<<
>>

Политические взгляды В.О. Ключевского

М.В. Нечкина уделила значительное внимание характеристике политических взглядов В.О. Ключевского, так как она придерживалась положения, что «на каждой исторической концепции отражается политическая идеология ее творца, а последняя, в свою очередь - принадлежность определенного класса»[328] [329] [330].

Целая глава доклада и опубликованной статьи «В.О. Ключевский» посвящены данному вопросу. Рассмотрим подробнее, как М.В. Нечкина определяла политические мировоззрение В.О. Ключевского, в большей степени на основании первой главы указанной статьи. Автор рассмотрела процесс формирования политических взглядов историка. Исследовав письма В.О. Ключевского студенческих лет, историограф пришла к выводу, что революционность своей эпохи он осознавал, но испытывал страх перед революцией и полностью отрицал революционный метод, что впоследствии сильно отразилось на его научном творчестве. Но М.В. Нечкина

отметила неприятие В. О. Ключевским русской действительности, его протест против деспотизма и самодурства самодержавия. Она сближала студента В.О. Ключевского со средой буржуазного либерализма, земским движением. Из этой среды им были взяты многие черты его политического идеала. Центральными проблемами политической идеологии В. О. Ключевского М.В. Нечкина определяла вопросы о крестьянстве и об идеальном государстве. При этом идеальное государство, с одной стороны, должно стать защитой от надвигающейся революции, с другой стороны, - уничтожить самодержавный деспотизм и удовлетворить идеи общего блага.

По мнению М.В. Нечкиной, в студенческий период В.О. Ключевский отказался от идеалистического понимания государства и перешел к «реализму». Она писала: «“Реалистическое” понимание государства Ключевский заполняет явным содержанием классового соглашательства: государство - организация для согласования, примирения классовых интересов и классовой борьбы»342. Впоследствии у него сформируется буржуазное понятие правового государства, основанного на идее общего блага, что станет главной мыслью исторической концепции В. О. Ключевского. При этом М.В. Нечкина считала, что он никогда не был апологетом того реального государства, в котором прожил свою жизнь; несмотря на это, она характеризовала его как буржуазного соглашателя- государственника, поскольку конечная цель исторического русского процесса, по его мнению, - правовое государство. Именно оно, основанное на достижении общего блага, служило ему критерием для периодизации русской истории и для оценок исторических фактов. В другой статье М.В. Нечкина определила политическое мировоззрение ученого как конституционно-демократическое, которое диктовало иную правительственную политику. М.В. Нечкина считала, что В. О. Ключевский - историк несбывшегося русского правового

343

государства .

М.В. Нечкина обращала внимание на то, что многие исследователи, писавшие о В. О. Ключевском, называли его политиком, сама она придерживалась другого мнения: «Ключевский, конечно, не политик. Далекий от жизни, оторвавшийся от политики буржуазный интеллигент, он скорее буржуазный политический мечтатель, чем политик»[331] [332] [333].

Но все же она отметила, что он стал активным участником буржуазного движения 1905 г. Самыми яркими моментами его политической деятельности было участие в комиссии по делам печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в петергофских совещаниях о проекте «Булыгинской думы». Автор привела речь, произнесенную В.О. Ключевским в Татьянин день 1905 г., когда он предсказал гибель династии Романовых. При сопоставлении этой речи с политической деятельностью В.О. Ключевского М.В. Нечкина указала на его внутреннюю раздвоенность, когда, с одной стороны, он осознавал наступление революции, предвидел ее конечный результат, а с другой, - принял участие в «жалкой попытке

345

самодержавия спастись» .

Как отметила историограф, 1905 г. стал годом кризиса не только политических «мечтаний» В.О. Ключевского, но и его исторической концепции, так как его основная идея - избежание революции через мирный путь реформ - была отвергнута действительностью. После революции 1905 г., по мнению М.В. Нечкиной, В.О. Ключевский левеет, баллотируется в первую

Государственную Думу от кадетов. В докладе, прочитанном в 1925 г., М. В. Нечкина писала, что «само мировоззрение Ключевского эволюционировало медленно и слабо, к концу жизни он безусловно стал

346

правее» .

Рассмотрев политические взгляды историка на разных этапах, М.В. Нечкина пришла к выводу, что «все зигзаги политической эволюции Ключевского не вышли из границ буржуазного либерализма: начав с близости к земскому движению, он кончил формальным вступлением в партию кадетов. Нельзя отрицать условного демократизма его убеждений, утопического налета его мечтаний о республике ученых, уклонение “влево от к.-д.” по некоторым вопросам»[334] [335] [336]. Примечательно, что здесь мы находим цитаты Ленина. Например, его характеристику партии кадетов, через нее М.В. Нечкина определила «классовое лицо» В.О. Ключевского на последнем этапе его политической эволюции. Она считала, что историческая концепция В.О. Ключевского - памятник своеобразного буржуазного интеллигентского миросозерцания. «Она - такой же сгусток классовой идеологии, как и другие теории буржуазной

348

науки» . Заметим, что в тексте доклада подобная характеристика концепции историка не встречается. В нем М.В. Нечкина охарактеризовала

В.О. Ключевского как академического интеллигента[337]. Но при обсуждении доклада М.Н. Покровский высказался против такой характеристики историка, видимо поэтому в опубликованном варианте ее нет350. Изменения историографических оценок М.В. Нечкиной политических взглядов В.О. Ключевского связаны с влиянием М.Н. Покровского и с утвердившимся в советской исторической науке классовым подходом в понимании

М.Н. Покровского.

<< | >>
Источник: Черная Е.Ю. Милица Васильевна. Нечкина — историк отечественной исторической науки. 2014

Еще по теме Политические взгляды В.О. Ключевского:

  1. VI. Школа политических писателей и примыкающие к ней по вопросам уголовного права духовные авторы
  2. 8. Российская политическая мысль: истоки, социокультурные основания, основны
  3. 6.3. Роль и функции партий в политической системе
  4. 11.5. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга
  5. 1. Особенности социально-политического знания
  6. Вовлеченность и политические конфликты
  7. Формы и уровни политического выбора
  8. Двухмерная модель политической психологии
  9. Политические взгляды Б. Франклина
  10. Политические взгляды Т. Джефферсона
  11.   ЭТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГАССЕНДИ  
  12. 6. «ВРЕМЕННИК» ИВАНА ТИМОФЕЕВА И СИСТЕМА ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
  13. Социально-политические взгляды Фихте
  14. Политические взгляды Гегеля
  15. Ранний период изучения биографии и творчества В.О. Ключевского
  16. Политические взгляды В.О. Ключевского
  17. Место В.О. Ключевского в истории исторической науки
  18. Формирование мировоззрения В.О. Ключевского
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -