и уничтожен его соперником X. Амином, после чего последовали подмена важных социальных преобразований псевдореволюционной риторикой, бесконечные чистки и репрессии. НДПА утратила свое влияние среди населения, о чем свидетельствовало массовое бегство из страны не только землевладельцев, буржуазии, чиновников, но и многих рядовых землевладельцев и скотоводов.

Х. Амин также продержался недолго. Посчитав его ориентацию недостаточно просоветской, CCCP в декабре 1979 г. ввел в Кабул войска. Президентский дворец был взят штурмом, Амин убит, а во главе НДПА й Революционного совета встал еще недавно бывший послом ДРА в Чехословакии Б. Кармаль.

C этого момента Афганистан оказался в огне войны, которая продолжается до сих пор. Речь идет как о гражданской войне, так и о войне с введенными в Афганистан советскими войсками, численность которых была около 100 тыс., не говоря уже о техническом и военном оснащении правительственных войск. Введение советских войск было не только ошибкой, HO и грубым политическим просчетом. Оно не только оттолкнуло OT CCCP большинство афганцев, но и поставило в изоляцию правительство Кармаля в Кабуле. Запоздалые попытки расширить социальную базу этого правительства, привлечь народ обещанием новых радикальных реформ не дали результатов, как и замена Кармаля новым президентом Наджибуллой. Дни пребывания НДПА у власти были сочтены.

Длительная война привела к неслыханным разрушениям городов, к массовому бегству населения (около 5 млн чел.) в Пакистан, Иран и другие страны. Ho главное, она вызвала резкий рост национализма различных афганских этносов, многократное усиление позиций различного рода фундаменталистских, исламско-националистических течений, опирающихся в вооруженной борьбе на этнические, племенные и политические группировки.

Как известно, борьба не завершилась выводом в конце 1988 — начале 1989 гг. из Афганистана советских войск и падением в 1992 г. лишившегося поддержки извне правительства Наджибуллы.

Афганистан в B апреле 1992 г. в столице утвердилось временное

90-е гг. правительство, Афганистан был провозглашен исламским государством. Затем в декабре 1992 г. Бур- хануддин Раббани, давний поборник мусульманской идеи, был избран главой государства Исламская Республика Афганистан.

C оформлением новой государственности мир, однако, не пришел на афганскую землю. Ha ней развернулась междоусобная борьба, в основе которой лежали и исламский, и этнический факторы.

Раббани — таджик по национальности, заняв пост президента, продолжал возглавлять партию «Исламское общество Афганистан», чей национальный состав смешанный, но ядро тем не менее составляли таджики. Главу государства поддерживал другой таджик, некогда один из известнейших полевых командиров, — Ахмад Шах Ma- суд.

Пуштунский лидер Г. Хекматьяр, бывший главой коалиционного правительства, отстаивал лозунг «Афганистан для пуштунов» и являлся лидером «непримиримых», возглавляя «Исламскую партию Афганистана». Она стояла на позициях исламского фундаментализма экстремистского толка. Ee цель — создание в Афганистане исламского государства по типу соседнего Ирана.

Если Хекматьяр, выступая против Раббани, преследовал цель восстановления в государстве власти пуштунов, то бывший «красный генерал» Наджибуллы узбек Дустум всеми силами стремился сохранить максимум власти над шестью северными провинциями с центром в Мазари-Шариф. Чтобы быть независимым от Кабула,

Дустум создал местный фронт, объединивший все политические силы — от коммунистов до фундаменталистов.

И наконец, к 1995 г. на военно-политической арене Афганистана появилось пуштунское в своей основе движение Талибан, инспирированное в Пакистане. Его лидерами (прежде всего M. Умар) являлись слушатели исламских семинарий. Поэтому движение носит крайне религиозный характер борьбы за «чистоту ислама». Пакистанская военная и финансовая помощь позволила им с удивительной быстротой добиться впечатляющих успехов. Захватив ряд провинций, в сентябре 1996 г. они овладели Кабулом.

B 1997 и 1998 гг. боевые действия не закончились, наоборот, приняли более ожесточенный характер. B мае 1997 г. отряды талибов сумели на несколько дней занять города Мазари-Шариф и Шибир- ган, но были вынуждены отступить, понеся тяжелые потери.

B июне 1997 г. противники талибов создали «Объединенный исламский фронт освобождения Афганистана», в который вошли: Национальное исламское движение Афганистана (НИДА), руководимое А.Р.Дустумом; Исламское общество Афганистана, возглавляемое Б.Раббани и Ахмад Шах Масудом; Исламская партия Афганистана, во главе которой стоял Г.Хекматьяр, и еще две организации.

B ответ 28 октября 1997 г. Совет (Шура) движения талибов провозгласил Афганистан эмиратом, т.е. реставрировал в стране монархию. Председатель Совета Мохаммад Умар Ахундзада стал правителем, приняв титул эмира.

Летом 1998 г. формирования талибов, несмотря на тяжелые потери, сумели овладеть некоторыми важными административными и экономическими центрами северного Афганистана. Военные действия продолжаются до сих пор в непосредственной близости от южных границ СНГ.

Последствия незатихающей войны и отсутствия реальной центральной власти ужасны. Многократно усугубилась и ранее существовавшая экономическая отсталость. Полностью разрушены общенациональное хозяйственное пространство и единая система управления экономикой. Разрушены города, уничтожены сотни кишлаков, несколько тысяч школ, около 200 больниц. Из-за острой нехватки сырья, перебоев с электроэнергией, дефицита кадров нарушена деятельность абсолютного большинства экономических объектов. Серьезно пострадало сельское хозяйство, составляющее основу экономики: в десятки раз сократилась площадь обрабатываемых земель (4,5 млн га до начала гражданской войны), разрушены системы искусственного орошения, в упадке находится животноводство.

Одним словом, Афганистан, несмотря на кажущиеся успехи талибов, превратился в страну, разделенную на сферы влияния, в условиях фактического отсутствия единой государственной власти. Альянс вчерашних врагов и кровавые столкновения бывших друзей стали обычным явлением афганской действительности.

<< | >>
Источник: A.M. Родригес. Новейшая история стран Азии и Африки: XX век: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений: B 3 ч. / Под ред. A.M. Родригеса. — M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. — Ч. 3: 1945-2001. — 272 с.. 2003

Еще по теме § 3. Афганистан:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -