<<
>>

Политические взгляды Б. Франклина


Бенджамин Франклин (1706-1790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов.
Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте.
Франклин был сторонником радикальных политических преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, члена выборных собраний или дипломата он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного разви-тия своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой уме-ренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки.
При известии о начале революционных действий во Франции Франклин высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать».
организации политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов (союзов) людей.
Констан уверен в том, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за счет своих инди-видуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной силы обеспечить себе достойное су-ществование. Границы народного суверенитета должны кончаться там, где начинается «независимость частного лица и собственная жизнь». Недопустимо ослаблять силу того государства, которое действует сообразно указанным прерогативам.
Политическим идеалом Констана никогда не было государство пассивное и маломощное. Современное государство должно быть по форме конституционной монархией. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она вне трех «классических» властей, независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность. Наряду с институтами государственной власти гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право. Право противостоит произволу во всех его ипостасях.
венного договора, на основании которого гарантом прав и свобод человека становится государство.
Локк наделяет государство строго определенными функциями, которые не дают ему покушаться на естественные права людей. Тогда же появляется гражданское общество. В целях предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различными органами Локк одним из первых обосновывает принцип разделения властей. Он предлагает создать законодательную и исполнительную власть, наделив первую верховными полномочиями. При этом всякая власть обязана править согласно законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов. Суд он не относит к числу самостоятельной ветви власти. Но полагает, что верховная власть должна править с помощью справедливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью разрешать все затруднения на их основе.
В гражданском обществе все без исключения должны подчиняться закону, который является основой свободы и порядка.
Формы правления, считал мыслитель, зависят от того, кому принадлежит власть законодателя.
Отсюда - демократия, олигархия, наследственная или выборная монархия. Локк был сторонником конституци-онной монархии.
Стоить отметить, что Б. Франклин был одним из первых сторонников естественно-правовой концепции в Америке. Естественно-правовая аргументация, т.е. апелляция к «естественным и неотчуждаемым правам человека» вне зависимости от его государственной принадлежности, усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского пар-ламента пойти на уступки. В политических памфлетах Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона и др. политические требования поселенцев-колонистов получили главным образом естественно-правовое обоснование. Незадолго до объявления Декларации независимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах получила признание не только в публицистике, но также и в политических и конституционных документах.
Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие греко-римской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, который нуждался не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особой политической философии. Именно Франклин стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Некоторые исследователи считают его родона-чальником характерного утилитаризма.
жду ними неоднозначные. И отношение людей к ним тоже различное. Во все времена люди предпочитают равенство свободе. Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы. В конечном итоге лишь благодаря ей индивид получает возможность реализовать себя в жизни, она позволяет обществу устойчиво процветать и прогрессировать: «Кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства». «Люди, живущие в эпоху равенства, естественно, питают расположение к центральной власти и охотно расширяют ее приви-легии; однако в том случае, если эта власть полностью соответствует их интересам и неосознанным стремлениям, доверие к ней почти не имеет границ и люди, отдавая что-то власти, полагают, что дают это себе».
Аристократия у него - синоним неравенства. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Любовь к равенству, доведенная до крайности, подавляет свободу, вызывает к жизни деспотию. Деспотическое правление, в свою очередь, обессмысливает равенство.
А. Токвиля весьма мало занимает вопрос, каким надлежит быть конкретно политическому устройству демократического общества - монархическим или республиканским. Важно, по его мнению, лишь то, чтобы в этом обществе утвердилась представительная форма правления.
-X
45.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Шестаков С.Ю.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений: учеб. пособие. - М.: ТК Велби,2005.-40 с.. 2005

Еще по теме Политические взгляды Б. Франклина:

  1. 7.4. Совместима ли демократия с незападными культурами?
  2. Политические взгляды Б. Франклина
  3. 8. 2. ЖУРНАЛИСТИКА АМЕРИКИ
  4. 1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ  
  5. 1.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ  
  6. 9.ПРОСВЕЩЕНИЕ
  7. МАКС ВЕБЕР
  8. 5.1. Научная и экономическая целесообразность
  9. § 4.7. Проект «электронного государства» и проблема тотального контроля над человеком
  10. Экономические взгляды ранних славянофилов
  11. 1. УРОКИ ХОЛОКОСТА: СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФРАНКЛИН X. ЛИТТЕЛЛ Franklin H. Littell
  12. 4. ПРОТОКОЛЫ ДУРБАНА: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НЕОАНТИСЕМИТИЗМА ШИМОН САМУЭЛЬС Shimon Samuels
  13. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  14. Глава 7. Социальная ответственность
  15. Введение
  16. §1. Соединенные Штаты и нацистская Германия в “постмюнхенский период” (октябрь 1938 г. - февраль 1939 г.)
  17. §3. Капитуляция Франции и становление англо-американской антигитлеровской коалиции
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -