<<
>>

Эпистемология – наука о процессе познания

Термин "эпистемология" происходит от греческих корней "episthmh", "знание", и "logoz", "наука", т.е. "наука о знании", "наука о процессе познания". Следует отличать это направление в философии от другого, довольно близкого – "гносеологии" (от греческого "gnosiz", "знание" и "logoz", "наука").

Гносеология занимается проблемой соотношения мыслительного процесса с реальностью, исследует вопрос соответствия (или несоответствия) человеческого сознания бытию, отсюда повышенное внимание к таким критериям как "истинное" и "ложное", "познаваемое" и "непознаваемое", "субъективное" и "объективное", "представление" и "реальность", "форма" и "содержание" и т.д. Эпистемология, в свою очередь, концентрируется скорее на механизмах и моделях познавательного процесса, оставляя в стороне вопрос о "бытии" и "реальности", об "истине" и "заблуждении".

Эпистемологию интересует более автономные стратегии рассудка и структуры его деятельности, нежели их соотнесенность с реальным миром. Эпистемология получила развитие именно в структуралистской философии, которая заостряла свое внимание на структурах языка. Если в рассудочной деятельности человека есть некоторые закономерности, типовые или даже единичные явления, то они сами по себе приобретают интерес для эпистемологии, независимо от того, как они коррелируются с реальностью и коррелируются ли вообще.

Человеческий разум выстраивает относительно реальности определенную картину. Эта картина обладает вполне определенной структурой. Исследовать эту структуру "картины мира" – задача эпистемологии.

Применительно к философии политики, эпистемология концентрируется на исследовании того, каким образом человек понимает Политическое, как оперирует с представлениями о нем, как осуществляет свой выбор.

<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004

Еще по теме Эпистемология – наука о процессе познания:

  1.   § 48. Философские основания эпистемологии  
  2. Природа как объект естественных и гуманитарных наук  
  3.   4.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций  
  4. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин  
  5. Сознание и познание
  6. КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ К. ПОППЕРА
  7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  8. Тема 5. Психика,  сознание,  познание (3 часа)
  9. Эпистемология – наука о процессе познания
  10. Глава V Познание
  11. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов
  12. Эпистемология и критика познания
  13. 1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм
  14. IX.4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  15. § 4. Социальная философия как методология познания общественных процессов
  16. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов