<<
>>

ВТОРАЯ АНГЛО-АФГАНСКАЯ ВОЙНА

В начале 70-х годов английские колонизаторы попытались осуществить давно вынашиваемые ими планы расчленения и закабаления Афганистана. Основы этого плана были изложены в меморандуме идеолога наступательной политики Англии на Ближнем и Среднем Востоке Г.

Раулинсона. Меморандум предусматривал: расширение военных коммуникаций Англии и создание укрепленных пунктов и военных плацдармов на границе Афганистана, размещение на территории Афганистана британских консульств и агентств для контроля над политикой Кабула.

Используя обострение межимпериалистических противоречий в борьбе за распределение сфер влияния, Англия добилась от русского царизма (соглашение 1873 г.) признания Афганистана своей «сферой влияния».

Осуществляя курс «наступательной политики», англо-индийские власти начали в 70-е годы захват пограничных с Афганистаном пуш­тунских земель. Они навязали также граничившему с владениями пуштунских племен княжеству Кветта договор, предусматривавший строительство железной дороги и линии телеграфа и, главное, полный контроль Англии над всей внешней и внутренней политикой этого княжества. Тем не менее заставить афганского эмира принять постоянных английских резидентов Англии не удалось.

Не скрывая своего стремления включить в состав английских владений всю территорию пограничных пуштунских племен и полностью подчинить себе правителей Кабула, вице-король Индии Литтон отозвал из Кабула английского неофициального представителя и начал военные приготовления. Одновременно Англия попыталась склонить Афганистан на совместное выступление против России. Однако Шер Алихан не склонен был идти на уступки Англии, поскольку имел основание надеяться на поддержку России. Царское правительство на­правило в соседние с Афганистаном районы Средней Азии подразделения русских войск, а в Кабул весной 1878 г. была послана дипломатическая миссия во главе с генералом Столетовым, который подписал с Шер Алиханом проект афгано-русского договора о союзе.

Однако, поскольку на Берлинском конгрессе между Англией и Россией было достигнуто временное соглашение по вопросам европейской политики, царское правительство отказалось ратифицировать этот договор. В свою очередь Англия потребовала от Шер Али-хана принять в Кабуле британскую миссию Н. Чемберлена и сопровождавший ее военный отряд. Н. Чемберлен должен был добиться от эмира разрыва отношений с Россией и установления английского агентства в Кабуле, Балхе и Герате, однако английская миссия не была пропущена в страну. Переговоры эмира со Столетовым и отказ принять английскую миссию были использованы Англией как предлог для начала войны. Премьер-министр Англии лорд Биконсфильд заявил в палате общин, что северо-западная граница Индии «случайна и ненаучна», а Афганистану был послан ультиматум с требованием немедленно удовлетворить все английские претензии. Не дожидаясь ответа на этот ультиматум, 35-тысячная британская армия вторглась в Афганистан в ноябре 1878 г.

Согласно предварительно разработанному плану английские войска двигались в Афганистан по трем направлениям. Первым с войсками неприятеля под командованием генерала Броуна встретились пограничные афганские отряды у входа в Хайберское ущелье. Афганский гарнизон крепости Али Масджил оказывал упорное сопротивление, но вынужден был отступить. В середине января 1879 г. войска генерала Броуна овладели Джелалабадом. Не готовые к военным действиям регулярные афганские части были фактически застигнуты врасплох и не могли оказать должного отпора. В результате британские войска продвинулись в глубь страны.

Английским военачальникам путем подкупа афганских ханов и придворных в Кабуле удалось спровоцировать внутренние беспорядки. Шер Али-хан вынужден был вместе с членами русской миссии выехать на север в Мазар-и-Шериф, оставив Кабул в руках своего сына Якуб-хана, известного своими проанглийскими симпатиями. Он не терял надежды прекратить агрессию и с этой целью обратился с посланием к английскому правительству, в котором угрожал добиваться созыва международного конгресса.

Русский посол в Лондоне Шувалов в свою очередь послал английскому кабинету несколько нот протеста. Однако английское правительство игнорировало все эти дипломатические демарши. Что касается Шер Али-хана, то по прибытии в Мазар-и-Ше-риф он заболел и 20 февраля 1879 г. скончался.

Якуб-хан был гораздо более сговорчивым, чем его отец. После занятия южной колонной афганских войск Кандагара, несмотря на продолжающуюся народную борьбу, он приказал прекратить сопротивление и заключил 26 мая 1879 г. в местечке Гандамак с Луи Каваньери, уполномоченным англо-индийского правительства, кабальный для Афганистана мирный договор. Афганские правители лишались отныне права самостоятельных сношений с другими государствами: их внешняя политика подчинялась контролю англо-индийского правительства. За англичанами признавалось право на управление районами Сиби, Пишина и Курама, а также контроль над горными перевалами. Вся деятельность эмира Афганистана должна была подчиняться контролю английского резидента в Кабуле. За это ему была назначена ежегодная субсидия в 600 тыс. рупий. Так закончился первый этап англо-афганской войны. Сказались неподготовленность афганских регулярных частей, отсутствие твердого руководства, предательское поведение части афганских феодалов во главе с Якуб-ханом.

Однако народное сопротивление нарастало. Свободолюбивые афганцы никогда не мирились с господством иностранцев и иноверцев. Против иноземцев выступали представители всех общественных слоев. В этих условиях призыв мусульманских мулл к священной борьбе с неверными (подавляющее большинство населения исповедовало ис­лам) получил массовую поддержку и способствовал сплочению афганских племен. В самом Кабуле население было настроено крайне враждебно к оккупантам. Повсюду афганцы поднимались на вооруженную борьбу. К активному сопротивлению готовились также пат­риотически настроенные представители феодалов, возмущенные Ган-дамакским кабальным договором.

В стране начиналась партизанская война. Отряды народного ополчения постепенно стягивались к столице.

Народное движение, охватывавшее с каждым днем все новые слои крестьян, ремесленников и патриотически настроенного сардарства, развивалось под лозунгом от­мены Гандамакского договора и изгнания из Афганистана британских интервентов. Между тем английский резидент в Кабуле вмешивался во- внутренние дела Афганистана, раздавал награды проанглийски настроенным сардарам, распоряжаясь казной эмира. Все это подогревало антианглийские настроения. В столице и других городах, захваченных англичанами, происходили постоянные столкновения между афганцами и британскими солдатами. В 1879 г. афганские солдаты начали в Кабуле восстание. С помощью горожан они осадили английское резидентство, все находившиеся в здании англичане были убиты. Перепуганный Якуб-хан поспешил послать извинение вице-королю Индии и приказал своему наместнику в Кандагаре исполнять приказы английских представителей.

Английское правительство приняло решение послать в Афганистан карательный отряд под командованием генерала Робертса, которому было приказано занять Кабул и заявить, что английские войска больше не уйдут из Афганистана и окажут «поддержку и защиту каждому, кто будет им содействовать». Якуб-хан выступил навстречу Робертсу.

Однако афганские партизанские отряды и крестьяне оказали карателям упорное сопротивление. На подступах к Кабулу крестьянские отряды и солдаты армии бывшего эмира Шер Али-хана (1868–1878), возглавляемые Мухаммед-ханом, преградили путь интервентам. После напряженных боев английские войска одержали победу над повстанцами, многие из которых были вооружены лишь топорами. Плохо вооруженные афганские части отступили в сторону Газни.

Войска генерала Робертса заняли Бала-Хисар и вступили в столицу. Специальная прокламация угрожала смертной казнью каждому, кто попытается оказать сопротивление, и обещала денежное вознаграждение за выданных англичанам офицеров или солдат, причастных к нападению на английское резидентство. В Кабуле была создана военно-судебная комиссия для расследования обстоятельств, связанных с восстанием.

Террор и массовые репрессии усиливались с каждым днем. Эмир Якуб-хан, обвиненный в неспособности оказать сопротивление восставшим, был смещен с престола и сослан в Индию.

Центром народной войны против английских захватчиков стала область Газни, куда стекались повстанческие отряды. Одним из наиболее сильных был отряд афганского генерала Мухаммеда Джан-ха-на Вардака, бывшего артиллерийского офицера в армии эмира Шер Али-хана. Его ополчения состояли из афганцев и таджиков Кохистана. Он склонил к участию в антианглийской народной войне племя вардак. Мухаммед Джан-хан собрал под свои знамена часть солдат афганской регулярной армии и полков, прибывших из афганского Туркестана. Активную антианглийскую агитацию вел мусульманский богослов Дин Мухаммед. Он одним из первых издал фетву (религиозное постановление), призывавшую народ к священной войне против англичан. За ним пошли гильзайские и момандские племена. В Газ­ни формировались отряды пехоты, проходившие специальное военное обучение. У повстанцев Газни были и свои кавалерийские части. Ополчения стали создаваться и в других районах Афганистана.

В конце 1879 г. отряды из Газни, Кохистана и других районов двинулись к Кабулу. Генерал Роберте послал им навстречу английских солдат. На подступах к Кабулу развернулись ожесточенные бои, и отряды народных ополченцев, поддержанные жителями Кабула, заняли столицу. Но после прихода новых крупных подразделений из Индии войска Мухаммед Джан-хана вынуждены были отступить и оставить Кабул.

Таким образом, в руках англичан находились и Кандагар и Кабул, а также укрепления, позволявшие им контролировать пути из Афганистана в Индию. Тем не менее положение их в оккупированной, но не покоренной стране было крайне непрочным. Антианглийская народная борьба не прекращалась. Даже наиболее экспансионистски настроенные английские политические деятели поняли, что придется отказаться от аннексии Афганистана. Поэтому вновь были выдвинуты планы расчленения страны и превращения отдельных ее частей в вассальные или полностью зависимые от Англии княжества.

Главнокомандующему английскими войсками в Афганистане было дано секретное указание поддерживать и закреплять сепаратизм в областях Афганистана. Весной 1880 г. англичанам удалось захватить Газни и организовать крупные карательные экспедиции против повстанцев. Одновременно английские колонизаторы стали подыскивать нового правителя Кабула, способного стабилизировать положение в центре Афганистана и вместе с тем недостаточно сильного, чтобы освободиться от опеки Англии.

БАЛ ГАНГАДХАРА ТИЛАК

- патриот радикально-демократического крыла в национально-освободительном движении Индии.

Бал Гангадхар Тилака (1856 — 1920 гг.). Тилак, происходивший из старинной маратхской брахманской семьи, с ранних лет воспринял традиции освободительной борьбы маратхов, восходящие к эпохе создания маратхского государства во главе с Шиваджи. Национальные традиции пронизывали всю политическую агитацию Тилака. Еще находясь в колледже, Тилак имеете с группой своих единомышленников задумал создать общедоступную школу, в которой маратхакая молодежь воспитывалась бы в духе маратхского национализма. В 1880 г. в Пуне была открыта «Новая английская школа», а со следующего года Тилак стал издавать газеты «Кесари» («Лев») на маратхском и «Махратта» на английском языках.

В статьях, публиковавшихся в этих органах печати, а также в лекциях, читавшихся в школе, Тилак и его сторонники выступали наиболее последовательными защитниками интересов всей индийской национальной буржуазии. Формой защиты интересов индийских промышленников Тилак избрал бойкот английских товаров.

Подобно бенгальским мелкобуржуазным демократам, Тилак выступал за улучшение материального положения масс, но он не выдвинул четкой программы по аграрному вопросу.

Сочувственно относясь к выступлениям масс против колониального режима, Тилак не считал вооруженную борьбу правильным путем завоевания независимости. На этом этапе тичакисты свою основную задачу видели в подготовке «масс» (т. с. широких мелкобуржуазных слоев) к будущей борьбе за независимость.

В отличие от Бенгалии и Махараштры в остальных районах Индии в 70 — 80-е годы национальное движение еще не достигло подобного уровня развития.

Бал Гангадхар Тилак (Bāḷ Gaṅgādhar Ṭiḷak, маратхи: बाळ गंगाधर टिळक, 23 июля 1856 - 1 августа 1920) - индийский националист, социальный реформатор, борец за свободу, первый всенародно известный лидер движения независимости Индии, "отец индийских беспорядков", школьный учитель, преподаватель санскрита, журналист, авторитетный специалист по математике, астрономии, религиозныму законоведению, индуизму и Ведам. Носил почетный титул Локманья(Lokmanya), что значит "Любимый народом" или "Почитаемый миром".

Тилак родился в Ратнагири, штат Махараштра, в брахманской семье среднего достатка. Отец его был известным преподавателем санскрита и очень рано начал обучать и своего сына. Тилак блестяще учился, с детства интересовался математикой, от дедушки, жившего в Каши во время восстания 1857 г., слушал рассказы о борцах с англичанами Нана-сахибе, рани Джханси Лакшми-бай и др. Когда Тилаку исполнилось 10 лет, семья переехала в Пуну, где мальчик стал учиться в англо-индийской школе. По окончании, в возрасте 16 лет он поступил в колледж Декана, закончил его в 1877 г. первым в классе по математике. Тилак принадлежал к первому поколению индийцев, получивших современное западное образование в колледже. С 1877 г. Тилак преподает математику в Фергюссон-колледже в Пуне. Тогда же он начал журналистскую карьеру с критики западной системы образования, которая унижает индийских учеников и внушает неуважение к к наследию Индии. Вместе с одноклассниками Гопалом Ганешем Агаркаром (Gopal Ganesh Agarkar) и Вишнушастри Чиплункаром (Vishnushastry Chiplunkar) он организовал Образовательное общество Декана для улучшения качества обучения индийской молодежи, а в 1880 г. основал 2 ежедневные газеты "Kesari" ("Лев"), на маратхи, и "The Mahratta" на английском.

В 1890 г. Тилак вступает в Индийский национальный конгресс и начинает активнее заниматься политикой, публикуя в своих газетах оппозиционные британским властям статьи.

В частности, в 1891 г. он активно выступил против "Билля о возарсте согласия", в котором английские власти намеревались поднять брачный возраст индусских невест с 10 до 12 лет. Тилак счел этот законопроект злостным вмешательством в индийские религиозные традиции.

После этого инцидента он приобрел славу упорного индийского националиста.

В 1897 г. во время эпидемии бубонной чумы в Бомбее, когда английские власти приняли крайне жестокие "карантинные" меры, Тилак опубликовал в своей газете "Кесари" взволнованные статьи, где цитатами из "Бхагавад Гиты" призвал к сопротивлению угнетателям. После публикации этих статей непосредственные руководители "карантина" были убиты. Тилака обвинили в подстрекательстве к убийству и приговорили к лишению свободы сроком полтора года. В тюрьме он написал книгу "Арктическая родина в Ведах". Впервые в британской истории английская интеллигенция (в т.ч. великий востоковед Макс Мюллер) приняла участие в его судьбе и убедила правительство в неправедливости судебного разбирательства. Тилак вышел из тюрьмы национальным героем и провозгласил новый лозунг: «Сварадж (самоуправление) - это право моего рождения, и я его получу" (Swaraj is my birth right and I will have it).

В 1908 г., после теракта, направленного против английского окружного судьи Дугласа Кенфорда, и публикаций статей, в которых Тилак защищал нациионалистов-террористов и призывал к немедленному ввдению Сварадж, он был арестован за подстрекательство к мятежу, осужден и сослан в Мандалай, Бирма, где отбывал срок с 1908 по 1914 г.

Вернувшись из Мандалая, Тилак был признан лидером насильственной революции в Индии. Он участвовал в создании Всеиндийской лиги самоуправления в 1916-18, вместе с Анни Безант, Жозе Баптистой и Мухаммедом Али Джинной. В 1916 году он подписал исторический Пакт Лакхнау об индийско-мусульмском согласии с Мухаммедом Али Джинной, будущим основателем Пакистана. В 1918 году Тилак посетил Англию в качестве президента Индийской лиги самоуправления, и налаживал отношения с лидерами лейбористской партии. Вернувшись домой в 1919 г. для участия в заседании Конгресса в Амритсаре, Тилак выступает против политики Ганди о бойкоте выборов в законодательные советы и критиком стратегии Махатмы Ганди о ненасильственном гражданском неповиновения. Агитируя за выборы, Тилак посетил Сангли, Хайдерабад, Карачи, Солапур, Каши, рассказывая людям о целях Лиги самоуправлении. Скончался от диабета в Бомбее в 1920 г.

Несмотря на политические разногласия, индийские лидеры отдавали должное трудам Тилака. Махатма Ганди называл его создателем современной Индии, а Джавахарлал Неру - отцом индийской революции. Труды Тилака по индийской культуре, истории и индуизму распространяют чувство гордости среди миллионов индийцев за наследие древней цивилизации Индии и славу нации. Тилак считается также и отцом национализма в Индии. Он был кумиром индусского революционера Винаяка Дамодара Саваркара (Vinayak Damodar Savarkar), который создал политическую доктрину Hindutva ("Индийскость").

Тилак - автор хорошо известный книги "Орион, или Исследования о древности Вед" (The Orion, or, Researches into the antiquities of the Vedas, 1893), в которых он использовал астрономию, чтобы установить, что ведийцы присутствовали в Индии по крайней мере уже в 4-м тысячелетии до н.э. Позже, в 1903 году, он написал гораздо менее научную "Арктическую родину в Ведах" (Arctic Home in the Vedas). В ней он утверждал, что Веды можно было сочинить только в условиях крайнего Севера, и арийские барды принесли их на юг с началом последнего ледникового периода. Тилак также - автор "Geetarahasya» - анализ «Кармайоги» в Бхагавадгите, центральной части Вед и Упанишад.

<< | >>
Источник: «Независимое государство Конго» и колониальный режим Леопольда II. Преобразование НГК в бельгийскую колонию.Лекция. 2016

Еще по теме ВТОРАЯ АНГЛО-АФГАНСКАЯ ВОЙНА:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -