<<
>>

Различные теоретические подходы к понятию законности.

В научной и учебной литературе можно найти различные представления о том, что такое законность, какова ее природа, содержание, принципы.

   Сущностный аспект этой проблемы связан, как почти все в правоведении, с проблемой правопонимания.

Для сторонников этатистского подхода законность есть строгое и неукоснительное следование праву, или, что одно и то же, следование закону. (Право и закон в этом случае отождествляются).

   Например, в советском правоведении сложилось понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права.

   Такой формальный подход к сути законности  был подвергнут впоследствии критике, прежде всего со стороны ученых либеральной (естественно-правовой), антиэтатистской ориентации, которые не просто различали право и закон, но и оценивали закон с точки зрения наличия или отсутствия в нем права. Действительно, если закон является неправовым, не содержит в себе право, то какой может быть смысл в его безусловном выполнении?

   Но, как уже неоднократно было отмечено, при таком подходе появляется проблема выбора достоверного критерия для отнесения закона к правовому или неправовому, а у сторонников различных направлений в юснатурализме этот критерий разный. (См. лекцию «Право и закон»).

   Эта же проблема возникает и в либертарной концепции права В.С. Нерсесянца. По мнению последнего, законность может быть основана только на праве, имеет правовую сущность. Под правовой законностью В.С. Нерсесянц понимает точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. «Под правовым законом при этом имеется в виду объективное право (и, следовательно, предусмотренный им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального равенства… Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок».[277]

   Вряд ли такой подход дает достаточно оснований для различения законности и правовой законности.

Как, например, применить принцип формального равенства к определению наличия или отсутствия права в уголовных законах, один из которых предусматривает за умышленное убийство пожизненное лишение свободы, а другой, за то же самое деяние, денежный штраф? (Русская Правда). Соблюдение какого из них будет отвечать принципу правовой законности?

    Представляется, что все попытки отыскания критерия правового исключительно в сфере рационального, чуть ли не математического знания, не приведут к успеху. Просто потому, что природа правового не укладывается  исключительно в рамки «логоса». Правовое при таком подходе фатальным образом исчезает. Может быть, поэтому, при практической их проверке, рациональные критерии незаметно подменяются оценочными, и проблема  переходит на тот уровень, когда она уже вообще не является научной проблемой. Она трансформируется в проблему совести каждого члена общества, т.е. в серьезную моральную проблему. Здесь наука бессильна. Она может лишь сформулировать определенные критерии оценки законодательства с позиций той или иной правовой идеологии, дать социо-культурное обоснование определенным правовым идеалам, но она не может заставить верить в эти критерии и считать значимыми эти идеалы. В этой связи стоит еще раз обратиться к весомому мнению И.А. Ильина. «Не всякое «веление внешнего авторитета» – писал этот православный мыслитель, - способно породить правовую норму; возможны произвольные веления и распоряжения, превышающие компетенцию приказывающего или же основанные на отношении грубой силы (напр., противоправные распоряжения завоевателя в занятой области). И вот развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол; и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правоверного и до героизма последовательного непокорства. И история показывает, что такому правосознанию не раз удавалось настоять на своем и победить врага силою духовной правоты.»[278]

   Характерно, что И.А.

Ильин не предлагает априорных схем для решения  сложнейшего вопроса «поиска права в праве», а отдает это на откуп «развитому правосознанию», которое у Ильина само является сферой духа, связующей человека и с Богом, и с социумом.

   Другой аспект понимания законности связан с ее предметной сферой.  Включает ли принцип законности необходимость следовать законам и подзаконным актам, или только законам? В современной юридической литературе  обращается внимание на то, что законность, как сложное явление, должна представлять собой идею, требование и режим реального выражения права в законах государства и исполнения таких законов и только законов.[279]  Необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов может быть признана только в случае их соответствия законам, если они изданы на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.[280] Такой подход представляется вполне оправданным. Для реализации принципа законности важна не субъективная оценка нормативно-правого акта, а его объективное соответствие действующим законам.

  Наконец, еще один принципиальный аспект теоретического понимания законности связан с определением круга ее субъектов.

   В этом вопросе также имеется две точки зрения. Одни ученые, как это уже было показано выше, считают, что субъектами законности являются все субъекты права. Другие же полагают, что законность есть специфический режим деятельности государственного аппарата, и его субъектами являются специфические проводники государственной воли – должностные лица. Именно вторая точка зрения, на наш взгляд, предпочтительнее. [281]

   Понятие законности. Законность есть понятие противоположное произволу. Но произвол может творить только тот, кто обладает могуществом, силой и авторитетом. Следовательно, произвол есть par exellence прерогатива «власти». Рядовое правонарушение отличается от произвола тем, что правонарушитель никого не может заставить считаться со своим противоправным актом и вынужден его скрывать. Совершенно иная картина имеет место при произволе.

Но тем он и опаснее. Именно поэтому законность выступает одним из средств обуздания власти, подчинения ее правовым началам. Законность  можно определить как  принцип функционирования аппарата государства, при котором применение права должностными лицами осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. Как уже было показано выше, законность представляет собой необходимое условие нормального действия механизма права, притом той его части, которая связана с правоприменительной деятельностью государства. Режим законности, реализуемый в государстве, представляет собой самообязывание государственной власти собственными правовыми установлениями, исключающее произвол в ее действиях. Критерием для определения правовых установлений в данном случае может являться наличие таких правовых норм, которые обладают юридической силой и подчиняются определенной правовой иерархии. Следование подзаконным нормативно-правовым актам возможно только в той мере, в какой они не противоречат действующим законам.

<< | >>
Источник: А.В. ПОЛЯКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА. КУРС ЛЕКЦИЙ. 2000. 2000

Еще по теме Различные теоретические подходы к понятию законности.:

  1. 1.1. Научные исследования моды как социально! о явления: специфика социологических подходов
  2.   § 43. Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий  
  3. г) Признаки и понятие закона
  4. § 1. Понятие и родовые признаки субъективного гражданского права .
  5. §1. Разработка теоретических основ и особенности развития правового регулирования общественных отношений в условиях НЭПа
  6. §1. Понятие и элементы механизма правового регулирования жилищных отношений
  7.   Различные теоретические подходы к понятию правонарушения
  8. Различные теоретические подходы к понятию законности.
  9. 20.Терми и понятие Государство: их многозначность. Подходы к понятию гос-ва.
  10. Раздел  II. ПРАВО (Общая теория права. Право: общетеоретические понятияи определения)
  11. § 2. Общие принципы подхода к языку в метапоэтических текстах футуризма.
  12. § 3. Понятие «закон» в концепции митрополита Илариона.
  13. § 7. Термины-категории «закон и обычай» в Уложении 1649 г.
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -