§ 2.5. Понятие глобализма
В общетеоретическом плане важно обосновать различие между понятиями «глобализация мира» и «глобализм». Глобализация мира представляет собой процесс, а глобализм – программу этого процесса.
Глобализм представляет собой не просто идеологию, обосновывающую унификацию мира. Под глобализмом принято понимать учение о том, что разделение человечества на народы и цивилизации – есть феномен, свойственный начальным, примитивным этапам общечеловеческой истории. Согласно глобализму, чем дальше человечество – и «передовая» его цивилизация – Запад – продвигается по пути истории, тем больше различия между нациями и цивилизациями стираются, становятся малосущественными, отходят в область прошлого. В конце концов, как верят глобалисты, все народы смешаются и сольются в едином образовании – планетарном, глобальном человечестве, заговорят на одном, общечеловеческом языке, станут субъектами одной, общечеловеческой культуры. Прообраз этой культуры глобалисты видят в культуре современного Запада, рассматривая ее не как одну из культур, выросших на своеобразных, психологических, ментальных, исторических основаниях, как культуры китайская, индийская, арабская, русская, а некую универсальную культуру, которой все остальные народы должны уподобиться, если они не хотят «плестись в хвосте» мирового прогресса. Соответствующим мировому порядку автоматически считается то, что способствует конкурентноспособности США; всякая же конкуренция с ними воспринимается как посягательство на фундаменталоьные основы мирового порядка. Наблюдается подмена общечеловеческих идей узкокорыстной идеей американской гегемонии в мире. Глобализму присуще систематическое применение двойных стандартов.
Под словом «глобализм» понимают самые разные явления. Почти как всякое иностранное заимствование, слово «глобализм» требует пояснений и уточнений в русском языке.
«Глобализм» – это стремление к всемирному могуществу, к мировому господству, модель приведения всех стран к усредненному стандарту, к «одному знаменателю». Последняя цель явно утопическая, так как предполагает не использование и развитие разнообразия окружающего нас мира, а принудительное огрубление в новом прокрустовом ложе. Первая же, главная цель, установление мирового господства – требует ясного определения. Господства какой страны /организации или группы стран /организаций и за чей именно счет?Н.А. Косолапов пишет в этой связи, что “идеологически явление глобализации во многом воспринимается через призму глобализма – конгломерата воззрений, сводящегося в целом к подчеркиванию роли и значения глобальных начал в жизни современного человечества и видящего в этих началах исключительно или почти исключительно позитивное содержание»[188]. У. Бек предложил довольно узкую, внешнюю трактовку глобализма – «это целенаправленная и планомерная деятельность в сфере хозяйства, политики, культуры, которая связана со стремлением США к мировому господству»[189].
Научная актуализация понятия «глобализм» связана с тем витком глобализации мира, когда США и его союзники стали претендовать на безусловное доминирование в мировых делах, подтверждая это не только в экономической сфере, но и путем осуществления "гуманитарных операций", военно-полицейских акций и т.п. Стратегия "силового глобализма" в экономической, политической, информационной сферах дает основание для противоставления терминов «глобализация» и «глобализм». Поэтому «глобализм» является более узким понятием, обозначающим ценностную парадигму глобализации.
По мнению Н.Г. Биндюкова, глобализация представляет собой интеграцию мирового сообщества в новую системную целостность в соответствии с объективными законами эволюции, а глобализм им определяется как угроза естественно-историческому ходу глобализации со стороны мирового синдиката спекулянтов[190]. По его мнению, «глобализация», по своей сути, – объективный процесс интенсивной интеграции в мире, «глобализм» же – это политика приспособления процесса глобализации под интересы золотого миллиарда, идейное обоснование нового мирового порядка[191].
По версии Р. Макуева, глобализация – это долговременный процесс изменения информационных, экономических и социально-политических отношений, людей и технологий, а глобализм – определенное качественное состояние, характеризующее целостность мира. Глобализацию он воспринимает как процесс формирования единой глобальной системы управления, а глобализм призван отражать состояние глобализации[192].
А. Галкин предложил провести следующую разграничительную черту между понятиями глобализация и глобализм. Первое представляется ему как объективная тенденция общественного развития, а второе – как некая идеология (или «квазиидеология») и политика, осуществляемая в своих интересах странами «золотого миллиарда» и определенными транснациональными группами. Характеризуя глобализм, как квазиидеологию, А. Галкин отмечает, что эта квазиидеология понимает глобализацию «как процесс распространения установок и ценностей западной цивилизации на все остальные регионы земного шара». В то же время А. Галкин считает, что в кризисную фазу вступил сам процесс глобализации (и в немалой степени потому, что в управлении им доминирует квазиидеология глобализма): выигрывают (экономически) страны «золотого миллиарда» и проигрывают менее развитые страны, в которых проживает абсолютное большинство человечества[193].
В.В. Обрежа понимал под глобализацией объективный, естественно-исторический процесс, который затрагивает все страны и народы, а глобализм как «систему подрывных действий против конкретных государств и народов»[194].
По меткому замечанию А.С. Панарина, глобализм есть идеология компрадорских кругов, чувствующих свой отщепенский статус на родине и конвертирующих свои классовые страхи в идеологию расизма[195].
Иеродиакон Авель и А. Дроздов в своей книге «Знамение пререкаемо» определяли глобализм как богоборческую антихристианскую идеологию создания единой планетарной унифицированной общности людей без деления на государства, национальности, вероисповедания с единым управляющим наднациональным центром – мировым правительством[196].
М.Н. Марченко предложил понимать под глобализацией процесс формирования единой глобальной системы, а глобализм определил как отражение этого состояния[197].
В данной дискуссии важно признание, что понятие «глобализм» в отличие от понятия «глобализация» не имеет политико-экономической нейтральности, а потому уже не допускает диаметрально противоположных трактовок. «Глобализм» – это негативный термин, которым можно выражатьплан и результат принудительной унификации мира. Глобализм предстает как концепция формирования нового мирового порядка и как состояние глобальной колонизации мира. Глобализм концептуально предполагает передел мира силовыми средствами. Глобализм вызывает не столько технико-производственные, экономические, юридические и технологические новшества, сколько разрушает основы духовности, миропонимание, мир подлинных ценностей. Глобализм – это идеология, система организаций и практика, направленная на установление единого в масштабе планеты Мирового правительства, выражающего интересы самых влиятельных кланов мирового капитала, во имя дальнейшего паразитарного благоденствия «западной цивилизации» или, как они себя именуют, «золотого миллиарда».
Глобализация – процесс, направленный на распространение прежде всего своего духовно-культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир (планету). Глобализм – идеология мондиалистской глобализации, посредством которой дегенеративная часть человечества стремится выдать свои порочные интересы за всеобщие.
Глобализм – проект захвата власти во всем мире и навязывания либеральных, секулярно-гуманистических «ценностей» всему человечеству в качестве «универсальных» и «общепринятых». В центре этого проекта – силы, далекие от христианства, если не прямо антихристианские (и вообще антирелигиозные). До сих пор им удается наиболее эффективно и удачно использовать в своих целях все то, что обычно называют глобализацией: взаимопроникновение народов, ускоренное распространение поверх границ информации, товаров, денег, услуг, политических процессов и даже военных конфликтов.
При первом взгляде на глобализацию она предстает как простое усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества.Но понятие глобализма служит выявлению подлинной сути глобализации. В этом инструментальная функция категории «глтобализм». Если для производства, экономики, техники соединение разрозненных усилий дает эффект эмерджентности, способствует росту, то сферы жизни, где самоценны различия – деградируют. На начальном этапе усиление взаимодействия может происходить при сохранении качества составляющих систему частей. Это феномен комплексности, предполагающий функциональное единство компонентов при их субстратной гетерогенности. На содержательном языке об этом говорили как об интернационализации. В дальнейшем, при отсутствии противонаправленных усилий процессы обычно идут в сторону стирания различий между частями. Компоненты становятся одинаковыми и вся система – гомогенной. Именно такой характер приобретает сейчас взаимодействие людей на планете, заставляющее говорить о глобализме.
В глобальной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, в фольклор и существует как пережиток прошлого. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершено бессмысленно – человек неизбежно попадает в окружение изощренно одинаковых автомобилей, дизайн-зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций. Многоразличное, до противоположности, пестрое, географически разбросанное и растянувшееся по историческим эпохам человечество стоит на пороге трансформации в раздираемое противоречиями, но структурно однородное пространственно-временное образование.
Формирующийся одинаковый образ жизни – не равновесное смешение всех существующих форм. Это не сплав этносов, культур и правовых институтов с заимствованием в каждом лучшего и включением его в общую целостность. С точки зрения содержания в глобализме выражается победа западной, потребительской культуры над всеми остальными. Экономика, государственное устройство, наука, первоначально возникшие в Западной Европе, сейчас захватывают в свою орбиту другие народы. Так называемые общечеловеческие ценности фактически рождаются западной цивилизацией. "Новый мировой порядок" результат ее развития и несогласные с ним рассматриваются как консерваторы, стоящие на обочине цивилизационного процесса, его "изгои". Если бы существовала красная книга погибающих культур, она была бы очень толстой, а вскоре ее возможно придется сдать в архив, из-за того, что заносить туда больше нечего. На Земле остается одна, единственная – глобальная – современно-западная культура. От идеи о глобальной взаимозависимости идеологи глобализма переходят к обоснованию глобального сознания. Глобальный стиль жизни навязывается странам и народам распространением стандартных образов, эстетических и поведенческих образцов глобальными сетями СМИ (например, CNN) и ТНК (например, Coca-Cola).Глобализм предполагает в качестве критерия прогрессивности общества наличие транснационального капитализма – рынка, образуемого ТНК и мультикультурными общностями потребителей, а также наличие транснациональной демократии – системы международных организаций, призванных отстаивать некие "общечеловеческие ценности". Глобализм – процесс отчуждения от людей как результата их труда, так и их способности влиять на собственную судьбу. Это не средство соединения человечества, а проект разъединяющий его.
Глобализм намеренно порождает ряд асоциальных, мутантных явлений (таких как международный терроризм, «глобальная организованная преступность», «ассиметричные войны» и др.).
Глобализм представляет человечество в качестве атомов или пыли. Отброшены понятия народа как субъекта права и суверенитета народа над их территориями и ресурсами. Глобализм в этом смысле – это доведенный до крайности паразитизм мирового спекулятивного капитала, перед которым нет никаких препятствий.
Глобализм предполагает новую расовую сегрегацию, связанную с презумпцией неравенства человеческих типов.
Выражая интересы сильных мира сего, глобализм предусматривает в качестве нового мирового порядка установление тоталитарной диктатуры для гарантированного усмирения бедных.
Глобализм выражает ценности техногенной цивилизации. В логике глобализма всеобщее предстает как абстрактно-всеобщее, тем самым эта логика строится на принципе механицизма и возводит в ранг высших те ценности, которые имеют лишь количественную определенность. Глобализм предполагает, что техногенная цивилизация, рожденная на Западе, порождает тенденцию планетарного (глобального) развития, которая характеризуется унификацией, стандартизацией, нивелированием многообразия форм социальной, политической, культурной, экономической, национальной и правовой жизни. Следствием этой логики являются такие характеристики глобализма, как монетаризм и мамонизм (от «мамона» – идол, символизирующий богатство, стяжательство).
Смысл глобализма как идеологического феномена заключается в том, что западные, частные, партикулярные ценности, выдаются за «естественные», «универсальные», «общечеловеческие». Основой глобализма выступает уверенность западного человека в расовом превосходстве, и вера в то, что магистральный путь исторического развития однозначно связан с переходом от традиционных обществ и национальных государств к глобальному социуму западного образца на основе унификации всех форм жизни.
Глобализм несет с собой двойные стандарты, рассчитанные на манипулирование обществом. Видимо не случайно в последнее время в английском языке появилось сленговое слово «globalony» в переносном смысле означает «дутая» проблема. Связывая на словах перспективы человечества с демократией и правами человека, глобализаторы насаждают мировое государство одной цивилизации, одной культуры, что лишает человеческий род одного из необходимейших условий демократического развития – элемента разнообразия.
Глобализм существенно опережает глобализацию. Наднациональные монополии, имея своим союзником самое мощное государство – США, уже диктуют миру свои условия, а большинство государственных, межгосударственные и международно-правовых институтов все еще никак не реагируют на изменившуюся ситуацию.
Если понятие «глобализации» отражает масштабы и формы процесса формирования Мирового правительства, то термин «глобализм» характеризует доктринальное содержание и радикализм этого процесса. Глобализм выражает интересы наднационального капитала, далее концентрирующегося, захватывающего экономически, политически, юридически все новые области. Глобализм выражает интересы маргиналов и космополитов всего мира, жаждущих унификации гедонистического образа жизни, дабы ничто не препятствовало удовлетворению их низменных инстинктов. Глобализм выражает интересы инфернальных (темных) сил зла, увлекающих вместе с собой падшую часть человечества в глубины ада.
Мысль А. Зиновьева состоит в том, что в настоящее время происходит перелом в самом типе эволюционного процесса. Суть его состоит в том, что определяющую роль начинают играть целенаправленные и планируемые процессы. Осуществляется реальная западнизация всей планеты, или, что то же самое, ее американизация: «социальная сущность глобализации состоит в том, что это – самая грандиозная спланированная и постоянно планируемая в деталях и управляемая в основных аспектах война западного мира не просто за мировое господство, а за овладение эволюционным процессом человечества и управления им в своих интересах»[198].
Современный этап глобализации характеризуется стремлением к культурному (и юридическому – в частности) доминированию в мире со стороны Запада. Вот почему он может быть назван вестернизацией. Ее сердцевину составляет американизация, поскольку в настоящее время США играют ведущую роль в мире. Вот почему о современном этапе глобализации следует говорить в первую очередь как об американизации всей Земли.Самое важное состоит в том, что глобальная стратегия последних содержит в себе неожиданный потенциал демодернизации, связанной со стремлением уничтожить самостоятельные ростки модерна и просвещения в странах, не принадлежащих к кругу избранных.
Современный глобализм особым образом программирует все сферы человеческой деятельности и жизни общества. Чем определяется столь масштабный характер природы глобализма? Последним реваншем мировых сил зла, в ходе которого зло проявит себя до конца. Глобализм означает захват власти на планете ограниченным кругом лиц с целью установления мирового господства и порабощения остального человечества. В конечном итоге можно говорить о создании всемирной тоталитарной диктатуры, имеющей богоборческую, антихристианскую сущность. Идеологическим основанием установления невиданной в истории человечества тирании и выступает глобализм. Это сатанинское лжеучение, утверждающее необходимость создания единообразного всемирного сообщества, «общечеловеков» без рода и племени или, как еще принято говорить, «серой расы». Национальные государства и религии рассматриваются глобализмом как пережиток прошлого. Так «обосновывается» управление населением Земли из единого наднационального центра – Мирового правительства – и создание единой религии на основе экуменизма и оккультного движения «Новый век» (New Age). Глобализм как идеология революционен по своей сути. Предтечи антихриста исподволь готовили новую революцию во всемирном масштабе.
Основное противоречие эпохи глобализма заключается не в противостоянии капитализма и социализма. Глобализм нельзя понять также из противоречия между невиданным ранее ростом потребления и катастрофическим состоянием экологической среды. Глобализм обнаружил себя как разновидность теорий наиболее агрессивных богоборческих кругов, добивающихся мирового господства. Глобализм ведет человечество к планетарной катастрофе именно вследствие своего богоборческого характера.
В лице современного глобализма мы имеем дело с новейшей формой нигилизма, ищущего себе алиби в так называемых объективных тенденциях. Скрытая сторона глобализма заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций. Причем, если на заре модерна, в эпоху формирования великих европейских наций, феодальному местничеству противостояло единое суперэтническое пространство государства-нации, то теперь само это государство третируется как носитель местничества. Кем третируется? Современными элитами – экономической, политической, интеллектуальной, псевдо-религиозной. Сегодня быть элитой и реализовать себя как элита означает поставить себя в независимое положение от национальных интересов и национальных чаяний. В этот новый смысл понятия элита стоит вдуматься. Прежде народы возлагали на национальную элиту свои лучшие надежды. Элита была квинтэссенцией народного опыта, выразительницей воли нации и стремления к лучшему будущему. Все то, что обещали народам прогресс и просвещение, воплощалось в деятельности национальных элит. Теперь, в эпоху глобализма, быть элитой означает, собственно, членство в неком тайном интернационале, никак не связанном с местными национальными интересами.
Нынешние неоязычники говорят другим языком. Они впервые после фашистских переворотов в Европе демонстрируют презрение к низшей расе незадачливых и неприспособленных. Рыночной теории сегодня приданы черты расистского естественного отбора, безжалостного к неприспособленным – даже если окажется, что речь идет о большинстве человечества.
Глобализм можно рассматривать в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются:
1. Духовный аспект – это имеющий длительную историю проект, затрагивающий традиции, религию, культуру и идеологию. Глобализм предполагает унификацию культурных предпочтений человечества. Начиная с итальянского Ренессанса культурная глобализация прошла через "французское", "английское" и "американское" влияния с расширяющимся географическим ареалом.
2. Территориальный аспект – укрупнение государственных и надгосударственных образований.
3. Экономический аспект – глобализм представляет собой совокупность двух направлений – глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг) и глобализации экономических форм, под которой понимается укрупнение организационных структур экономики – вплоть до глобальных сверхкорпораций.
4. Информационно-коммуникационный аспект – предполагает развитие коммуникационных возможностей и использование космического пространства для передачи информации; рост глобальных информационных сетей; компьютеризацию многих процессов жизнедеятельности человечества.
5. Этнический аспект глобализма состоит из двух задач: противодействия росту общей численности населения планеты и сокращения численности населения.
6. Политический аспектвыражается в переносе центра принятия важнейших решений от национальных государств к другим субъектам.
7. Организационный аспект – ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является деятельность Мирового правительства. Эта надгосударственная структура вполне эффективно исполняет роль штаба "Нового мирового порядка". В своей деятельности эта организация ориентируется на интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством и инициацией в ложах деструктивной направленности.
8. Юридический аспект глобализма заключается в экспансии юридического арсенала Запада на весь мир для обслуживания узкокорыстных интересов Мирового правительства.
Таким образом, понятие глобализм раскрывает смысл и духовное содержание процесса глобализации мира. Глобализм выражает собой идеологию глобализации и итоговое духовное состояние этого процесса. Глобализм носит эксплуататорский характер и направлен на ограбление большинства стран мира; разрушительный характер и демонтирует самобытность народов; антигуманный характер и ставит человечество на грань самоуничтожения; антисоциальный характер и углубляет раскол на богатых и бедных; паразитарный характер и пользуется чужим национальным достоянием; реакционный характер и служит обоснованием тоталитарной диктатуры.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Приведите определения понятия «глобализм», известные Вам
из научных источников.
Проведите соотношение понятий «глобализация мира» и «глобализм» по различным критериям.
Какова духовная сущность глобализма?
Каков характер соотношения понятий «глобализм» и «мондиализм»?
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––