<<
>>

Появление новых миров: изменение представления


В: Итак, у нас есть лестница и ее основные ступени, у нас есть «я» или человек, который идет по этой лестнице вверх, и его точки опоры. Он создает различные представления?


Рисунок 9–2.
Лестница, человек, представление

КУ: Да, на каждой ступени движения развития существуют различные представления о мире, различные взгляды на свое «я» и на других, иными словами, различные мировоззрения. Мир выглядит по разному – и является разным! – на каждой ступени развития. Как мы постоянно видели, различные жизненные пространства, новые миры, возникают только в ходе эволюции сознания, нет просто заданного наперед мира, который мы монологически отражаем!
И здесь я особенно хочу подчеркнуть тот факт, что на каждой ступени мы получаем новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию (см. рис. 9–3). Все это – различные аспекты различных миров, которые раскрываются на каждой новой ступени понимания.
Так что это – только набросок. Лестница с ее основными ступенями понимания; человек и его точки опоры; различные представления о мире на каждой ступени. Лестница, человек, представления.
В: Теперь, пожалуйста, приведите несколько конкретных примеров.
КУ: Эта модель развития сознания основана на работах примерно шестидесяти или семидесяти ученых и мыслителей Востока и Запада. Рисунок 9–3 представляет троих из них: Абрахама Мэслоу, Джейн Левингер и Лоренса Колберга. Я использовал их как примеры просто потому, что они достаточно известны.
В: Обоснуйте это для меня. Возьмите пример осознания правила/роли и проиллюстрируйте этот пример для каждой из колонок.
КУ: Сознание правила/роли – это способность, которая начинает развиваться у детей возраста около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребенок начинает понимать, что он или она – это не только тело с его импульсами и желаниями, но также и социальное существо, член коллектива.
Поэтому «я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, и поэтому, как вы можете видеть в колонке Левингер, самоидентификация на данном этапе – это конформист. И, по той же самой причине, главная потребность «я» ребенка на этом этапе – потребность в принадлежности к группе, которую вы можете видеть в колонке Мэслоу. Аморальная позиция «я» на данном этапе состоит просто в поиске одобрения со стороны других, и это вы можете найти в колонке Колберга.
В: Это движение поперек таблицы «Лестница, человек, взгляды».
КУ: Да, в целом это так. Я надеюсь, вы понимаете, что в данном случае мы имеем дело с очень большим упрощением, но это всего лишь общая идея.
В: А если развитие продолжается?
КУ: Если развитие продолжается, то «я» в конечном счете преодолеет эти представления, и вновь попытается расширить свое понимание. Чтобы сделать это, оно должно перестать идентифицироваться с текущей стадией или преодолеть ее – этот шаг соответствует фазе 2 точки опоры – и затем начать процесс отождествления со следующей, более высокой ступенью – это фаза 3, или обретение новой точки опоры, и процесс повторяется еще раз. До тех пор, конечно, пока развитие не начнет останавливаться.
В: Теперь поговорим об этих меняющихся взглядах. Они, в общем то, подобны соответствующим стадиям, правильно? Левингер, Колберг и Мэслоу говорят о стадиях.
КУ: Да, но в очень общем смысле, что ставит в тупик многих критиков. Все ученые, предлагающие свои модели развития, практически без исключений, создают подобные иерархии стадий, а также похожие на эту лестницу холархии роста и развития: Колберг, Кэрол Гиллиган, Ганс Вернер, Жан Пиаже, Р. Пек, Хабермас, Роберт Селман, Эрик Эриксон, Ж. М. Болдуин, Сильвано Ариети, а также гностические традиции от Плотина и Падмасамбхавы до Ши и и Фа чанг. И все они представляют эту лестницу в виде холархии, потому что именно такая структура соответствует их данным. Эти стадии – результат эмпирических, феноменологических и интерпретационных опытов, а также множества полученных в ходе исследований данных. Эти люди группируют материал так не потому, что они любят лестницы.
Но в отношении этих холархий есть важное дополнение. Даже в наиболее сильных версиях, как у Колберга, «я» человека на любом случайно взятом периоде его развития будет приблизительно на 50 процентов находиться на одном уровне, на 15 процентов – на уровне выше данного и на 25 процентов – на один уровень ниже. Личность человека никогда не находится просто «на одной стадии». И более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, временные продвижения вперед, пиковый опыт, и так далее.
В: То есть тот, который находится выше среднего уровня сознания.
КУ: Да, это немного похоже на то, что мы говорили о культуре: в ней есть средний уровень, или центр тяжести, и некоторые из ее членов находятся выше него, а некоторые ниже. Подобным образом, личность имеет, если можно так выразиться, свой собственный средний уровень, что означает, что некоторые компоненты ее внутреннего пространства могут находиться выше, а некоторые ниже этого внутреннего центра тяжести. Другими словами, человек, который поднимается по лестнице, больше похож на каплю, чем на дискретное единство – он как бы «размазан» по основным сферам расширяющегося сознания.


Рисунок 9–3. Некоторые примеры лестницы, человека и представлений


<< | >>
Источник: Кен Уилбер. Краткая история всего. Вопросы и ответы. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Появление новых миров: изменение представления:

  1. §1. Идейно-теоретические и научные основания исследования моды как способа символизации социальных изменений
  2. 1.2. Основные факторы, влияющие на формирование «новой экономики»
  3. РОССИЯ, ЕВРОПА И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
  4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ИЗМЕНЕНИЕСИСТЕМНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  5.   §3. Внешние и внутренние факторы изменения политики Вашингтона в АТР.  
  6. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  7. Проект глобализации мира не предусматривает сдержек и противовесов для Мирового правительства
  8. Прежде всего изменяется целевая ориентация правовой системы в соответствии с новыми идеалами общества и стратегией перехода
  9. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  10. Появление новых миров: изменение представления
  11. 3.5 Формирование представлений о конвенционализме в философии науки Венского кружка
  12. III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.