<<
>>

ОУЭН Роберт

ОУЭН (Owen) Роберт (14 мая 1771 — 17 ноября 1858) — английский экономист. Родился в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника.

Учился в местной школе, в возрасте 10 лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир).

После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работали 500 рабочих. В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании в Манчестере.

О. знакомится с Каролиной Дейл — дочерью Дэвида Дейла, богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, и заключает с ней брак. В 1799 вместе с компаньонами О. приобрел у Дэвида Дэйла эту фабрику.

Основным врагом общества О. считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В отличие от К.А. Сен-Симона и Ш. Фурье свои теоретические воззрения пытался воплотить на практике — сначала на прядильной фабрике.

В начале 1810 разработал филантропический план улучшения жизни рабочих в условиях капитализма. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. О. приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часа. О. улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам. Под его руководством строились ясли, детский сад, школа, культурный центр и т.д.

В 1813 он опубликовал памфлет «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера» (New View of Society; or Essays on the Principle of the Formation of the Human Character), в котором нашли отражение некоторые его идеи.

В 1814, выкупив доли компаньонов, О. основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли среди прочих квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины О. заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения.

Экономические взгляды О. выводились из принципа, в соответствии с которым труд — общепризнанное естественное благо.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815— 1816, побудившего О. предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества».

В 1817 О. составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей.

К 1820 окончательно оформились социальные идеи О.: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

Будущее «рациональное» общество О. представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тыс. человек. Главный вид занятий в общине — земледелие, но О. был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство).

При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями.

Считая вслед за французскими материалистами XVIII в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, О. был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

О. был убежден, что достаточно основать одну общину и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других.

Правда, антирелигиозные взгляды О. оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого О. отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новая гармония», однако вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни О. провел в Великобритании. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке, где его блестящий эксперимент после ухода О. потерпел крах, и занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта О. создавал «внутренние колонии», крупнейшая из которых — «Гармония-Холл» — существовала в 1839—1845. Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Основные взгляды О. получили отражение в работах: «Новый взгляд на общество...» (A New View of Society..., 1813); «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815); «Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе.» (1817); «Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества»; «Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий.» (1820); «Обращение Конгресса кооперативных обществ.» (1833); «Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты» (1833); «Книга нового нравственного мира» (Book of the New Moral World, 1836—1844); «Революция в сознании и деятельности человеческого рода.» (1850-е гг.); «Автобиография» (1857).

<< | >>
Источник: Румянцева Е.Е.. Мировая экономическая наука в лицах. — М., 2010. — 456 с.. 2010

Еще по теме ОУЭН Роберт:

  1. Мечты и дела Роберта Оуэна
  2. Роберт Оуэн
  3.   Указатель имен   
  4.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  5. Оуэн
  6. КОММУНАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ И СОЦИАЛИЗМ
  7. Критический социализм Прудов
  8. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  9. Шарлотта Бронте
  10. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ. КЛОД АНРИ ДЕ СЕН-СИМОН
  11. Теоретические предпосылки