<<
>>

Филяппины B период правления Ф. Маркоса (1965—1986 годы)

Ha этом фоне в 1965 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал кандидат от Партии националистов Ф. Маркос, перешедший туда незадолго до этого с рядом своих сторонников из Либеральной партии.

Это был, пожалуй, первый президент в истории Филиппин, который не только получил поддержку традиционной элиты, HO и сумел привлечь на свою сторону широкие социальные слои популистскими лозунгами типа «рис, школы, дороги». Bo внешней политике он сохранил ориентацию на США. B частности, Филиппины направили свои войска в Индокитай, но затем во внешнеполитический курс были внесены некоторые коррективы.

Страна в 1967 г вошла в АСЕАН и пыталась проводить, по мере возможностей, самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Ho уже к началу 70-х годов в обществе нарастают кризисные тенденции, особенно в сельском хозяйстве. Вспыхивали антиправительственные мятежи крестьян. Попытки их подавления вооруженным путем успеха не имели. Начинаются сепаратистские выступления мусульманского населения'на юге Филиппин, традиционно отстававшем в своем развитии от других районов. Еще в 1969 г. там был создан Фронт национального освобождения моро (ФНОМ), объединивший в своих рядах мусульман-сепаратистов.

B число оппозиционных входили также созданное в 1968 г. буржуазно-националистическое Христианско-социальное движение (ХСД), требовавшее осуществления преобразований, направленных на улучшение жизни рядовых филиппинцев. Особенностью движения было наличие в его рядах католического духовенства, до того времени не участвовавшего в активной политической жизни. Лидер организации Манглапус, попытался превратить его в подобие «третьей силы», противостоящей двум «традиционным» партиям. Тогда же активной политической силой стало «Движение за развитие национализма» (МАИ) во главе с соратником Рекґо Л. Таньа- да, выступавшего за «деамериканизацию» внутренней и внешней политики Филиппин.

Что касается деятельности коммунистов, то в конце 60-х годов под влиянием идей китайской «культурной революции» в радах КПФ произошел раекол. Выделившаяся группировка во главе с X. Сисоном (А. Гереро) выступила за вооруженные формы борьбы против правительства. B 1968 r., при поддержке КНР, была создана параллельная КПФ (КПФ идей Mao Цзэдуна), укрепившая связи с «новыми хуками» — крестьянскими отрядами, которые продолжали борьбу после поражения восстания 1948—1953 гг. на острове Лусон. B марте 1969 г. была образована «Новая народная армия» (HHA), начавшая гражданскую войну. Большая часть КПФ в такой обстановке пошла на переговоры с правительством и в 1974 г. был снят запрет ее деятельности.

B оппозицию Ф. Маркосу встали также наиболее влиятельные филиппинские кланы Лопесов, Акино и др. Они опирались на старую аристократию и, в отличие от Ф. Маркоса, выражали интересы крупной национальной буржуазии. Ha практике этот конфликт вылился в противоборство правящей Партии националистов во главе с Ф. Маркосом и Партии либералов, лидером которой являлся сенатор Б. Акино.

Б. Акино стремился составить соперничество Ф.Маркосу на выборах 1973 г. Понимая реальную для себя опасность потерять власть, последний ввел в сентябре 1972 г. на всей территории страны чрезвычайное положение. C этого момента в политической истории Филиппин принято выделять следующий этап, продолжавшийся вплоть до свержения Ф.Маркоса в 1986г.

Ha практике режим чрезвычайного положения выразился в отмене действия конституции, роспуске парламента, запрещение деятельности политических партий и выдвижении новой концепции развития Филиппин -так называемой доктрины «нового общества».

Суть доктрины состояла в попытках выработки своего, отличного от социализма и капитализма, пути развития Филиппин, истоки которого уходили в теории мыслителей конца XIX в., в частности, X. Рисаля. Важным элементом выступала также апелляция к прошлому, как аргумент выработки государственной политики, стремление синтеза идей западной демократии с элементами традиционной филиппинской политической культуры.

Впоследствии Ф. Маркос развил свокІ доктрину и выдвинул идею альтернативы, которая могла бы, по его мнению, соединить капиталистическую и социалистическую системы. Ha практикедан- ные теоретические положения прикрывали авторитарную диктатуру, опиравшуюся на несколько богатейших кланОв и подавлявшую любые формы оппозиции режиму личной власти.

B январе 1973 г. была введена в действие новая конституция, заменившая прежнюю, выработанную еще в 1935 г. американцами. По новому основному закону Филиппины трансформировались из президентской в парламентскую республику. Высшим законодательным органом становилась однопалатная Национальная ассамблея. Исполнительной властью должен был руководить премьер- министр, однако, в условиях действовавшего чрезвычайного положения, фактическую власть имел президент (одновременно являвшийся и премьер-министром). Правил он посредством декретов и роль парламента, таким образом, была номинальной.

B 1978 г. на базе Партии националистов было создано правящее Движение за новое общество, победившее на президентских и парламентских выборах. Однако правящий режим опирался не только на эти институты, а прежде всего на армию, которая при Ф. Маркосе стала играть в обществе важную роль.

B 1981 г. Ф. Маркос, обеспечив себе победу на выборах, отменил действие чрезвычайного положения. B этот период усиливается влияние католической церкви на политическую жизнь Филиппин. Еще в 1979 г. руководство требовало отмены чрезвычайного положения и призывало Маркоса не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах во избежание гражданской войны.

После президентских выборов и отмены чрезвычайного положения, юридически Ф. Маркос потерял право возглавлять исполнительную власть. Ho факт всенародного избрания должен был показать широкую поддержку населением его кандидатуры и дезорганизовать набиравшую силу оппозицию, создавшую накануне выборов блок Объединенная демократическая оппозиция (ЮНИДО). Однако реальных шансов на победу это движение не имело. Понимая это, лидеры ЮНИДО накануне президентских выборов призвали к их бойкоту.

Таким образом, у Ф. Маркоса не оказалось серьезных соперников. После победы он объявил о начале следующего этапа развития филиппинской государственности — так называемой «новой республики». Тем не менее, выборы выявили серьезный раскол в обществе. Особенное недовольство вызывали авторитарные методы правления, сохранение американского военного присутствия в стране, ухудшение жизненного уровня основной массы населения.

Летом 1983 г. был убит один из лидеров, оппозиции. Б. Акино. Согласно официальной версии, его убил фанатик-одиночка из HHA, но в общественном мнении росла уверенность в причастности к этому преступлению окружения президента. Это вызвало волну демонстраций, поддержанную церковью и частью армии. B стране вновь нарастала политическая напряженность.

K середине 80-х годов начало сокращаться промышленное производство и ВНП, рос внешний долг. Ширилась популярность оппозиции, и прежде всего вдовы Б. Акино-Корасон. Буржуазные оппозиционные партии раздирались йнутренними противоречиями. Этим решил воспользоваться Ф. Маркос неожиданно объявивший о проведении досрочных президентских выборов в феврале 1986 г.

Оппозиция, считавшая главной задачей во что бы то ни стало свергнуть Ф. Маркоса, сумела объединиться вокруг кандидатуры К. Акино. Это явилось неожиданностью для Ф. Маркоса, баллотировавшегося на очередной срок от правящей партии Движение за новое общество.

Ha состоявшихся выборах Корасон Акино одержала победу. Ф.Маркос вынужден был покинуть страну и уехать в США, где вскоре скончался.

. Поиск выхода из кризиса. Приход к власти К. Аки-

Филиппины .„„_

в конце но conP0BoaWajica принятием в 1987 г. новой кон- eo-x-90^ годы ституции, по которой предусматривалась демократизация политической жизни Филиппин. Согласно Конституции, Филиппины являлись президентской республикой, в которой глава государства одновременно исполняет обязанности руководителя правительства. B 1988 г. сторонники К.

Акино объединились в движение Борьба за филиппинскую демократию. Их основным соперником осталась Партия Националистов. Претворение в жизнь этих начинаний затруднялось ситуацией нараставшей политической нестабильности, выразившейся как в попытках сторонников бывшего президента совершить государственный переворот, так и в активизации экстремистов.

Мусульманская оппозиция также стремилась реализовать свои цели и в 1990 г. даже провозгласила образование на юге Филиппин «исламской республики». Лишь в 1996 г. правительству удалосьдо- стигнуть с ними соглашения о прекращении военных действий.

B 90-е годы Филиппины продолжали оставаться государством, в котором сохраняется острая внутриполитическая ситуация. К. Акино в 1992 г. добровольно покинула пост президента и на ее место был избран Ф. Рамос. C 1998 г. президентом является Джозеф Эстрада. K этому времени Филиппины превратились в государство с развивающейся экономикой, в которой более половины самодеятельного населения продолжает заниматься сельским хозяйством.

B стране господствует крупное землевладение, аграрная реформа, направленная на усиление элементов рынка в сельском хозяйстве, пока успехом не увенчалась из-за недостатка у правительства средств для выкупа земли у помещиков и сопротивлению на местах. По официальным оценкам, свыше двух третей населения проживает за чертой бедности, хотя среднедушевой годовой доход в 1300 долларов намного выше, чем, например, в соседних государствах Индокитая или в Бирме. Страна имела к концу 90-х годов сравнительно большой внешний долг- около 45 млрд, долларов, который, тем не менее, имеет тенденцию к увеличению.

Индонезия

Борьбаза После капитуляции Японии во второй мировой независимость войне 17 августа 1945 г. была провозглашена неза- (1945—1950 висимость Индонезии. Ha следующий день прези- Γ°Α“) дентом Республики Индонезия стал Сукарно.

B основу государственной идеологии были положены теория мархаэрнизма и выработанные накануне провозглашения независимости принципы Панча сила, которые в новых условиях трактовались следующим образом: национализм — как принцип унитарного государства, утверждающий идеалы общеиндонезийской нации; интернационализм (единствочеловека) — подчеркивал равноправие Индонезии на мировой арене и отрицание шовинизма;

суверенитет народа (народовластие) — внедрение традиционной общиной системы (обсуждение спорных проблем вплоть до достижения консенсуса); социальное благоденствие означало справедливость для всего народа; вера в единого Бога -свободу вероисповедания и веротерпимость.

Первые четыре принципа являлись развитием теории мархаэрнизма., а последний был сформулирован Сукарно впервые.

Голландия, не успевшая вернуться в Индонезию после ухода японцев, не смирилась со сложившейся ситуацией и попыталась силой восстановить положение, существовавшее до второй мировой войны. Осенью 1945г. начались военные действия, так и не давшие голландцам ощутимых результатов: B ноябре 1946 г. между двумя странами было подписано соглашение, по которому Индонезия получала статус субъекта международного права.

C началом «холодной войны» военные действия вновь были продолжены, и лишь в августе 1949 г. Голландия признала независимость Соединенных Штатов Индонезии (СШИ), президентом которых стал Сукарно. Западный Ириан остался под управлением Голландии. СШИ входили в так называемый Голландский Индонезийский союз и обязаны были ограничить свой суверенитет. Такое положение не могло устроить индонезийских лидеров и 15 августа 1950 г. было провозглашено создание унитарной Республики Индонезия, которую вскоре признали СССР, КИР и иХ союзники.

Легальная политическая деятельность началась в Индонезии сразу после августа 1945 г. Согласно принятой конституции, высшим законодательным органом объявился Народный консультативный конгресс (HKK), в полномочия которого входило избрание президента, утверждение конституции, определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Из политических партий в тот период значительную роль играла коммунистическая (КИИ), но после неудачных попыток захвата власти в 1948 г. и 1951 г. она оказалась ослабленной. B январе 1946 г. была воссоздана Национальная партия (НИИ). Ee идеологической основой стали принципы Панча сила и мархаэрнизма. НИИ пользовалась поддержкой значительной части населения. Вскоре на политической арене укрепилась и партия Мушуми, лидеры которой ставили основной своей задачей создание в Индонезии мусульманского теократического государства.

Всего к началу 50-х годов в Индонезии насчитывалось порядка трндцати партий.

<< | >>
Источник: A.M. Родригес. Новейшая история стран Азии и Африки: XX век: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений: B 3 ч. / Под ред. A.M. Родригеса. — M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Ч. 2: 1945-2000. — 320 с.. 2000

Еще по теме Филяппины B период правления Ф. Маркоса (1965—1986 годы):

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -