<<
>>

Теорема 8 Дух и тело действительно различны.

Доказательство. То, что мы представляем ясно, может быть создано богом так, как мы это представляем (по предыдущему кор.). Но мы ясно представляем себе дух, т.е. мыслящую субстанцию (по опр.
6) без тела, т.е. (по опр. 7) без протяженной субстанции (пот. 3 и т. 4), и также, наоборот, тело без духа (как всякий легко допустит). Поэтому по крайней мере благодаря божественному могуществу дух может существовать без тела и тело без духа.

Субстанции же, которые могут существовать одна без другой, действительно различны (по опр. 10); но дух и тело суть субстанции (по опр. 5, 6, 7), которые могут существовать одна без другой; следовательно, дух и тело действительно различны.

209

См. предл. 4 у Декарта в конце его «Ответа на вторые возражения» и сказанное в § 22 29, ч. 1 «Начал», так как я не считаю нужным приводить это здесь.

<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме Теорема 8 Дух и тело действительно различны.:

  1. О СМЫСЛЕ ЧИСЕЛ
  2.   ОТВЕТ НА ВТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ  
  3.   Статья вторая  
  4.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  5. § 6. Диалектико-материалистический детерминизм: причинность, необходимость и случайность в процессе развития. Форма и содержание. Возможность и действительность
  6. Приложение I (для коммунистов): "Перлы" диалектики марксизма
  7. Содержание дисциплины
  8. Теорема 15
  9. ПРИЛОЖЕНИЕ К "КЛАССИФИКАЦИИ НАУК".
  10. Теорема 8 Дух и тело действительно различны.
  11. Теорема 6 Материя безгранично протяженна, и материя неба и земли одна и та же.
  12. Теорема 15. Все, что только существует, существует в боге, и без бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.
  13. Теорема 13, Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, иными словами, известный модус протяжения, существующий в действительности (актуально), и ничего более.
  14. Теорема 47. Человеческая душа имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности бога.
  15. Теорема 1. Душа наша в некоторых отношениях является активной, в других — пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна.
  16. ПЕРЕПИСКА
  17. 4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ