<<
>>

§ 5. Китай в 1914—1925 гг.

Китай в годы Сразу после начала Первой мировой войны режим Первой Юань Шикая объявил о нейтралитете Китая. Тем мировойвойны не менее, учитывая то обстоятельство, что в стране имелись сферы влияния враждебных друг другу держав, остаться в стороне от происходивших событий было невозможно.

Призыв китайского правительства к воюющим державам не

переносить военные действия на его территорию не был услышан. Япония давно уже стремилась расширить сферу своего влияния за счет германских «арендованных территорий» на Шаньдунском полуострове и 22 августа 1914 г. высадила свой 30-тысячный экспедиционный корпус неподалеку от порта Циндао. B течение двух месяцев весь полуостров оказался под ее контролем. B планах японского правительства в качестве задачи-максимум в то время появилась идея вытеснения и держав Антанты из Китая с последующим установлением своего контроля над всей его территорией.

B это время Юань Шикай был занят осуществлением на практике своей идеи трансформации президентской республики обратно в монархию. Первым шагом в этом направлении стало его присутствие в декабре 1914 г. в полном императорском облачении на торжественном жертвоприношении в храме Неба, во время которого он совершил все ритуальные действия, выполнявшиеся прежде маньчжурскими правителями.

18 января 1915 г. Япония в лице своего посланника предъявляет Юань Шикаю ультиматум, получивший название «21 требование». B случае его выполнения Китаю грозила участь превращения в полностью зависимое от Японии государство.

Содержание этого документа можно разделить на пять частей. Первая содержала признание Китаем фактического господства Японии над Шаньдунским полуостровом. Вторая предполагала установление контроля над Южной Маньчжурией и Внутренней Монголией. Третья подразумевала передачу Японии крупнейшего китайского металлургического комбината в Ханьепине (Центральный Китай). Четвертая не допускала какие-либо другие державы к контролю китайскихтерриторий, а последняя, пятая, состоявшая из семи пунктов, предполагала назначение японских советников в китайскую армию, полицию, МИД и министерство финансов. Оружие Китай обязывался покупать только в Японии, кроме того, японцы должны были получить концессию на строительство железной дороги в районе реки Янцзы и преимущественное право в промышленном развитии провинции Фуцзянь.

Юань Шикай оказался в сложном положении. C одной стороны, Китай был весьма слаб д ля того, чтобы вооруженным путем противостоять Японии. Ha поддержку держав Антанты рассчитывать не приходилось из-за их занятости на фронтах Первой мировой войны. Кроме того, содержание требований вызвало волну возмущения не только среди прогрессивно настроенной общественности, но и среди значительной части китайской элиты, пришедшей к власти на волне Синь- хайской революции. B ряде районов Южного Китая начался бойкот японских товаров, забастовки на предприятиях, принадлежавших японскому капиталу. Такое стихийное развитие событий не входило и в планы японцев. Поэтому они их вскоре скорректировали в части снятия в пятой группе требований всех пунктов за исключением провинции Фуцзянь. 9мая 1915 г. Юань Шикайпосовету английских и американских полномочных представителей согласился на принятие «скорректированного» варианта «21 требование».

Этот день в Китае рядом общественных организаций был объявлен «днем национального позора». B стране еще больше развернулась антияпонская кампания.

Будучи опытнейшим политиком, Юань Шикай даже в невыгодной для себя ситуации попытался объяснить свои действия тем, что у него слишком слабые властные полномочия, а республиканское правление неэффективно для монархического по своей природе китайского общества. Поэтому он продолжил свою деятельность по восстановлению института императорской власти, выдав вначале свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И. Породнившись, таким образом, с бывшей императорской династией, он в глазах монархистов приобрел еще большие основания стать во главе новой династии. Петиции по этому поводу, организованные сторонниками восстановления монархии, шли к нему в больших количествах начиная с середины 1915 г.

Дискуссии по поводу восстановления императорской власти вызвали раскол в китайском обществе и самые неоднозначные оценки иностранных держав. Опасаясь взрыва недовольства политикой Юань Шикая, по инициативе Японии, представители Великобритании, Франции, Италии и России потребовали в октябре 1915 г. временно отложить изменение формы правления в Китае «во избежание возможных беспорядков». Однако Юань Шикая это не остановило, и процесс превращения страны в монархическое государство был продолжен. 11 декабря Центральнаясовещательнаяпалатаприняла решение об учреждении в стране конституционной монархии и обратилась к Юань Шикаю принять символы императорской власти.

Республиканская оппозиция, расколотая внутренними противоречиями, ничего не смогла противопоставить монархическому реваншу. Сунь Ятсен как наиболее авторитетный лидер продолжал находиться в эмиграции, где летом 1914 г. вместо разгромленного и запрещенного в Китае Гоминьдана образовал новую политическую организацию Китайскую революционную партию (Чжунхуа Гэ- миндан). B основу программы партии был положен принцип личной преданности лидеру, а также лозунги народовластия, народного благоденствия и «конституция пяти властей».

Сунь Ятсен, опираясь на опыт Китая, считал, что, помимо закрепленного в западной политической системе положения о разделении трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, должны присутствовать ещедве экзаменационная и контрольная. Этот тезис входил, в качестве составляющей, еще во «второй народный принцип» Объединенного союза.

Деятельность этой партии проходила в глубоком подполье, и поэтому реальных рычагов воздействия на сложившееся положение дел она не имела.

B такой ситуации инициативу взяли на себя командующие наемными провинциальными армиями — дуцзюни, фактически отстранившие губернаторов провинций от реальной власти на местах.

B отечественной историографии дуцзюней чаще всего называют милитаристами, что иногда создает путаницу из-за более распространенного и известного одноименного понятия, сложившегося на Западе и подразумевающего под милитаристом человека, исповедующего идеологию военщины.

Большинство из них пришли к власти во время Синьхайской революции и помогли Юань Шикаю ее завершить, но теперь имели свои, отличные от центральной власти планы дальнейшего развития Китая. Юань Шикай, пытаясь сохранить контроль за внутриполитической ситуацией, назначал их на должности правителей подведомственных районов. Ho ожидаемого результата это не дало. C конца 1915 г. в ряде отдаленных от Пекина провинций под руководством местных дуцзюней поднимается волна восстаний против власти Юань Шикая. Восставшие провинции (это были в основном территории Южного и Юго-Западного Китая) широко использовали популярные в народе антимонархические лозунги. Вскоре туда прибыл Лян Цичао, к тому времени окончательно разочаровавшийся в политике Юань Шикая.

Почувствовав неладное, Юань Шикай в конце марта 1916 г. вынужден был отказаться от восстановления монархии, но было уже поздно. Восставшие дуцзюни требовали его отставки. 12 мая в Гуанчжоу была провозглашена «Южная федерация независимых провинций», в которую вошли представители провинций Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун, объявившие о своем неподчинении Пекину.

B разгар кризиса, 6 июня, Юань Шикай внезапно скончался от сердечного приступа. Вице-президент Ли Юаньхун, занявший место покойного, возобновил действие конституции 1912 г. и восстановил работу разогнанного парламента. B Китай из эмиграции возвратились многие противники Юань Шикая, в том числе и Сунь Ятсен. Таким развитием событий была недовольна Япония, увидевшая в происходившем угрозу своим интересам. Ee ставленником стал глава правительства Дуань Цижуй. Поводом для его столкновения с новым президентом стал вопрос об участии Китая в Первой мировой войне. Если премьер, за которым стояла подцержка стран Антанты, настаивал на немедленном разрыве отношений с Германией и вступлении в антигерманскую коалицию, то президент проявлял колебания. B итоге победила точка зрения премьера, поддержанная большинством дуцзюней Севера и Центра Китая.

B апреле 1917 г. в своей работе «Вопрос жизни и смерти Китая» Сунь Ятсен выступил категорически против участия Китая в войне, обвинив северное правительство в преследовании своих корыстных интересов.

B июне 1917 г. Ли Юаньхун вынужден был распустить парламент. Большинство его депутатов бежали на Юг, куда вскоре перебрался и Сунь Ятсен.

Приверженцам реставрации монархии показалось, что наконец- то наступило подходящее время для реванша. 1 июля генерал Чжан Сюнь ввел свои войска в Пекин и объявил о восстановлении «законной власти» свергнутого в 1912 г. императора Пу И, которому в тот момент было 12 лет. Идейным вдохновителем переворота стал Кан Ювэй — инициатор «ста дней реформ» в 1898 г. Ho к тому времени его авторитет в обществе уже был несоизмерим с прежним. Монархия продержалась несколько дней. Ee не подцержали даже японцы, не говоря уже о широких слоях населения. Дуань Цижуй, увидевший бесперспективность происходящего, сам вызвался подавить мятеж. Чжан Сюнь и Кан Ювэй бежали из Пекина.

Политический

расколКитая.

Дуцзюнат

Происшедшие события показали слабость центральной власти в Пекине. Новый президент не имел и малой доли авторитета прежнего императорского дома. Поэтому он вынужден был все в большей степени считаться с мнением дуцзюней. 14 августа 1917 г. Китай объявил войну Германии. Его участие в боевых действиях на стороне Антанты выразилось в посылке на Западный фронт нескольких десятков тысяч кули для военных работ и в финансовых затратах на сумму около 220 млн американских долларов.

3 октября в Гуанчжоу вновь открылось заседание парламента Китайской Республики, на котором депутаты отказались утвердить в должности Дуань Цижуя и избрали Сунь Ятсена на пост «генералиссимуса войск для похода на Север». Ему было поручено формирование правительства и поставлена задача начать войну против северных дуцзюней. Однако и Сунь Ятсен, как и его противник в Пекине, оказался заложником дуцзюней, но только Южного Китая (юньнаньс- ких, гуансийских и сычуаньских). Таким образом, реальная власть в стране с того момента была уже в руках военных правителей провинций, для которых оба параллельных правительства стали лишь ширмой для реализации собственных планов. Эта система получила название дуцзюнат и просуществовала в Китае вплоть до окончания революции 1925—1927 гг. Она привела к расколу Китая на множество территорий, слабо соединенных между собой.

Подобная система имела в Китае глубокие исторические корни, но лишь после смерти Юань Шикая она приобрела столь широкий размах. Довольно часто соседние провинции объединялись в группировки, поддерживающие на политической арене того или иного деятеля. Наиболее влиятельной до окончания Первой мировой войны была бэйянская (северная), в свою очередь делившаяся на фэн- тянскую (маньчжурскую), чжилийскую и аньхуэйскую. Возглавляли их соответственно Чжан Цзолинь, Фэн Гочжан и Дуань Цижуй. Ha Юго-Западе главенствовали две группировки: юньнаньская во главе с Тан Цзияо и гуансийская под предводительством JIy Жунтина.

За каждой из перечисленных группировок, в свою о.чередь, стояла какая-то из иностранных держав, пытавшихся извлечь выгоду из сложившегося положения. Так, например, Япония финансировала деятельность фэнтянской и аньхуэйской группировок, Англия — чжилийскую и т. д. Выразителем интересов юго-западных группировок был президент Ли Юаньхун, премьер Дуань Цижуй ориентировался на бэйянцев. Bce это приводило к острым противоречиям внутри правящего лагеря, о чем уже говорилось выше.

Прояпонски настроенные деятели северных группировок враждебно отнеслись к победе большевиков в России. По их требованию пекинское правительство закрыло границу с Внешней Монголией, а в марте 1918 г. отозвало из России своего посланника. B мае было подписано соглашение с Японией об участии китайских войск в военных акциях на российском Дальнем Востоке. B конце лета 1918 г. эти войска были направлены в Сибирь.

B это время на Юге ситуация складывалась не в пользу Сунь Ятсена. После того как парламент в Гуанчжоу 20 мая 1918 r., выражая интересы гуансийской группировки дуцзюней, постановил вместо правительства Юга образовать новый руководящий орган из семи человек, Сунь Ятсен подал в отставку и переехал в Шанхай, где на время отошел от активной политической деятельности и завершил написание одного из своих главных трудов — «Программы строительства страны». B ней он попытался обосновать необходимость политического объединения Китая, прекращения внутренних междоусобиц, развитие экономики на путях преимущественно государственного сектора с привлечением иностранного капитала. Однако в тот момент его призывы еще не были услышаны.

Движение B годы Первой мировой войны независимо от за «новую куль- деятельности Сунь Ятсена в Китае, переживав- туру» шем глубокий идейный кризис, ряд радикально

настроенных деятелей из числа интеллигенции стали искать выход из создавшегося положения. Их стали называть сторонниками «новой культуры».

B те времена передовая часть китайского общества активно перенимала достижения мировой культуры. B журналах были широко представлены переводы работ русских и западных философов, европейских писателей. Параллельно происходил и рост национального самосознания. Особенно восприимчивой к новому оказалась молодежь. Перед ней встала проблема соотношения китайских и западных культурных традиций. Консерваторы настаивали на отпоре культурному влиянию Запада, возвращении к конфуцианским культурным ценностям как хранителям китайской цивилизационной самобытности. Их оппоненты заявляли, что опасаться надо не европеизации, а, наоборот, сохранения отживших свой век культурных традиций, мешающих Китаю вступить в число передовых государств.

Наибольшую известность приобрели в то время имена философа Xy Ши, получившего образование в США и ставшего ярым ироводни- ком западного культурного влияния в Китае, профессоров Пекинского университета Ли Дачжао и Чэнь Дусю, писателя Лу Синя (которого современники называли «китайским Горьким»), Лян Шуминидр.

Xy Ши прямо заявлял в своих работах, что Китай — это отсталая страна, уступающая Западу не только в материальном и техническом отношении, но и в том, что его культура и даже физическое здоровье нации так же на порядок ниже. Ha вопрос о дальнейшем пути Китая он давал однозначный ответ: «на Запад», ибо западная культура — это культура трамвая и автомобиля, а китайская — «культура рикши».

Ему возражали Чэнь Дусю и Ли Дачжао, считавшие, что к своей культуре необходимо относиться более бережно и осторожно. Она слишком специфична для односторонних негативных оценок. Так, например, Чэнь Дусю проводил различия в культурах Запада и Востока по трем направлениям: если на Западе основой жизни наций является война, то на Востоке — мир; силой западной цивилизации выступает право и материальная выгода, а восточной — чувство и бескорыстие. Bce это, по его мнению, и предопределило специфику обоих миров.

B свою очередь, Лян Шумин и его сторонники отстаивали идею превосходства китайской кулыуры над западной, мотивируя свою точку зрения тем, что лишь конфуцианство может дать миру единую универсальную культуру будущего. По его мнению, суть проблемы не в том, что Китай в своем развитии двигается медленнее Запада.

Просто Китай на протяжении своей многотысячелетней истории двигался в совершенно ином направлении, и все дело во внешней экспансии, затормозившей позитивные в целом культурные процессы, происходившие в его стране. Стремление к гармонии и скромности у китайцев и объясняет тот факт, почему тут никогда не возникало идей демократии.

B сентябре 1915 г. в Шанхае Чэнь Дусю начал издавать журнал «Циннянь» («Молодежь», в 1916 г. переименован в «Новую молодежь»). Этим названием издатель хотел подчеркнуть особую роль молодежи в китайском обществе, силы, способной к свежему восприятию действительности и готовой к переменам в обществе. Bce статьи в новом журнале стали выходить на понятном простому народу языке байхуа (соответствовавшего разговорному), вместо практиковавшегося до этого малопонятного абсолютному большинству китайцев старого письменного языка.

Вскоре в Пекинском университете возникла еще одна группа сторонников этого движения, критиковавшая идеологию конфуцианства и желание тогдашних пекинских властей придать ему статус официальной религии, как это было при маньчжурах.

K моменту окончания Первой мировой войны некоторые из представителей движения за «новую культуру» (Ли Дачжао, Чэнь Дусю и др.) вплотную подошли к идее перенесения на китайскую почву марксистского учения.

Первая мировая война и последовавшие за ней

китаи после ^ ^

окончания события еще больше обострили противоречия внут- Первой Ри китайского общества. Несколько окрепли пози- мировойвойны ции национальной китайской буржуазии, воспользовавшейся ослаблением внимания к их стране со стороны держав Антанты в период боевых действий в Европе. Тем не менее иностранный капитал сохранял свои позиции в важнейших отраслях. Просто произошло его перераспределение в сторону усиления позиций Японии.

Так, например, на долю японского капитала к тому времени приходилось до половины всего производства угля, три четверти добычи железной руды, девять десятых выплавки стали, до 60% производства хлопчатобумажных тканей и т. д. Большинство железных дорог и банков также продолжало находиться в собственности иностранцев. Внешняя торговля, средства связи и таможенные сборы тоже контролировались ими.

До восьмидесяти процентов земли находилось в руках крупных собственников, составлявших около одной десятой части сельского населения. Ha долю остальных приходилось соответственно менее четверти. Земельные крестьяне вынуждены были брать землю B аренду на кабальных условиях.

Победа октябрьской революции в России и последовавшая вслед за этим отмена заключенных ранее с Китаем неравноправных договоров (в частности, отказ Советской России от доли «боксерского протокола» 1901 r.), породили у части политической элиты и в среде интеллигенции надежды на помощь новых российских властей в деле освобождения страны от иностранного господства. Теперь Россия, из государства отсталого и реакционного, в глазах значительной части общества стала примером для подражания в деле свершения подлинной народной революции.

Летом 1918 г. Сунь Ятсен послал из Шанхая приветственную телеграмму главе советского правительства В. И. Ленину с предложением об установлении между Гоминьданом и большевиками равноправных взаимовыгодных отношений для ведения борьбы с общими врагами. Сунь Ятсен, вдохновленный сообщениями об успехах большевистской России, собирался даже послать туда своих ближайших соратников д ля изучения опыта, но тогда эта поездка так и не состоялась.

Особенно серьезный оборот приобрели студенчес-

«ДВИЖ6НИ6 π

4 мая» i9i9 г. кие волнения в Пекине, затем распространившиеся

и на другие районы, известные как «движение 4 мая» 1919 г. Они были вызваны прежде всего недовольством решениями Парижской мирной конференции по вопросу передачи Японии бывшей германской сферы влияния на Шаньдунском полуострове.

B Китае в общественном мнении существовали иллюзии, что после победоносного окончания для Антанты войны, территория бывшей сферы влияния Германии в провинции Шаньдун будет возвращена Китаю, так как их страна являлась союзником антигерманской коалиции. Однако в Париже участники мирной конференции считали по иному, и было принято решение оставить Шаньдун под контролем Японии. Это вызвало массовые выступления протеста, охватившие вначале Пекин, а затем и другие районы Китая.

C 4 мая 1919 г. в течение двух недель вначале студенчество Пекина, а затем и представители других слоев населения выражали свой протест и негодование под лозунгами: «Отечество в опасности», «Аннулировать 21 требование!», «Защитим государственный суверенитет!» и др. Участники требовали отставки прояпонски настроенных министров пекинского правительства, начался стихийный бойкот японских товаров. B результате правительство отказалось подписать Версальский мирный договор, а затем вынуждено было уйти в отставку.

Сунь Ятсен в то время продолжал находиться в крупнейшем городе Китая Шанхае и не принимал со своими сторонниками участия в подготовке и проведении «движения 14 мая», хотя и поддержал его. Еще раньше, когда решался вопрос о составе делегации Китая в Париже, он отказался войти в ее состав под предлогом того, что не представляет интересов всего населения Китая. Он призывал к восстановлению политического и экономического единства всей территории страны, в том числе и вооруженным путем. Ho как это осуществить в той обстановке, он не знал. Его идейный багаж после окончания Синьхайской революции так и не пополнился никакими принципиально новыми идеями, способными увлечь народ на новый этап борьбы. И тогда его взор в стремлении осуществить в стране новую революцию для свержения власти бюрократии и политического объединения Севера и Юга вновь обратился к опыту российских большевиков.

Для подготовки революции в октябре 1919 г. была воссоздана партия Гоминьдан (ГМД), но все же главным средством достижения победы Сун Ятсен продолжал считать в то время вооруженные формирования южных дуцзюней. Te, в свою очередь, были не прочь для достижения своих целей, вновь использовать авторитет Гоминьдана.

B конце 1920 г. Сунь Ятсен вернулся в Южный Китай, был избран там на должность президента и начал готовить военный поход на Север, однако вскоре был свергнут местными правителями и возвратился в Шанхай.

Видя слабость и нерешительность Сунь Ятсена в решении важнейших вопросов, часть радикально настроенных деятелей стали искать пути выхода из кризиса в привнесении на китайскую почву идей марксизма и создании коммунистической партии. B 1920 г. на страницах ряда периодических изданий развернулась дискуссия о социализме, участники которой высказывались за такой вариант продолжения революции.

B течение 1920 г. — первой половине 1921 г. в Китае возникло несколько весьма немногочисленных кружков. K лету 1921 г. в их рядах по разным оценкам состояло от 56 до 60 членов. Главными идеологами марксизма в стране стали профессора Чэнь Дусю и Ли Дачжао.

„ Летом 1921 г. по инициативе Коминтерна в Шанхае

Образование υ т. г

Коммуниста- состоялся учредительный съезд Коммунистической

ческой партии партии Китая (КПК). B его работе, проходившей в Китая полулегальных условиях, приняло участие 12 деле

гатов, представлявших 7 марксистских кружков.

До сих пор многие эпизоды, связанные с этим важнейшим событием политической истории Китая в XX столетии, остаются неясными.

Так, например, неизвестна точная дата съезда, а следовательно, и момент образования партии. Официально в KHP ее отмечают 1 июля, но ряд специалистов, основываясь на архивных данных, считают, что это могло произойти не ранее конца июля — начала августа. Точное число делегатов также в имеющихся источниках указывается разное.

Съезд принял два основных документа: «Первую программу КПК» и «Первое решение о целях Коммунистической партии Китая». B них в качестве главных ставились задачи свержения существующего строя, установление диктатуры пролетариата, передача всех средств производства в общественную собственность, а также объединение с Коминтерном (представитель которого также принимал участие в его работе).

Среди делегатов съезда обнаружились различные подходы к организационному построению КПК. B отсутствие на съезде Ли Дачжао и Чэнь Дусю некоторые его делегаты предлагали создать партию по типу легальной организации революционно настроенной интеллигенции и ограничиться просветительскими задачами. Ho большинство отвергло эту идею и настояло на партии большевистского типа.

Съезд отверг всякое сотрудничество с другими политическими движениями, включая Гоминьдан. Ближайшими своими задачами партия поставила организацию профсоюзов, политическое просвещение пролетариата, участие в выступлениях против реакции и др.

Поскольку в радах партии насчитывалось незначительное число членов, вместо ЦК было принято решение временно образовать Бюро из трех человек во главе с Чэнь Дусю (избранного туда заочно).

Лишь на втором съезде в 1922 г. под давлением Коминтерна КПК приняла решение о создании единого национально-демократического фронта с Гоминьданом, так как Сунь Ятсен представлялся в Москве достаточно перспективным политическим союзником. Ha этом съезде его делегаты приняли более реалистичную программу-минимум, включавшую положение о ликвидации в стране иностранного гнета, создание демократической республики, предоставление автономии национальным меньшинствам, принятие справедливого трудового законодательства и т.д.

Образование ® феврале 1923 г. Сунь Ятсен вновь возвратился на единогофронта ®Эг, возглавил там правительство и начал реорга- КПКи низацию своей партии, также ориентируя ее на

Гоминьдана сотрудничество с КПК. Он при этом небезоснова

тельно рассчитывал на советскую военную и экономическую помощь. Однако ему приходилось выдерживать жесткую критику со стороны правого крыла Гоминьдана,

недовольного таким развитием событий и ориентировавшегося на другие внешние силы.

B самой компартии также продолжало существовать влиятельное крыло, выступавшее против союза с Гоминьданом. Тем не менее КПК получила возможность легальной деятельности в южных районах, а весной 1923 г. ЦК КПК переехал в Гуанчжоу. Под давлением Коминтерна на третьем съезде партии, проходившем в июне 1923 r., принимается решение о возможности индивидуального вступления ее членов (их к тому времени насчитывалось 420 человек) в Гоминьдан при полном сохранении своей организационной самостоятельности.

По просьбе Сунь Ятсена в октябре 1923 г. в качестве политического советника из CCCP в распоряжение южнрго правительства прибыл известный в то время деятель большевистской партии M. M. Бородин (он стал политическим советником партии Гоминьдан), а также группа военных специалистов для подготовки кадров будущей революционной армии.

Состоявшийся в начале 1924 г. в Гуанчжоу первый съезд Гоминьдана принял решение о создании единого фронта с КПК. B решениях съезда содержалась новая трактовка «трех народных принципов» Сунь Ятсена.

«Национализм» теперь понимался как ликвидация иностранного засилья в Китае и равноправие всех проживающих в стране национальностей. «Демократизм» стал означать создание государственного строя, который мог бы обеспечить народу широкие права и свободы. «Народное благоденствие» выражалось в требовании наделения землей нуждающихся крестьян, социальной защиты рабочих и т.д.

«Три народных принципа» в новой трактовке легли в основу политической программы ГМД.

Кроме того, съезд выдвинул и три новых политических установки ГМД: союз с СССР, союз с КПК и поддержка борьбы рабочих и крестьян Китая.

B качестве первоочередных мер предлагалась отмена неравноправных договоров с иностранными державами, введение всеобщего избирательного права, демократических свобод, улучшение жизни трудящихся, право выкупа крестьянами земли у помещиков, равенство мужчин и женщин и др.

Ha основе решений первого конгресса Гоминьдана продолжалась подготовка новой революции, которая по замыслу Сунь Ятсена должна была завершиться объединением Китая и решением задач, оставшихся неосуществленными в ходе Синьхайской революции 1911—1913 гг.

C помощью CCCP и на советские деньги в начале 1924 г. на острове Хуанпу (Вампу) была организована офицерская школа, готовившая кадры для южной армии. Китайские коммунисты, в свою очередь, стали активно работать в структурах Гоминьдана, что давало повод правым говорить о «красной опасности» для Китая.

Кульминацией внутриполитического кризиса на Юге стал мятеж в октябре 1924 г. против правительства Сунь Ятсена, организованный на английские средства. C помощью офицеров школы в Вампу его удалось подавить. Однако уже тогда это был тревожный сигнал как для руководителей Гоминьдана, так и для коммунистов относительно перспектив сотрудничества в рамках единого фронта.

Внутриполити- Параллельно с событиями на Юге Китая на Севере ческоеимежду- также шла борьба за гегемонию в условиях нарас- народное положе- тавшего экономического и политического кризиса.

ние Китая Президент Ли Юаньхун не имел реальных рычагов в первой поло- власти, одно за другим уходили в отставку прави-

вине 20-х гг. тельства, парламент также фактически не влиял на

положениедел.

B этот период пристальное внимание Китаю стали уделять Соединенные Штаты Америки, заметно усилившие в итоге Первой мировой войны свои позиции в мире в целом и на Дальнем Востоке в частности. Они хотели видеть новым президентом своего ставленника Цао Куня, одного из лидеров чжилийской группировки. B октябре 1923 г. им удалось осуществить намеченный план, израсходовав на «предвыборную кампанию» своего ставленника около 13,5 млн долларов и потеснив прояпонских деятелей. B ответ новый президент пошел навстречу пожеланиям американцев и выполнял все их основные требования.

Годом ранее на Вашингтонской конференции был принят «договор девяти держав», по которому американцы заставили Японию возвратить Китаю за денежную компенсацию, территорию Шаньдунского полуострова. B стране вводился принцип «открытых дверей» взамен прежних сфер влияния. Эти решения также означали ослабление влияния Японии в Китае, с чем японские правящие круги смириться не хотели и ожидали удобного случая взять реванш.

Тем временем значительно улучшились отношения CCCP с пекинским правительством. B мае 1924 г. было подписано «Соглашение об общих принципах урегулирования вопросов между Союзом CCP и Китайской Республикой», представлявшее пример равноправного двустороннего договора. Предусматривались восстановление в полном объеме дипломатических отношений, отказ CCCP от всех прежних российских прав и привилегий в Китае, решение пограничного вопроса.

Особое место занимали проблемы экономического сотрудничества. B специальном соглашении Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) объявлялась совместным коммерческим предприятием до момента выкупа ее китайским правительством в единоличную собственность.

B октябре 1924 г. один из военных руководителей чжилийской группировки, Фын Юйсян, недовольный проводимой правительством политикой, захватил своими войсками Пекин и призвал вместе с перешедшим на его сторону Дуань Цижуем южное правительство начать переговоры по прекращению гражданской войны. Для этого в Пекине по его инициативе намечалось проведение совещания общенациональных лидеров с перспективой образования Национального собрания и мирного объединения Китая. Тяжело больной Сунь Ятсен горячо откликнулся на эту инициативу и готов был, несмотря на недуг, выехать в северную столицу для участия в его работе. Он прибыл в Пекин в конце 1924 г.

<< | >>
Источник: A.M. Родригес. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений: B 2 ч. / Под ред. A.M. Родригеса. — M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. — Ч. 1: 1900— 1945- 368 с.. 2001

Еще по теме § 5. Китай в 1914—1925 гг.:

  1.   ПРИМЕЧАНИЯ  
  2. КОММЕНТАРИИ
  3. ПОСЛЕСЛОВИЕ
  4. Глава первая Русский язык и русскоязычное образование в царской России и в СССР: страницы истории
  5. § 1.2. Оригинальные идеи лингвистической концепции А.А. Потебни.
  6. СТРАНЫ МИРА. Краткие сведения для филателистов
  7. ГЛАВА XIII. СТРАНЫ ВОСТОКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Турция в новейшее время.
  8. БИБЛИОГРАФИЯ
  9. Биография Сунь Ятсена (1866-1925 гг.).
  10. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДВИГИ В КИТАЕ 1918-1927 іг.
  11. БИБЛИОГРАФИЯ
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -