<<
>>

2. АНТИСИОНИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ РОБЕРТ С. ВИСТРИЧ Robert S. Wistrich ^

Мой первый серьезный разговор с Симоном Визенталем прои­зошел в кафетерии Еврейского университета в Иерусалиме в 1985 году. К тому времени мы уже семь или восемь лет переписывались и беседовали по телефону.

Я опубликовал несколько статей в бри­танских и американских СМИ о деле «Крайски против Визенталя». Визенталь мог быть злопамятным по отношению к тем, кто ему не нравился, но при этом он никогда не забывал о сделанном ему до­бре. Он очень хорошо помнил то, что я решительно защищал его с 1975 под 1979 год, когда он переживал трудные времена в сво­ей профессиональной деятельности, расследуя преступления на­цистов. Известный в то время канцлер Австрии Бруно Крайски угрожал закрытием Центра документации в Вене, заклеймив его «гнойным нарывом минувшей эпохи». Крайски, извлекая выгоду из непопулярности Визенталя в те годы, когда австрийцы с удо­вольствием хотели бы забыть нацистское прошлое своей страны, обвинил Визенталя в «сотрудничестве с гестапо», называя его «ев­рейским фашистом» и «агентом сионизма». Канцлер также выдви­нул в его адрес другую смехотворную клевету, за которую ему со временем пришлось понести наказание на судебном процессе в Ав­стрии. Бруно Крайски, еврей и воинствующий приверженец социа­лизма с юности, после прихода к власти в 1970 году не только делал все, чтобы обелить преступления нацистов, но к тому же был ради­кальным антисионистом, очерняя саму идею единства еврейского народа как фундаментальную расистскую философию. Будучи до мозга костей сторонником ассимиляции, он испытывал неприятие к «галицийским евреям» типа Симона Визенталя. В скандально прославившемся интервью журналу «Шпигель» в 1975 г. австрий­ский канцлер дословно сказал, имея в виду Визенталя: «этот чело­век должен исчезнуть», добавив: «если евреи действительно народ, то тогда это — гадкий народ».

Наша дискуссия двадцать лет назад в Еврейском университете в Иерусалиме вращалась вокруг необходимости всестороннего на-

90

Антисионизм и антисемитизм

учного изучения связи между антисемитизмом и антисионизмом, чем Визенталь настойчиво призывал меня заняться.

По правде ска­зать, меня не нужно было долго уговаривать, и несколько лет спу­стя я выпустил книгу под названием «Антисемитизм: самая давняя ненависть»[1], а также телевизионный документальный трехчасо­вой фильм на ту же тему. И это было лишь началом того, что пере­росло в бесконечный проект. То, с какой страстью и напряжением Симон Визенталь посвятил себя этой теме, без сомнения, повлия­ло на меня. Он был одним из тех «голосов совести», от которых не скроешься, даже когда не согласен с их взглядами по определенной теме.

Зарождение новых форм «антисионистского» антисемитизма в последние годы лишь подтверждает прозорливость С. Визенталя, которая легла в основу наших дальнейших отношений. В феврале 2006 г., когда я обратился в межпарламентскую комиссию по анти­семитизму в британской Палате общин, этот вопрос стоял во главе угла. Депутаты британского парламента, конечно же, хотели знать, нужно ли отличать критику сионизма или тревогу по поводу по­литики Израиля от ненависти к евреям? Разве неправда, что, как заявляла в прошлом газета «Гардиан», антисемитизм часто путают с анти-Шаронизмом? Разве сами евреи нечасто вступали в непри­миримую оппозицию по отношению к политике израильского пра­вительства, при этом их не обвиняли в антисемитизме? И, наконец, предполагалось, что чрезмерное использование обвинения в юдо-фобии вызывает подозрение, что руководство Израиля пытается отвлечь или даже избежать справедливой критики.

Отвечая на эти возражения, я объяснял, что антисионизм и антисемитизм — это две различные идеологии, которые в течение времени (особенно после 1948 г.) стремились к сближению, но так и не слились до конца в единое целое. Но за последние 30 лет анти­сионизм, без сомнения, стал одной из самых опасных и эффектив­ных форм антисемитизма благодаря систематическим заявлени­ям о незаконности существования государства Израиль, клевете и очернительству в его адрес. Хотя, априори и не антисемитские, призывы уничтожить еврейское государство — исходят ли они от исламских фундаменталистов, палестинских националистов, от левых или ультраправых партий — часто основываются на клас-

91

Роберт С.

Вистрич

сических антисемитских стереотипах, таких, как манипулирующее «еврейское лобби» (давление на парламенты), «мировой еврей­ский/сионистский заговор», «еврейские/израильские поджигатели войн». Одной из главных движущих сил слияния антисемитизма и антисионизма является превращение палестинского вопроса в «священную войну». Другая причина — это антиамериканская идеология, связанная с исламским фундаментализмом. В таком контексте классические теории заговора, такие, как, к примеру, «Протоколы сионских мудрецов», обретают новую жизнь. Общим знаменателем нового антисионизма являются систематические по­пытки пропалестинской пропаганды объявить преступными пове­дение Израиля и евреев, чтобы вывести его за рамки приемлемого в цивилизованном обществе.

Я полагаю, что наиболее радикальные формы антисионизма, возникшие с новой силой в последние годы, действительно де­монстрируют черты, аналогичные европейскому антисемитизму, существовавшему непосредственно накануне Холокоста. Одним из самых поразительных симптомов является призыв к научному, культурному и экономическому бойкоту Израиля, который вызы­вает мрачные ассоциации и воспоминания у евреев о нацистском бойкоте, начавшемся в 1933 году. Недавнее решение британских академических союзов бойкотировать израильских ученых — это симптом новой дискриминационной политики. Есть и другие со­вершенно очевидные проявления.

К примеру, систематическое ущемление Израиля на междуна­родных форумах, таких, как заседания ООН, на которых арабские государства на протяжении десятилетий проводили политику изо­ляции еврейского государства, превращая его в изгоя. Проявлени­ем такой политики стал праздник ненависти на конференции про­тив расизма, прошедшей при поддержке ООН в Дурбане в 2001 г., которая объявила сионизм «геноцидальным» движением, осущест­вляющим «этническую чистку», направленную против палестин­ского населения. На этих и подобных мероприятиях, также как и в большинстве уважаемых западных СМИ, сионизм и еврейский народ очерняются, используя методы, аргументы и приемы расист­ского антисемитизма.

Даже если сегодня это проходит под «анти­расистским» флагом, и клевещут «во имя прав человека», четко

92

Антисионизм и антисемитизм

просматриваются все признаки антисемитизма. Остается ли хоть тень сомнения в том, что антисионисты, которые настойчиво срав­нивают сионизм и евреев с Гитлером и Третьим рейхом, на самом деле являются антисемитами, хоть они яростно это отрицают! Тем, кто играет в эту нечестную игру, хорошо известно, что нацизм се­годня воспринимают как воплощение идеологии абсолютного зла, которое необходимо уничтожить. Тот факт, что евреи (в том числе некоторые израильтяне) участвуют в этом маскараде, требует не политического, а скорее психопатологического анализа.

Израиль сегодня — это единственное государство на планете, исчезновения которого хотят так много разных сил. Уже само по себе — это отрезвляющее напоминание о нацистской пропаганде 30-х годов. Наиболее опасные проявления этого разрушительного или геноцидального антисионизма идут из арабо-исламского мира, который исторически унаследовал формы тоталитарного антисе­митизма начала XX века — гитлеровской Германии и СССР. Наи­более «прославившийся» пример этой идеологии — леденящие кровь заявления президента Ирана Ахмадинежада, отрицающего Холокост и грозящегося «стереть Израиль с лица земли». Но даже умеренные государственные деятели мусульманских стран, вроде бывшего руководителя Малайзии Махатхира Мохаммеда, с вы­соких трибун повторяют классическую антисемитскую доктрину, что «евреи правят всем миром», что не вызывает почти никаких возражений в исламском мире. Исламисты-экстремисты от «Аль-Каиды» до палестинского «Хамаса» идут намного дальше, сме­шивая неразборчивый террор, взрывы террористов-самоубийц и антисемитизм в духе «Протоколов сионских мудрецов» с идеоло­гией джихада. В их случае так называемая «война против сиониз­ма» включает в себя тотальную демонизацию «еврейского врага». По их убеждениям, сионисты — «враги человечества», смертельно ядовитые змеи, варвары, нацисты и «манипуляторы Холокостом», Держащие под своим контролем США и западные СМИ, то и дело подстрекающие к войнам и революциям ради достижения миро­вого господства.

Такие теории заговора, скрывающиеся за маской антисионизма, — это часть смертоносного мировоззрения, тесно связанного с религиозным фанатизмом и планами о всемирной революции. Все те же стереотипы и образ врага обнаруживаются

93

Роберт С. Вистрич

Антисионизм и антисемитизм

и в «умеренно-мусульманском» прозападном Египте (в котором по мотивам Протоколов создали антисемитский телесериал Ры­царь без коня), в официально нерелигиозной баасистской Сирии, в консервативной ваххабитской Саудовской Аравии и в фундамен­талистском шиитском Иране под властью аятолл. Это идеологи­ческий антисионизм, который стремится уничтожить Израиль и «освободить мир от евреев», иными словами это тотальная форма антисемитизма.

Радикальный, призывающий к уничтожению Израиля антисио­низм, маскирующийся под «антиизраилизм», проник в Западную Европу, Северную Америку и страны третьего мира. Это мировоз­зрение получило народное признание в мусульманской диаспоре в среде экстремистской молодежи, оно получило серьезный резонанс среди антиглобалистов, троцкистов и ультраправых объединений, не говоря уже о части либеральных СМИ.

Существует непрочная и меняющаяся коалиция красно-коричнево-зеленых сил, настроенных и против США, и против Из­раиля. Усама бин Ладен — герой не только для тех, кто желает воз­родить всемирную гегемонию ислама, но и для тех, кто разделяет неомарксистские или неофашистские идеологии, все еще утверж­дающие веру в мировую пролетарскую революцию и свержение иудейско-американского господства.

Большую роль в усилении и мобилизации антисионизма играет его связь с палестинским вопросом. Палестинские власти часто ис­пользовали антисемитские мотивы, включая отрицание Холокоста, новые версии кровавого навета и темы «еврейского заговора» на­ряду с общими призывами к насилию. Но этого мало, некоторые палестинские христиане даже создали теологию освобождения, ко­торая, проигрывая антисемитские темы прошлого, пытается осво­бодить христианское мировоззрение от иудейских элементов и, на удивление, систематически находит отклик в некоторых западных религиях.

Что касается исламистских объединений среди палестинцев, они открыто ведут войну против евреев. «Хамас», правящий сегод­ня в палестинской автономии, с момента основании вооружился исламистским предсказанием «гибели евреев», что сродни «Прото­колам сионских мудрецов».

94

Страдания палестинцев и арабский антисионизм способствова­ли заражению Европы новой и одновременно старой разновидно­стью антисемитизма, которая изображает евреев как нахрапистых кровососов-колониалистов. Модный взгляд в современных обра­зованных кругах на Западе заключается в том, что евреи — это чу­жеродные, не имеющие родины или истории, империалистические захватчики, пришедшие в Палестину, чтобы грубой силой захва­тить страну и изгнать или «очистить» ее от коренного населения. Это современные «крестоносцы», не имеющие никаких законных прав на землю, чужеродное насаждение, совершенно чуждое для этого региона. Утверждают, что они преуспели только благодаря колоссальному оккультному заговору, в рамках которого сиони­сты (т. е. евреи) манипулировали сначала Великобританией, а за­тем США. Гитлер одобрил бы эту антисемитскую концепцию!

Популярность «Протоколов» — это важный симптом продол­жающегося слияния идеологий антисемитизма и антисионизма. Израиль все чаще изображается в ведущих СМИ как «преступный» по своей сути и поведению, систематически нарушающий права че­ловека и международное право. Эти обвинения исходят от левых, которые клеймят Израиль как расистское, апартеидное, колони­альное и империалистическое государство. Его военные действия дают слишком уж многим европейцам соблазнительную возмож­ность сказать: «Вчерашние жертвы стали сегодняшними (нацист­скими) преступниками» и/или возможность представить сионизм историческим преемником самых мрачных страниц истории за­падного колониализма: в Алжире, во Вьетнаме и в Южной Африке. Бесконечное повторение таких обвинений формирует рациональ­ную основу для разрушения государства Израиль.

За последние тридцать лет антисионизм пользовался рассу­ждениями и стереотипами вроде «еврейское/сионистское лобби», «преступность Израиля/евреев», «государственный терроризм» и «разжигание войны», которые по своей сути являются антисемит­скими и позволяют манипулировать. Все это настолько проникло в сознание обывателя, что 60 процентов всех европейцев считают крохотный Израиль самой серьезной угрозой миру на планете; бо­лее трети опрошенных в Европе и США верят в то, что у евреев чрезмерно много власти и влияния; еще большее число неевреев

95

Роберт С. Вистрич

подозревают евреев в гражданской неблагонадежности; а нападки антисионистов на еврейские учреждения и организации убеждают нас в том, что мы говорим в данном случае о разграничении без различия. Антисионизм не только унаследовал более ранние фор­мы антисемитизма. Он стал самым общим из всех общих знамена­телей, объединяя вокруг себя левых, правых, боевиков-исламистов, элитарные прослойки общества (включая СМИ) и массы, церковь и мечеть, антиамериканскую Европу и изначально антизападный арабо-мусульманский Ближний Восток. Эта идеология стала свя­зующим звеном между консерваторами и радикалами, потерявши­ми свои идеологические якоря. Но наибольшую тревогу вызывает то, что в руках руководства Ирана и исламистов-радикалов, раз­бросанных по всему мусульманскому миру, она стала псевдоосво­бодительной, «ликвидационной» идеологией с ярко выраженными геноцидальными чертами.

Примечания

1. Robert Wistrich, Antesimitism: The longest Hatred (New York: Pan­theon Books, 1992)

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме 2. АНТИСИОНИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ РОБЕРТ С. ВИСТРИЧ Robert S. Wistrich ^:

  1. 2. АНТИСИОНИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ РОБЕРТ С. ВИСТРИЧ Robert S. Wistrich ^