Проблемы дизайна телевизионных программ и возрастание роли цвета в их художественной выразительности
С социальными изменениями в современной России изменилась и политика телеканалов. В Советском Союзе каналы имели единую политику не только в области идеологии, но и в оформлении каналов, где основой являлось внушить зрителю оптимизм и уверенность.
Отсюда каждый канал либо дополнял друг друга, либо дублировал, что чаще всего и бывало. Устойчивые формы (повторы, определенное композиционно-монтажное решение программ, единые требования к режиссуре), поиски новых решений - все это внушало зрителю веру в завтрашний день. Одинаковым было и техническое оснащение каналов. Качество звука и изображения отвечало телевизионному ГОСТу.В конце 80-х - в начале 90-х годов, с переходом на новые телевизионные камеры, а затем и на переоснащение студийных и звуковых пультов, в передачах стали заметны определенные изменения. Появились приоритетные программы, выделяющиеся на фоне остальных. Чаще всего это были развлекательные программы, снятые в редакции литдрамы или в музыкальной редакции. Над созданием этих программ работали талантливые профессионалы.
Однако 90-е годы во многом перечеркнули развитие образного языка телевидения, затормозился поиск новых приемов, так как экран стал политической ареной, а дебаты и беседы скорее привлекали своей тематической новизной и остротой информационной открытости. Постепенно постановочные телепрограммы стали исчезать с экрана, хотя новые цифровые технологии давали более широкие возможности для поисков в области художественной выразительности. Отток старшего поколения творческих работников (режиссеров, операторов, художников, звукорежиссеров) на какое-то время породил усиление новых направлений, чаще всего более близких к поп-культуре. А современная цифровая техника выдвинула на
временная цифровая техника выдвинула на первый план новых специалистов: дизайнеров и режиссеров монтажа, роль которых несколько изменилась ио отношению к художникам и видеоинженерам.
Появились художники по свету.Сегодня современные цифровые технологии все больше вытесняют аналоговые способы записи и передачи звука и изображения, что позволяет расширить творческие возможности при создании телевизионных программ.
С приходом цифровой техники изображение стало более качественным. В отдельных случаях оно во многом приблизилось к передаче глубины пространства и цвета в киноизображении. Расширение цветовой палитры дало операторам возможность не только передавать больше цветовых градаций снимаемого объекта, но и чаще использовать, например, такие цвета, как красный и оранжевый. Например, красный цвет на экране не так «плывет», как раньше при использовании аналоговых носителей. Однако при цифровой обработке изображение в отдельных случаях становится более «жестким».
Современные технологии также расширили возможности компьютерной обработки изображения непосредственно при монтаже. Это позволяет не только изменять цвет, но и вносить корректировку деталей, всей «картинки» в целом, если оператор допустил ошибку, неправильно определив диафрагму во время съемки или при съемке было недостаточно освещения снимаемых объектов.
Добавляя виртуальные действия в снятый материал, несуществующих персонажей, создавая виртуальное пространство, в том числе соединяя реальное пространство студии с виртуальным изображением (программы «Дата», «Отчего и почему», «Антимония»), также необходимо «сводить» все составляющие изображения в единое гармоническое целое,
в том числе и выравнивать рядом стоящие кадры по цвету. ТВЦ предлагало зрителям виртуальную игру под названием «Антимония». Прямо перед зрителями три полукруглые оранжево-голубые тумбы для игроков, справа большая по размеру, но такого же цвета тумба ведущего. За спинами игроков расположены зрители. В этой программе они хорошо освещены, могут перемещаться по студии, при условии, что нс будут мешать ходу передачи, но именно своими перемещениями они добавляют программе динамики. Так, в передаче, посвященной авиации, зрители запускали в студии бумажные самолетики.
Пол студии оформлен островками искусственной зеленой травы, стен нет, есть бескрайние голубые просторы, словно небо с плывущими по нему облаками, которые зачастую похожи на различные предметы, поддерживающие тему игры или портреты классиков литературы, искусства. За спиной зрителей решетка, напоминающая плетень. Пасторальная идиллия. Свободные от всяких бытовых проблем люди собрались вместе в студии приятно провести время, душевно пообщаться друг с другом и между делом поиграть. Словом, пейзане и пейзанки на природе. И хотя денежный выигрыш имеет место, акцент на нем не делается. Атмосфера сиюминутности достигается еще и тем, что зритель звонит в студию по телефону, для того, чтобы сыграть с представителем творческой элиты, известным человеком здесь и сейчас. Задача игры состоит в том, чтобы человек у телеэкрана почувствовал себя в доброй компании хорошо знакомых людей, расслабился, раскрепостился, отдохнул от повседневных забот и проблем. Это решается непринужденной атмосферой в студии, корректным поведением ведущего, его тонким юмором, легкой иронией. Всё оформление студии работает на решение этой задачи, подчеркнуто неофициальный тон декорации приглашает к игре, к активному отдыху, если можно так сказать, у экрана телевизора.
Сочетание точно подобранных цветов как нельзя лучше характеризует построение этой передачи.
Основной цвет студии голубой. Как небесный цвет он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды. Символизирует небесную истину, вечность, веру и верность. С энергетическим центром голубого цвета связывается ясность зрительного осмысления действительности. Голубой - божественный цвет, успокаивающий будоражащее душу подсознание, успокаивающий и направляющий его не на творчество, а на веру, на служение Деве Марии. В России голубой цвет называют нравственно высоким.
При восприятии голубого цвета время недооценивается. И не только время. Само пространство этого цвета днем как бы удаляется от нас, хотя вечером выдвигается на передний план.
Возможно, именно поэтому большинство студийных передач оформлены в голубой гамме. Зритель включает вечером телевизор, а мерцающий голубым экран словно входит в комнату и притягивает к себе, заставляет расслабиться, успокаивает и удерживает возле себя.Вторым по степени использования в этой студии является оранжевый цвет. По данным психологии цвета, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям, к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключении. Оранжевый - это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающим, влечение к стихийным действиям, тяготение к неосознаваемым сладостно-радостным впечатлениям.
Сочетание голубого и оранжевого в оформлении студии как нельзя лучше поддерживает цель данной игры - развлекать, отвлекать, ненавязчиво продвигать рекламу спонсоров программы.
«Отчего? Почему?» - программа, выходящая субботним утром на телеканале ТВЦ, предназначена для детской аудитории. Сама передача
собрана из отдельных сюжетов, а ведущие находятся в созданной при помощи компьютерной графики студии, В центре студии на полу расположен большой вопросительный знак, раскрашенный в цвета радуги. И ведущие - настоящая девочка Аня и анимированный Виташа - располагаются прямо на этом знаке, что подчёркивает ещё раз название передачи и подкрепляет её направленность. Передача рассчитана на детей самого «почемучного» возраста - 5-7 лет и в лёгкой, доступной игровой форме отвечает на вопросы, возникающие у телезрителей. Виртуальный герой Виташа хорошо совмещён на экране с реальными предметами, его создателям удалось соблюсти и масштаб, и объем своего создания с реальностью, присутствующей в кадре.
Однако за технически доступными возможностями современных мультимедийных программ и плагинов стоит проблема художественного воплощения замысла телевизионной продукции в целом, что повышает требовательность к решению образного построения изобразительного ряда, так как нельзя свести все только лишь к великолепному знанию технических параметров новых цифровых программ.
Интересно отметить, что от увиденного сегодня на экране у зрителя возникает двойственное впечатление. С одной стороны, на экране создается праздничная атмосфера. Она подчеркивается ярким по цветовому решению изобразительным рядом, резкими монтажными переходами, короткими планами. С другой стороны, на экране зритель видит «мозаику» происходящих событий, трудностей повседневной жизни. Так у зрителя возникает ощущение, что где-то там есть другая жизнь, как в голливудских фильмах, а есть и её повседневность - с неустроенным бытом, с безденежьем, с бомжами и террористами, с невероятным количеством беспризорников, которые вырастут и пойдут грабить и насиловать, так как иной жизни они не знают. Именно в этом разграничении двух миров особая роль принадлежит дизайну.
Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок, звуков. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным. На самом деле природа стремится к гармонии и балансу. Задача художника, дизайнера заключается в том, чтобы достичь на экране сбалансированности, гармонии композиции, создать образную среду обитания персонажей, героев телепередачи.
При этом гармония не является синонимом симметрии. Напротив, излишняя упорядоченность, выстроенность пространства или кадра может привести к ощущению подчеркнутой условности (конечно, если это не является творческой задачей), сделать его неинтересным. Особая роль при этом принадлежит гармоническому согласованию цвета, ритмическому построению, так как пространственная композиция декорации строится с учетом максимальной выразительности различных точек съемки, внутрикадро- вого движения, движения камеры и смены планов.
Сегодня каждый канал стремится привлечь к себе наибольшее количество зрителей. Отсюда возрастает роль не только содержания, формы подачи информации, сенсационности, но и роль выразительных средств экрана, в частности решения его визуального эфирного «лица».
Чем профессиональнее подход к дизайнерскому решению общей концепции программы и всего канала в целом, тем легче и комфортнее восприятие информации. Отсюда повышается рейтинг канала. И это сказывается на заинтересованности профессионалов работать на данном канале, на уровне передач, на включении многожанровых программ, на размещении рекламы.Из чего складывается художественный образ канала? Цветовая палитра декораций, шрифты, которыми написаны титры, реклама и вид логотипа, графические заставки, задники, музыка, подобранная для программ, студийные выгородки для ток-шоу, авторских и аналитических передач - всё это и создаст художественный образ канала. Следовательно, к основным элемен-
там оформления телепередачи сегодня можно отнести: компьютерную графику, титры, цветовое решение передачи, студийные выгородки, облик ведущих, освещение и звуковое сопровождение.
Понятие «телевизионный дизайн» возникло вместе с телевидением более пятидесяти лет назад на Западе и с тех пор вместе с телевидением пережило много изменений. Сегодня и на нашем телевидении уже прочно укоренилось словосочетание «телевизионный дизайн». А вместе с этим и расширились границы творческого поиска художников-дизайнеров.
Как уже говорилось выше, с перестройкой изменились требования к современным СМК. Переход от форм тоталитарного воздействия к новым формам моделирования восприятия действительности и поведенческих стереотипов вызвал необходимость пересмотра структуры масс-медиа, изменения символов и трактовки происходящих событий.
Как и на Западе, потребовались изменения художественного оформления каналов, которых с каждым днем становится все больше и больше. Вытеснение из обихода телевизионных работников привычного понятая «художник телевидения» и замена его на понятие «дизайнер телевидения» привело к пересмотру людей этой профессии. Для наших художников-оформителей, казалось бы, было привычным оформлять студию, выгородку или декорации, чтобы они точно определяли жанр передачи, ее характер и пространство как часть действия или художественного образа. Предметный мир мог выразить характер героя и его место в пространстве, ответив на вопрос «свой» он или «чужой» в этом мире. «Игра» героев с предметами - это тоже было частью действия и выражением характера персонажа. Цветовое решение отражало и мир «реальности», и «мир чувственных переживаний». Ритм горизонталей и вертикалей был не просто частью пространства, но и вызывал у зрителя определенные чувства: напряжения или спокойствия, замкнутого или разомкнутого мира. Многие элементы пространственного построения вызывали у зрителя на уровне чувственного
восприятия те или иные ассоциации и параллели, помогали раскрыть смысл происходящего, определить историческое время.
Сегодня телевизионные дизайнеры ищут подтекст не только на уровне чувственного восприятия в решении студийных пространств, но и уделяют большое внимание включению символов, использованных в оформлении. Причем эти символы должны не просто легко читаться, но и стать привычными для зрителя, как опознание определенного канала. Символика должна расширить пространство студии, вызвать ассоциации на уровне подсознания, определить временные границы данного события, пробудить у зрителя не только интерес, но и ощущение сопричастности к происходящим событиям «здесь и сейчас».
Если зритель увидел на экране нечто большее, чем студийная выгородка, догадался о неком закодированном смысле; если это вызвало отклик в его душе, определённые ассоциации с его опытом и знаниями, мировоззрением и эстетическим вкусом, то благодаря этому он стал соучастником, соавтором происходящего. Это значит, что пространство экрана стало не просто «окном в мир», оно связало зрителя с этим огромным миром. Так один из скрытых видов коммуникативной связи становится одним из элементов экранной изобразительности.
Сегодня часто повторяют, что появился новый подход в пространственном решении современных телепередач. В чем же он заключается? Чем он отличается от подхода, существовавшего еще несколько лет тому назад?
Многие годы особенностью оформления передач было приближение «пространства» к привычным и хорошо узнаваемым зрителем формам - символам. Например, на заре телевидения - это приспособление для новой формы телевизионного зрелища театральных декораций. Однако они все- таки резко бросались в глаза, оставаясь условными. «Театр» оставался теат-
ром, прямым аналогом театрального спектакля, прямой передачей. Для студийных передач декорации были более простые - стол и стул для ведущего- диктора и, для приглашенного гостя.
В 50-60-е годы стал развиваться фуцдуспый парк. Из отдельных блоков, как из конструктора, за короткое время можно было собрать самые разнообразные декорации. Художник, исходя из замысла и задач образного построения передачи, находил стилистическое решение декораций и фактуру выкрасок. В тот период превалировал скорее реали стически-бытовой стиль. Большую роль играли эмблемы или, как сейчас принято говорить, - логотипы передач, шапки (заставки), отбивки внутренних рубрик, которые отражали их образно-смысловую и изобразительную связь с конкретной передачей.
Появление первых развлекательных передач привело к созданию нового, более современного оформления студийного пространства, например: «Голубой огонёк» - молодёжное кафе, «Проспект молодости» — стилизованная улица и др.
Семидесятые годы были ознаменованы широким распространением цветного телевидения. С приходом цвета происходит расширение творческих возможностей. Но вместе с тем именно в эти годы перед телевидением ставятся и новые задачи (создание молодежных передач, развлекательных, познавательных, музыкальных). Их приходится решать не только привлеченным на телевидение молодым режиссерам и авторам новых программ, но и телевизионным художникам, ведь теперь задачи передачи можно решать и через цвет, распределение цветовых пятен, акцептов.
Большой шаг вперёд был сделан, когда появилась возможность электронной видеозаписи - совмещение съёмки в студии актёра при помощи электронной рир-проекции (кей) с макетом, фотографией, диапозити
вом, картиной и др. Особенно продуктивно это изобретение использовалось в детских передачах («Будильник», «Хочу всё знать» и др.).
В 80-е появились новые по стилю подачи материала передачи, которые породили и новое оформление. Так, во «Взгляде» впервые была показана телевизионная кухня, «Двенадцатый этаж» снимался на лестничной площадке. Так как передачи эти снимались в реалистичных интерьерах, всё должно было соответствовать «жизненной правде» в организации пространства. И цвету, как элементу образного решения, уделялось мало внимания.
Появились и передачи другого плана. Выступления ВИА и молодых эстрадных исполнителей. Ни манерой исполнения, ни звучанием электронной музыки эти концерты не укладывались в привычные рамки академического исполнения популярной музыки. Под академическим исполнением автор здесь подразумевает выступления Л. Утесова, Л. Зыкиной, М. Магомаева, И. Кобзона, Ю. Гуляева, М, Кристалинской, других ярких представителей советской эстрады.
Перестройка открыла новые горизонты не только политикам, но и музыкантам. На экраны вырвалось новое и знакомое лишь по некоторым западным образцам зрелище, которое требовало новых приёмов показа. Острые ракурсы съёмок, резкая смена точек зрения, масштаба изображения, электронные спецэффекты (можно привести в пример клип Аллы Пугачевой, снятый на ЦТ, в котором из-за частичного совпадения по цвету костюма певицы и задника для рир-проекции некоторые части её одежды исчезли, слились с фоном - манжеты невидимки). Реальное трехмерное пространство сцены при помощи монтажа и спецэффектов превращалось в сложную пространственную среду. Здесь свою роль играли и оптические эффекты (сокращение или увеличение перспективы), световые и пиротехнические эффекты, сценический дым, который делал изображение несколько ирреальным, размытым и добавлял «воздух». К сожалению, на телевиде-
нии больше, чем в кино, скрадывается воздушная перспектива. Чтобы получить наибольшую воздушность, мягкость и глубину, используются тюль и дым. Однако применение этих средств ведет к снижению насыщенности цвета, т.е. к искажению цветопередачи, к потере стереоскопичности изображения.
Широкое распространение клипов и электронных спецэффектов позволило не только развлечь н отвлечь публику от повседневных проблем, но иногда и замаскировать некоторые огрехи съёмки. Так, при съёмках концерта Аллы Пугачевой однажды был неправильно взят баланс, пересъёмки были невозможны, а концерт уже был заявлен в телепрограмме. Тогда при монтаже добавили электронные спецэффекты. И ОТК пришлось программу пропустить в эфир, так как наличие брака объяснялось художественным замыслом, и люди начали постепенно привыкать к так называемой новой условности. Но, думается, это произошло скорее от зрелищного голода, от потребности людей увидеть на экране телевизора развлечение, нереальную жизнь, сказку.
В 90-е годы телевидение переняло многие западные образцы и технологии, что в основе своей имело положительный результат, если конечно оставить без внимания моменты бездумного копирования западных образцов, порой граничащее с плагиатом - идей, программ, циклов. Не секрет, что наряду с творческим использованием зарубежных технологий и техники, профессиональных достижений ТВ-журналистики телекомпании зачастую просто «заимствуют» западные образцы: от шоу до игр и сериалов. И такой прямой перенос формы и содержания не всегда может дать позитивный результат, так как при этом не учитываются менталитет страны, культурные ценности, сложившиеся на протяжении многих лет, вкусы и воспитание людей.
Однако есть общие тенденции в развитии цветного цифрового телевидения, это - неоспоримый факт. Они проявляются как в единой техно-
логии создания программ, заложенной в технике, так и в единстве оценки гармонического восприятия изобразительного и звукового рядов. В частности, это касается колористического рисунка, который лежит в основе цветового решения изображения на телевизионном экране.
3.