<<
>>

1. УРОКИ ХОЛОКОСТА: СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФРАНКЛИН X. ЛИТТЕЛЛ Franklin H. Littell

После печально известной атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке несколько коллег просили меня рассказать о моей «Систе­ме предупреждения при появлении первых признаков опасности» (Система раннего предупреждения — СРП).

Я выступаю с лекция­ми в университетах и на конференциях, посвященных этой теме, уже больше тридцати лет, и, похоже, СРП стала сейчас актуальнее, чем тридцать лет тому назад.

Я воспользовался концепцией системы «ДРП» (Дистанционное раннее предупреждение), находившейся на вооружении у военно-воздушных сил США в штатах Омаха, Небраска и Грейт Фоллз (Монтана) во времена «холодной войны». Мысль о том, что этот термин применим к политическим процессам, пришла мне в голову во время поездки в Японию. Священники военно-воздушных сил США пригласили меня выступить в Токио с лекцией о борьбе церк­ви с нацизмом и коммунизмом. Тогда я подумал, что совершенно недостаточно читать лекции только о катастрофах прошлого; дело в том, что существуют явные признаки, по которым можно пред­сказать катастрофу, если не предпринимаются никакие упреждаю­щие действия.

Моя Система раннего предупреждения является научной мо­делью («ситом»), имеющей три функции. Во-первых: она помогает выявить потенциально геноцидальные общественные движения до того, как они придут к власти. Во-вторых, основная модель позво­ляет предупреждать об опасности, когда законные власти терпят поражение. Так случилось с Веймарской республикой в 1931-1933 гг. из-за проникновения враждебных элементов в органы управле­ния и их подрывной деятельности и из-за принятия неадекватных мер для спасения страны от масштабного экономического кризи­са, за которым последовал военный переворот. В-третьих, «сито» идентифицирует режимы (зарождающиеся или установившиеся диктатуры), которым свойственны уничтожение нежелательных

80

Уроки Хопокоста: система раннего предупреждения

меньшинств и агрессия, направленная против внешних «врагов» (реальных или выдуманных).

Такие режимы — помимо прочих преступлений против челове­чества — материально поддерживают сети террористических орга­низаций, действующих в разных странах, предоставляя им лагеря подготовки, где они находятся под защитой режима.

Мою Систему раннего предупреждения обсуждают вот уже почти тридцать лет на семинарах и конференциях. Например, на международных конференциях в Тель-Авиве в 1981 г., в Оксфорде в 1988 г., в Берлине в 1994 г. и в Стокгольме в 2000 г. После теракта 11 сентября она стала темой заседания 32-й Ежегодной научной кон­ференции «Холокост и церкви». Накануне, во время и после Вто­рой мировой войны мы видели убедительные доказательства того, какую высокую цену приходится платить за пренебрежение сиг­налами раннего предупреждения. Сегодня нам пора уже осознать, какую колоссальную цену приходится платить за политические уступки и экономическую целесообразность. СРП предоставляет нам аналитический инструмент, с помощью которого можно пре­вратить риторику о «терроризме» в конкретную задачу выявления потенциально геноцидальных общественных движений и своевре­менного их подавления.

В 1933 г. имел место «теракт», который послужил оправдатель­ным поводом к тому, чтобы ускорить конец погибающей в смер­тельной агонии Веймарской республики. Гитлер, которого старый президент республики, генерал фон Гинденбург, называл «этим австрийским капралом», был назначен рейхсканцлером. Возглав­ляемая им национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП), несмотря на то, что за нее проголосовало значительно меньше половины избирателей, являлась единственным сильным парламентским блоком. Наивные аппаратчики из консерватив­ных партий полагали, что смогут обуздать его и управлять им. Это произошло 30 января 1933 года. К этому времени республи­ка уже два с половиной года жила в режиме правления указами исполнительной власти в соответствии с Notfallklause — статьей конституции о чрезвычайном положении. В течение этого перио­да политической целесообразности, здоровая тактика взаимных уступок демократического правительства, приведенного в отчая-

81

Уроки Холокоста: система раннего предупреждения

ние страданиями миллионов людей, потерявших работу во время Великой депрессии, иссякла, и в обществе началось резкое насту­пление террора.

И месяца не прошло, когда 27 февраля состоялся «поджог Рейх­стага» — происшествие, остающееся покрытым тайной до сегод­няшнего дня. Был ли тот малоизвестный человек, совершивший поджог, охотником за славой? Выполнял ли он задание нацистов? Единственное, с чем все согласны, так это то, что он был «не слиш­ком умным», возможно, даже умственно-отсталым. Как бы то ни было, на следующий день парламент молниеносно проголосовал за постановление о чрезвычайном положении, чтобы спасти страну от «коммунистического терроризма».

Спустя еще 3 недели депутаты рейхстага приняли «закон о пре­доставлении чрезвычайных полномочий» (Ermachtigungsgesetz). Коммунистам при этом не позволили участвовать в заседании, и только социалисты проголосовали против. Этот самоубийствен­ный закон от 23 марта 1933 года был заключительной нарочитой демонстрацией соблюдения формальностей германского самоу­правления, которое было восстановлено лишь после окончания Второй мировой войны. Насилие на улицах городов, заказные убийства ключевых политических фигур, которые противостояли нацистской политической машине, бездушные манипуляции поли­тических и церковных интриганов, которые заменили обществен­ную политику, основанную на открытой информации и полемике, на тайные закулисные сделки к тому времени уже уничтожили суть демократического самоуправления.

Потрясающее убеждение, которое возникает из обзора этой ле­тописи падения самоуважения нации до катастрофы диктатуры, за­ключается в том, что: это необязательно должно было произойти.

Существовали предупредительные признаки, которые сейчас мы можем классифицировать в рамках Системы раннего предупре­ждения, такие, как: когда свободное правительство терпит пораже­ние; когда деятели, совершающие насилие, выходят на первый план на фоне беспорядка. Параллельно этому восприятию виден еще один аспект Системы раннего предупреждения, который подлежит научному анализу: точное определение «пятой колонны», которая лишь маскируется под легитимную политическую партию, в то

82

время как ее структура и программа подрывают самоуправление свободного народа.

Сигнал предупреждения: к 1923 г., НСДАП уже являлась «пятой колонной», потенциально геноцидальной структурой. Единствен­ное, чего ей недоставало, так это положить руку на горло власти. За 10 лет (путем публичного насилия и тихого подчинения таких центров влияния как, например, университеты, церкви, профессии и т. п.). НСДАП успешно проникла и просочилась как в полити­ческие, так и неправительственные центры власти. Многие общие исторические работы ссылаются на «победу НСДАП» на послед­них выборах, приход НСДАП к власти «с помощью парламентских средств» и «принятие нацистами руководства». Эти выражения вводят в заблуждение. Напротив, с помощью внешнего насилия и внутреннего проникновения в течение предыдущего десятилетия нацисты уже создали параллельную власть внутри формально пу­стой умирающей Веймарской республики.

Урок второй: важно не только действовать как ответственные и уважающие себя граждане, когда демократическое правительство терпит поражение, но обязательно нужно выявлять и вовремя по­давлять организации, которые своими действиями и структурой показывают, что они являются нелояльными и потенциально ге-ноцидальными. Есть среди наших друзей такие, кто порой гово­рит: нацистский геноцид евреев был «черной дырой» во вселенной понимания, что ничего нельзя обобщать и на его примере ничему нельзя научиться. Это язык поэзии, и у него есть достоинство: он призывает нас ступать с осторожностью по священной земле. Од­нако, существуют, как оказалось, и священные уроки, уроки, кото­рые нужно написать в наших сердцах нестираемыми чернилами.

В связи со вторым уроком, важностью своевременно подавить пятую колонну, несколько странные взгляды может вызвать за­щита Первой поправки Конституции в США. Агрессивные и на­сильственные действия и структуры не называются так публично, даже если их в данный момент держат на коротком поводке. Про­стите мне это замечание, это распространенная плохая привычка всех преподавателей и проповедников, не говоря уже о юристах, не проводить различие между взглядами и поступками.

Эта при-

83

Франклин X. Литтелл

вычка столь же опасна, как и не менее распространенное неумение делать различие между неограниченной свободой одного человека и ответственной политической и религиозной свободой. Или, в ка­честве еще одного примера возьмем распространенную неспособ­ность проводить существенные различия: известный «либераль­ный» протестантский журнал «Христианский Век» грешит тем, что наша коллега Дебора Липштадт определила как «ложное уравни­вание». В 1930-е годы этот журнал в схожих выражениях осуждал и Британскую империю и новый Третий рейх за эксплуатацию на­родов. Сегодня этот журнал продолжает подобное уравнивание, на этот раз между оборонительными действиями Израиля и пале­стинским терроризмом. И то и другое является насилием, но очень отличающимся насилием.

Тем не менее существует огромное различие, хотя идеологи и мечтатели отрицают его, между столкновением взглядов на откры­тых прениях и мобилизацией террористического насилия против невоенных мишеней. В наших руках теперь, по прошествии века геноцида, есть инструмент для научного анализа, с помощью кото­рого можно своевременно определить потенциально геноцидаль-ное движение. (В 1933 г. было слишком поздно; в 1938 г. было тем более слишком поздно. Временем, когда нужно было решительно действовать, был 1923 год, когда взгляды, которые были открыто провозглашены в программе НСДАП 1920 года, воплотились в конкретную насильственную и изменническую деятельность, на­правленную против Веймарской республики. Можно поучать про­тив ложных представлений, ошибочные взгляды можно развенчи­вать на общественных дебатах. Но преднамеренное яростное на­ступление на наши свободы демократических народов, имеющих привилегию жить в республиках или конституционных монархиях, должно быть остановлено решительным, своевременным, профи­лактическим действием в рамках закона.

Теперь по поводу четкости определений: мы очень много слышим и читаем в последнее время о чем-то под названием «терроризм».

После зрелищных происшествий 11 сентября, которые одним рыв­ком бросили наш счастливый остров на континент гражданских конфликтов и насилия в общественных отношениях, термин «тер­роризм» так и просится на язык. Миллиарды долларов выделяются

84

Уроки Холокоста: система раннего предупреждения

Вашингтоном для создания организаций по борьбе с терроризмом. Президент США обличает терроризм и террористические режимы. В ответ, разумеется, багдадские, дамасские и тегеранские экстре­мисты обвиняют в терроризме США. Взять, к примеру, издание, которое некоторые (разумеется не Вы, читатель) считают высшим авторитетом — «Ридерз дайджест», недавно посвятивший весьма своеобразный выпуск проблемам и проявлениям терроризма.

В сущности, Брайан Дженкинз, работающий в компании «Рэнд корпорейшн», опубликовал великолепную аналитическую работу на тему «терроризма» еще в сентябре 1982 года в периодическом издании «Хроники Американской академии». К этой работе и двад­цать лет спустя мало что можно добавить.

Для наших целей слово «терроризм», равно как и некоторые его производные, бесполезны в планировании действий по пре­дотвращению зла. На самом деле при ближайшем рассмотрении широко распространенная информация о терроризме не содер­жит ничего ни о внедрении, ни о подрывной деятельности, ни о форме и стиле поведения потенциально геноцидальных движе­ний. Темой является природа современной войны. Гражданское население несет основную тяжесть нападений. Как продемон­стрировал в своей работе наш коллега в Гавайском университете, Р.Дж. Раммел [1], в современной войне, также, как и в эпоху гено­цида, -потери среди гражданского населения значительно превы­шают потери среди военных. Если назвать вещи своими имена­ми, если кто-то хочет выжить в современной войне, ему придется надеть на себя военную форму. Здесь, в ретроспективе, история подтверждает связь между тем, что называют неопределенным словом «терроризм» и преступлением, подпадающим под опреде­ление геноцида — страшную цену платят невоенные, невинные дети, женщины и старики.

Из-за насильственного характера, структуры и стиля, получен­ных в наследство, потенциально геноцидальные движения («пятые колонны») на пути к власти разрушают здоровое политическое развитие. С приходом к власти они геноцидальны по отношению к нежелательным меньшинствам среди населения своей страны (эти меньшинства Ричард Рубенштейн [2] называет излишком населе­ния); они также агрессивны по отношению к внешним «врагам».

85

Франклин X. Литтелл

Уже давно настало время внедрить Систему раннего предупре­ждения, за которую я ратую с 1960-х гг. Известна структурная «мо­дель», позволяющая вовремя идентифицировать потенциально геноцидальное движение. У нас также есть механизм эффективно­го противодействия им. Продолжать занимать политическую по­зицию морализации обобщений, не уделяя достаточно внимания конкретным мерам, необходимым для нейтрализации внутрен­них врагов, одновременно с разумными мерами, чтобы помешать планам внешних врагов, по меньшей мере, безответственно, а то и преступно. Думая только старыми категориями, мы оказываемся в тупике.

Поскольку агрессивные режимы представляют постоянную угрозу для своих соседей, история свидетельствует, что свободные народы не могут даже прибегнуть к самообороне до тех пор, пока не испытаны все остальные методы. Это определенно один из «уроков» Второй мировой. Применение Системы раннего предупреждения к потенциально геноцидальным движениям, одновременно с разви­тием и при активной поддержке органов международной полиции может обеспечить новые моральные и политические инициативы, которые так нужны свободному миру. В «модели» для выявления потенциально геноцидального движения пятнадцать пунктов:

1. Антисемитизм, как правило, первая и наиболее опасная форма расизма.

2. Идеологизированная политика, в которой решения основаны на ультиматумах, а не на практических и взвешенных соображениях.

3. Политика поляризации общества: уничтожение идеи и деятель­ности лояльной оппозиции, презрение к обдуманному компро­миссу, проникновение религиозного духа Судного Дня на поли­тическую арену.

4. Воссоздание сакрального общества: против современной и на­учной мысли, враждебно относящегося к религиозному и куль­турному плюрализму, насильственная реакционная попытка вернуться в мифический золотой век единообразия.

5. Новая периодизация в истории: новая «элита», или «авангард», становится носителем истории. История начинается со дня при­хода идеологической партии к власти.

86

Уроки Холокоста: система раннего предупреждения

6. Новая антропология: противопоставление идеализированного Нового человека (£рийца, революционера и т. д.) менее достой­ным лицам и расам.

7. Формирование элиты с тайной дисциплиной, непонятными для непосвященных знаками и татуировками.

8. Культ насилия: неверующих требуется стереть со страниц исто­рии, сначала с помощью Большой лжи, а затем уничтожив физи­чески.

9. Насаждение социальной афазии: принудительное создание та­ких условий террора, которые делают открытую полемику и свободный обмен идеями невозможными.

10. Полицейское государство: полиция и вооруженные силы не под­даются гражданскому контролю; время беззакония полиции, ве­роломных генералов и лести общества перед теми, кто творит насилие.

11. Монолитная партия и/или государство: моделью общества яв­ляется колесо, в котором все спицы крепятся к одной втулке.

12. Красивое государство. Политические деятели потеряли спо­собность подвергать сомнениям происходящее; политические решения становятся «окончательными решениями», а объеди­нения людей вне государственной системы либо поглощаются системой, либо уничтожаются.

13. Ложная картина политического консенсуса. Вместо согласия, достигнутого в результате свободной дискуссии на основе ши­рокой информации, требуется единство лозунгов и демонстра­ций.

14. Возврат к опоре на устную традицию — то, что «все хорошо зна­ют», что выдвигает партия или правящая группа, — в противо­вес тщательно отсеянным свидетельствам, критически оценен­ным фактам.

15. Детерминизм. Тяжелое бремя подлинно свободного выбора снимается с человека безоговорочным подчинением «экономи­ческому детерминизму» либо религиозным догмам.

Основным местом дискуссии, способствующим развитию и рас­пространению Системы раннего предупреждения, в течение более трех десятилетий являлись Ежегодные научные конференции «Хо-

87

Франклин X. Лшптелл

локост и церкви». Их участники исследовали проблемы современ­ного общества; оценивали, во сколько человеческих жизней обхо­дятся религиозные ереси; изучали то, как мужчины и женщины, принадлежащие разным этносам, вероисповеданиям, образованию и сферам деятельности, могут сплотить усилия, чтобы учиться и работать ради утверждения жизни.

Мы знаем о масштабах неминуемых жертв тогда, когда рушат­ся дамбы и бурный поток затапливает землю. Старые раввины учили скорбеть о разрушении Храма — маяка единобожия по­среди развратной, жестокой, грубой, бесчестной и эксплуататор­ской империи. Мы, продукт universitas magistrorum et scholarium (корпораций преподавателей и студентов) должны научиться творчески оплакивать падение высокой образованности с уровня служения Человеку до уровня служения силам эгоцентризма и разрушения.

Во имя шести миллионов людей, ставших жертвами умно­го, современного, рационально-математического и технически-оснащенного Зла, пришло время здесь и сейчас возобновить обе­щание: не забывая о вине наблюдателей в соучастии, а также о хитрости и коварстве преступников, начиная с этого момента, утверждать жизнь, а не служить смерти; вселять надежду, а не от­чаяние; преграждать насилие и благословлять сострадание.

Подборка работ Франклина Литтела о его Системе раннего пред­упреждения:

Wild Tongues (New York: Macmillan Co., 1969).

'Early Warning: An Essay', Holocaust and Genocide Studies, III, 4 (1988), pp. 483-90.

'Early Warning: Identifying Potentially Genocidal Political Move­ments', Jerusalem Letter/Viewpoints (1 Dec. 1989), pp. 1-6.

'Early Warning: Detecting Potentially Genocidal Movements', in Pe­ter Hays (ed.), Lessons and Legacies: The Meaning of the Holocaust in a Changing World (Evanston, IL: Northwestern University Press, 1991), pp. 305-15.

Early Warning System', in Israel W. Charny (ed.), Encyclopedia of Genocide (Santa Barbara, CA: ABC CLIO, 1999), Vol.1, pp. 261-5, with

Уроки Холокоста: система раннего предупреждения itor on 'Franklin Littell's

Примечания

1. RJ. Rurnmel, Death by Government (New York: Transaction, 1994)

2. Richard Rubenstein, The Age of Triage (New York: Beacon, 1983).

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме 1. УРОКИ ХОЛОКОСТА: СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФРАНКЛИН X. ЛИТТЕЛЛ Franklin H. Littell: