<<
>>

Языческая религия и начало христинизации

К сожалению, из литературных источников мы немного знаем о традиционной готской религии. В основном это отрывочные сведения античных и раннехристианских авторов о верованиях и культах вестготов 393.

Весьма ценный материал содержит Готская Библия, так как до сих пор язык остается самой надежной базой реконструкции «варварского» сознания 394. Лингвисты выделяют в готском языке две основные группы религиозной лексики: исконно германскую, первоначально обозначавшую различные языческие понятия еще в дописьмеішый период готского языка, и заимствованную для передачи новых христианских реалий 395. В последние десятилетия много нового для изучения мировоззрения населения Черняховской культуры дают данные археологии, но и они не всегда отличаются желаемой определенностью. Прежде всего, это погребальные памятники, культовые сооружения и изваяния.

Проявление язычества в погребальной обрядности. В любом погребальном обряде обязательно присутствует идея, что смерть — это вовсе не конец, а просто переход в другое состояние. На большинстве Черняховских могильников найдены следы языческих жертвоприношений и тризн - материальные свидетельства погребальных пиршеств. Последние были необходимым моментом в погребальном и поминальном культе - считалось, что умершие присутствуют на пире наряду с живыми 3%.

Биритуальный погребальный обряд Черняховского населения, в особенности трупосожжения, безусловно, свидетельствует о его языческих верованиях. Как уже отмечалось, смешанные могильники, содержащие как кремации, так и ингумации были известны у германцев еще до нашей эры. Но тот

'93 Вольфрам X. Указ. соч. С. 156-165.

394 Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. М., 2005. С. 8.

395 Бакулина А.С. Христианская и языческая лексика готского языка: краткий сравнительный анализ // Мат-лы XV ежегодной богословской конференціи! ПСТГУ. М., 2005.

С. 316.

396 Петрухин В. Я. Погребения знати эпохи викингов (но данным археологии и литературных памятников) // Скандинавский сборник. Таллин, 1976. Вьщ. XXI. С. 153-171.

факт, что население, проживавшее на одном поселении, придерживалось- разных погребальных традиций, скорее всего, указывает на существенные различия в мировоззрении отдельных, составляющих его групп.

По мнению ряда исследователей, выбор‘Обряда захоронения (кремации или ннгумации), так или иначе, был детерминирован дохристианскими представлениями германцев о посмертном существовании 34)7. По предположению Р. Хахмана, кремации могли быть изначально связаны с культом^ древнего германского бога Тну (Тій/ Ziu), а ннгумации - с Одином (Woden!Wodari) 39S. Правда, обычай трупосожжения более поздняя скандинавская традиция.связывала именно с установлениями Одина 3". Как бы то ни было, смена богов и ритуалов могла произойти только в случае глубоких социальных сдвигов, с развитием института военного предводительства, и захватнических войн [803] [804] [805] [806]. На территории Германии со II по VI в. по неясным до конца причинам происходит постепенный переход от древнего обряда кремации к повсеместному господству ннгумации [807]. Заметим, что его нельзя связывать с распространением христианской традиции ингумаций, так как он появляется задолго до принятия религии Христа готами и другими варварами.

Подобное явление наблюдается и в Черняховской культуре, где кремации чаще встречаются в ранних погребениях, тогда как ближе к ее финалу устанавливается господство обряда ингумации при сохранении определенной доли кремаций [808]. В связи с этим напомним, что у некоторых восточногерманских народов, традиция сожжения покойника сохранялась очень долго. Так Прокопий Кесарийский при описании погребального обычая племени герулов, специально отметил, что таковым он был в древности: «...навалив большую и высотную кучу дров и положив этого человека на самый ее вверх... поджигают всю кучу дров, начиная с самого низу.

Когда костер потухнет, они, собрав кости, тотчас же предают их земле» (Procop., Bell. Goth., 11.14). Поэтому, может быть, обряд сожжения в Черняховских могильниках связан не только и не столько с собственно готской — (для вельбарской культуры более характерны ингумации), а с гсрульской или вандальской (пшеворской) погребальной традициями. В этом плане интересно, что готский глагол (ga) filhan - «погребать» имел исходное значение «прятать», «зарывать в землю» (ср. рус. «хоронить»), что явно указывает на первичность для готов именно обряда ингумации 4П3.

Одной из важнейших функций погребальной обрядности было стремление обеспечить дос тойное пребывание умершего на том свете. По данным археологии можно утверждать, что у черняховцев существовали различные представления о «потустороннем мире». Для обозначения загробного мира готами употреблялось слово halja «укрытие» (др.-исл. Неї), позднее, после принятия христианства ставшее обозначением «царства мертвых», ада 404. Скорее всего, такое представление о посмертной судьбе было свойственно той части населения, которая практиковала обряд ингумации. Наоборот, в •фупосожжениях, как обряде перехода в «мир иной», особенно урновых с оружием, вероятно, находили отражение совсем другие религиозные представления, связанные с верой в пребывание умерших в верхнем, «небесном» царстве мертвых 4(Ь. Лингвистами установлено, что у готов существовало представление об умирании как горении - ga-swiltan 40S. Заметим, что, не смотря на довольно широко распространенный обычай трупосожжения, у древних германцев, в отличие от других индоевропейских

4Ю Ганина Н.А. Древнегерманский погребальный обряд... С. 186.

ш Топорова Т.В. Древнегерманские представления об ином мире// Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев. М., 2002. С. 386-388; Бакулина Л.С. Указ. соч. С. 319.

4tl:> Мелетинский Е.М. Германо-скандинавская мифология // МНМ. М., 1991. Т. I. С. 288; Топорова Т.В. Указ. соч. С. 409. Иную интерпретацию германского обряда сожжений см.: Березовая Н.В.

Исландские поверил об «оживших покойниках» и их связь со скандинавским погребальным культом // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев.... С. 242.

406 Топорова Т.В. Указ. соч. С. 370-371.

народов, огонь никогда не почитался как божество ‘ 7, однако в древнегерманской эсхатологии был развит образ «огня смерти» 40S.

Различия в представлениях о посмертном существовании проявляются и в других обрядовых чертах Черняховской культуры. В параграфе о социальном составе остроготского социума мы уже рассматривали вопрос о «севе- ро- и западноориентированых» погребениях, которые иногда занимали разные участки кладбища. Та часть населения, которая хоронила умерших головой на север с сопровождающими его на «тот свет» вещами, придерживалась погребальных традиций, связанных с верой в посмертное существование умершего в его земном, телесном воплощении [809] [810] [811]. Возможно, ориентировка головой к северу отражает соотнесенность умерших с «царством мертвых» на севере, куда, по представлениям германцев, устремлялись их души после смерти [812].

Другая часть населения с западной ориентировкой усопших явно придерживалась какой-то иной религиозной традиции, не требующей их сопровождения полными наборами погребального инвентаря. Некоторые исследователи усматривают в ней проявление признаков раннехристианской погребальной обрядности. О шаткости исторических и археологических аргументов последней гипотезы речь уже шла выше, хотя полностью исключать вероятность принятие новой веры какой-то частью остроготов, на наш взгляд, все же нельзя.

С языческими верованиями связана третья характерная особенность ингумаций — намеренное разрушение захоронений, может быть из страха перед умершими с целью их обезвреживания \ При этом весьма показательно, что чаще всего разрушению подвергались погребения с северной ориентировкой, выделяющиеся набором признаков языческого ритуала. Видимо, последняя особенность находит объяснение в древней германской традиции обезвреживания «оживших покойников» с целью обезопасить от них живых людей.

Она получила широкое распространение в погребальной обрядности большей части Черняховского населения [813] [814] [815].

Ритуал обезвреживания погребенного указывает на существование у черняховцев охранительной магии. О том же свидетельствуют- находки в могилах различных амулетов (ведерковидных подвесок, «молоточков Тора» и др.). В этом смысле весьма показательно, что в готском языке было слово для обозначения магии (*gandi-) и производные от него, например, *Gandi-rTkaz «магией могучий». *Sisja-berhtaz - «блистающий магической песнью». Как уже говорилось, магический характер имели и рунические надписи.

Языческие идолы и святилища. Характерной чертой древней языческой религии было идолопоклонство. Поэтому неудивительно, что на некоторых Черняховских памятниках открыты грубые каменные изваяния — идолы. Около с. Иванковцы Хмельницкой обл. в западной части Черняховского поселения III — IV вв. найдены сразу три изваяния из известняка 4'3. Одно из них представляло собой четырехгранный столб, на трех сторонах которого грубо высечены человеческие лица. Другое изваяние, также в виде четырехгранного уплощенного-столба, было снабжено грубо сделанной головой с бородой и усами, двумя руками, сложенными на груди и держащими меч. Установлено, что здесь совершались языческие ритуалы - на площадке перед идолами разжигались костры, от которых остались ямы с золой и пеплом ‘ш. Известно, что готы называли своих кумиров словом galiugaguda, причем, изначально оно употреблялось в среднем роде для обозначения одного их божков языческого пантеона [816] [817]. Однако весьма показательно, что после принятия христианства в качестве имени Бога использовалось слово с той же основой, но уже муж. рода в сд. числе, наряду с гот. Frauja — Господь.

Другое святилище у с. Ставчаны занимало восточную часть Черняховского поселения. Основным его атрибутом был идол высотой 1,9 м, вытесанный из местного известняка (рис. 16, 8). Он представлял собой фигуру бородатого мужчины в коническом головном уборе, держащую в руках рог для питья.

На тыльной стороне изваяния было выбито изображение коня. С четырех сторон от идола обнаружены остатки очагов, представленные скоплением пережженных камней, пепла и древесного угля [818].

Исследователи обратили внимание на то, что находки идолов связаны с Поднестровьем, где имеются многочисленные выходы камня-известняка. В связи с этим высказано предположение, что языческие идолы имели и другие Черняховские поселения, в частности в Поднепровье [819] [820]. Но там они вырезались из другого материала — дерева, и по этой причине до нас нс дошли.

В Библии Вульфилы, впитавшей значительный пласт языческой лексики, алтарь обозначался словом hunslastaps — «жертвенное место» (от hurtsl «жертва») 41S. Существовало специальное выражение «hunsla saljart» — «приносить жертву». В том же источнике сохранилось исконное готское обозначение подобных культовых мест — alhs, которое обычно переводят как «храм»[821]. Однако этимология этого слова и его параллели в других древних германских языках свидетельствуют, что изначально оно обозначало укром- иое, защищенное место в лесу или на горе. Поэтому позже для обозначения христианского храма в готском языке появилось слово aikklesjo, заимствованное из греческого литургического языка.

Исследованные Черняховские святилища представляли собой языческие капища, о которых заботились жрецы. В языке Библии Вульфилы сохранилось готское слово gudja — «жрец», позже оно стало обозначать священнослужителя вообще, в том числе, христианского священника 420. Это слово известно и по руническим надписям в форме gudija 421. Сохранилось и другой религиозный готский термин wefha (от гот. weihs — посвященный) 422 для обозначения одного из жрецов, совершавших ритуал в языческом храме423.

Возможно, о готских языческих жрецах свидетельствует рассказ Евна- пия о переходе готов через Дунай, в котором прямо упоминаются не только жрецы, но и готские «святилища», которые также были переправлены варварами через реку: «Каждый род готов вывез с собой из родины отечественную святыню и служащих ей священников и священнщ,... между тем хранили они твердо и неизменно тайны отечественной веры в глубокой непроницаемости» (Еішар., 56).

Помимо жрецов важную роль в языческом ритуале играла готская знать 424. Во всяком случае, из «Страстей св. Саввы Готского» видно, что все решения о религиозных .мероприятиях и их исполнение принимались готскими вождями, риксами, судьями

По мнению X. Вольфрама, языческие идолы символизировали божественных предков готов - «полубогов ансов». Впервые они засвидетельствованы Иорданом как anseis в форме Асе., PI. (Get., 78) 426. Готы называли Ансами предков рода Амалов. Исследователи сближают готских ансов с северо-

420 Макаев Э. А. Укая. соч. С. 126.

421 Бакулина А.С. Указ. соч. С. 318.

422 Бенвепист Э. Указ. соч. С. 346-347.

42j Ганина Н.А. Готская языческая лексика. М., 2001. С. 46-47.

424 СанниковС.В. Религия на службе королевской власти... С. 33-42.

425 Вольфрам X. Указ. соч. С. 158.

426 Bammesberger A. Gotisch ansis und urgermanisch * ans(u)- // Bcitrage zur Namenforschung.

1996. № 3! (3). S. 231-249.

германским названием богов aesir и англосаксонским es [822]. Р. Хахман, усмотрел в этом сообщении Иордана заимствованный у Кассиодора- фрагмент подлинной готской религиозной традиции [823]*. Однако современные исследователи считают, что др.-герм. ansuz/dss совпадало со значением одной из древних рун [824] [825] [826], так что в этом случае источником мог быть готский рунический алфавит, понятный и Иордану. Одним из ансов был Гаут, который в Скандинавии эпохи викингов считался ипостасью Одина 43°. Согласно древнегерманской традиции, Один пришел в Скандинавию с территории юга России, где по представлениям скандинавов у р. Танаис жили асы и ванны 4' .

Об идолопоклонстве готов свидетельствует и позднеантичная литературная традиция. Савва Готский, будучи христианином, осуждал и попрекал своих односельчан-идолопоклонников (Passio, ТІ. 1). Во время преследования христиан везиготский судья Атанарих повелел возить на повозке по всей стране «нечто подобное изображению бога» и приносить ему жертвы. Это деревянный идол мог олицетворять главного предка везиготов [827] О языческих жертвоприношениях в готской деревне в 372 г. упоминается'В «Страстях Саввы Готского»: «В другой раз, когда время суда было передвинуто, как это обычно делается у готов, некоторые из язычников из той же самой деревни собирались при вознесении жеѵтвопоипошетій богам поклясться преследователям, что в их селении нет ни одного христианина» (III. 1.3). Исследователи германской языческой традиции усматривают в самой' казни Саввы через утопление в реке древний ритуал жертвоприношения воде [828]. Старое язычество долго держалось среди готской знати даже после переселения на земли Империи. Так король остроготов Радагайс в начале V в. оставался приверженцем культа идолов (Isidor., Hist. Goth., 14).

Известны готские языческие праздники, которые назывались словом *dulps [829]. Они начинались с жертвоприношений и включали пиры, во время которых ели священное мясо принесенных в жертву животных. Социальная функция пиршества в жизни варварского общества хорошо раскрыта А.Я. Гуревичем: «Совместное поглощение пищи и напитков имело в сознании этих людей глубокий общественный, религиозный и моральный смысл; между сотрапезниками устанавливались дружественные связи, изглаживалась вражда. .. Мир в представлении варваров, очевидно, равноценен пиру» [830] [831].

Помимо веры в языческих богов, которым ставили идолы, в готском языке сохранились свидетельства о божествах низшего уровня. Прежде всего, это-так называемые skohsl — «чудища». Этимология этого слова не ясна, но оно употреблялось в значении «злой дух» (соответствует греч. Scupcov — бес), в отличие от гот. акта - «дух» от основы со значением «разум» ,36.

К сожалению, мы многого не знаем о готском язычестве, в том числе состав готского пантеона. Но имеющиеся данные позволяют считать большую часть отроготского и везиготского населения в IV в. язычниками.

Начало христианизации готов. Готы стали первым- народом европейского Барбарикума, принявшим христианскую религию: Христианизация Готии в середине IV в. была связана с миссионерской деятельностью великого про-светителя готов и первого собственно готского епископа Вульфилы (Phylost., Eccles. Hist., II.5; Sozom., Hist. Eccl., IV.37; Socr. Hist. Eccl., ГѴ.ЗЗ; Get., 267). Об- историческом значении проповеди Вульфилой новой религии среди готов и его переводе Библии на готский язык речь уже шла выше 47. Позже император-арианин Валент прислал к готам своих христианских проповедников. Эта новая «готская вера» надолго стала важным средством сохранения их этнической идентичности среди населения Римской империи — готы последующих поколений, как правило, были арианами.

Судя по имеющимся литературным источникам, арианская проповедь Вульфнлы и его преемников, прежде всего, коснулась лишь части готского населения, проживавшего к северу от Дуная и подчинявшегося тервингс- кому судье Атанариху. С его именем христианская традиция связывала первые жестокие гонения на христиан-готов 438. Формальной причиной гонений был отказ христиан от жертвоприношений, который расценивался Атанарихом и другими «риксами» как отступничество от исконной этнической религиозной традиций. «Он начал жестокое преследование верующих, противоставіів себя готам, являвшимся христианами. Многие из последних стали мучениками, поскольку не согласились приносить жертвы идолам» (Isidor. Hist. Goth., 6). Известно, что некоторых сжигали вместе с жилищами. Однако даже эти жестокие гонения нс остановили процесс христианизации готов, живших за Дунаем.

Причем, из источников, особенно из «Страстей св. Саввы Готскою» видно, что новую веру сначала принимали низы везиготского общества, тогда как правящая верхушка крепко держалась за традиционное язычество. Из того же источника следует, что христиане составляли явное меньшинство в готской деревне, где жил Савва. Правда, с этого же времени становятся известными имена представителей готской знати, оппозиционной Атанариху, которые принимали христианство прежде всего по политическим соображениям, например, «регулюс» Фритигерн. При нем уже находились христианские священники. Аммиан Марцеллин под 378 г. сообщает: «пришел в

4Л О деятельности Вульфнлы и ее последствиях см.: Вольфрам X. Указ. соч. С. 114, 129; Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., 2004. С. 402-405.

438 Heather Р., Matthews J. The Goths in the furth Century. Liverpool, 2004. P. 102-110.

лагерь императора посланный Фритигерпом христианский пресвитер — как они это называют - с другими людьми невысокого ранга» (XXXI. 12.8). По свидетельству Евнапия, среди готов, переправившихся через Дунай в 376 г., также были не только христианские священники, но и монахи: «Был у них и род так называемых монахов, установленных наподобие тех, которые учреждены и у римлян» (Eunap., 56). Как утверждает историк, римляне были твердо уверены, что эти варвары действительно являлись христианами. По- видимому, здесь речь идет о готах-арианах, принявших новую веру в результате проповеди епископа Вульфилы.

Примерно в это же время в Готии известна деятельность жены готского вождя, христианской «княгини» Гааты, которая доставила останки 26 готских мучеников, пострадавших за веру во время гонений Атанариха, в Кизик 4лЧ. Все эти интересные свидетельства относятся к христианизации везиготов, обитавших между Днестром и Дунаем.

К сожалению, античная и христианская литература умалчивают о том, как проповедь Вульфилы сказалось на мировоззрении остроготов Эрманари- ха. И хотя в нашем распоряжении пока нет прямых исторических свидетельств о принятии этими готами христианства, тем не менее, косвенные данные позволяют сделать такое заключение, по крайней мере, для части подданных остроготского короля. Мы не будем здесь касаться вопросов распространения христианства в античных городах Северного Причерноморья, поскольку этой геме посвящена кандида тская диссертация П.Д. Диатропова44и.

В первой половине IV в. причерноморская Готия в основном еще оставалась языческой страной. Но пос тепенной христианизации какой-то части се населения способствовала миссионерская деятельность малоазийских плени- ков готов, особенно каппадокийцев (Phylost., Eccl. Hist., IT,5) 441. Василий Великий приписывает заслугу распространения среди готов христианства

43'_| Беликов Д. Начало христианства у готов и деятельность епископа Ульфнлы. Казань, 1887. Вып. 1. С. 30-32; Вольфрам X. Указ. соч. С. 124-126.

410 Диатропоп П.Д. Распространение христианства в Северном Причерноморье: ачторсф. дне... канд. ист. наук. М., 1987.

' " Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1996. С. 104.

некоему Евтиху (Epist., 104). Здесь речь явно идет о проповеди христианства среди каких-то других готов, к которым Вульфила не имел отношения.

Известно, что не позже начала ГѴ в. в Крыму, наряду с Херсонской и Боспорской епархиями, уже существовала Готская автокефальная церковь (епархия). Она находилась в ведении константинопольских патриархов, которые рукополагали туда епископов. Именно она направила своего представителя Теофила на I Никейский Вселенский Собор 325 г., где он оставил подписи в важнейших церковных актах.

О распространении среди готов христианства свидетельствуют и отцы церкви. Так, Афанасий Александрийский в середине IV в. писал: «кто из людей мог пройти когда-нибудь столь большое пространство и проникнуть и к скифам и эфиопам или персам, или арменийцам, или готам, или к тем, которые, по рассказам, живут по ту сторону Океана, или к живущим выше Иркании, как господь всех Иисус Христос» [832]. Это свидетельство важно тем, что принадлежит страстному стороннику никейского символа веры и борцу против арианской ереси. Поэтому вряд ли он имел в виду достижения своих идейных врагов-ариан в миссионерской деятельности у везиготов, когда говорил об успехах распространения «слова Христова» среди варваров [833].

Распространению христианства среди готов способствовала и деятельность «старца» Авдия, сосланного за свое еретическое учение императором Констанцием II в Готию. Из Добруджи Авдий отправился за Дунай проповедовать среди готов-язычников [834]. Его приверженцы, «идя вперед, в самую внутренность Готии, огласили христианским учением многих готов, и с тех пор в Готии возникли монастыри, общежития, обеты девства и строгое подвижничество» (Epiph., Adv. haer., 2.1—2.15). Даже если последнее принять за обычную христианскую риторику, то все же придется признать немалый вклад адептов Авдия в христианизацию готов. Известно, что общины авдиан просуществовали в Готии до 372 г. и, видимо, прекратили свое существование здесь из-за гонений Атанариха. Позже епископом Готской епархии стал Унила, носивший типичное готское имя. Он принял епископский сан от патриарха Иоанна Златоуста и придерживался не арианского, а православного символа веры. О его кончине Иоанн упоминал в одном из своих писем: «...достойный удивления епископ Унила, которого я недавно постаєш и послал в Готию, совершивши много великих дел, умер. И прибыл ко мне (диакон Мадуарш) с письмами князя готов, в которых последний просил послать к ним епископа» ‘ .

Перечисленные свидетельства очень важны для решения вопроса о конфессиональной принадлежности причерноморских готов-христиан. Они указывают на то, что в отличие от везиготов Атанариха, среди которых, благодаря проповеди Вульфилы, распространилось арианскос вероучение, причерноморские готы исповедовали ортодоксальное христианство. Готская епископня на Таврическом полуострове с IV в. подчинялась Константинополю. Судя по всему, она далеко не случайно получила название Готской. Любопытно, что до времени Прокопия Кесарийского сохранилась память о том, что в Крыму возле Меотиды издавна жили готы-тетракситы, которых он называет «соблюдающими христианский закон» (Procop., Bell. Goth., ѴШ.4).

Первые готы-христиане, как и другие варвары, восприняли христианство весьма поверхностно. Во всяком случае, тогда оно практически еще не нашло какого-либо отражения в материальной культуре и не привело к заметным переменам в погребальной обрядности. Выше уже речь шла о некоторых чертах Черняховского погребального обряда (западная ориентировка), которые возможно было бы привлечь в качестве археологического свидетельства массового обращения части черняховцев в христианство 44|>. Однако этому противоречат многие другие исторические и археологические

1,5 Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе: Т. 1--12. СПб., 1895-1906. Т. 3, Кн. 1. 1897. С. 644- 645.

446 Сымонович Э.А. О культовых представлениях... С. 105-116.

факты. В свое время в качестве материального свидетельства христианизации черняховцев привлекалась литейная формочка для отливки крестиков, найденная на Черняховском поселении близ с. Черновка [835] [836] [837] [838]. Однако ее надежная стратиграфическая связь именно с Черняховским поселением нс бесспорна, так как на этом памятнике есть слои и более поздних славянских культур ,|!8.

Археологам известны находки знаков в виде равноконечных крестов на Черняховских глиняных «хлебцах», напоминающих христианскую просфору 44 . Изображения крестов присутствуют на Черняховской столовой посуде. Любопытны трехрогие золотые лунницы из Среднего Подпепровья с изображениями, восходящими к христианским прототипам, в том тесле, с библейским мотивом мучений пророка Даниила в львином рву. Они имеют близкие аналогии в кладе с о. Фюн в Дании, датируемом второй половиной III - началом IV в. *’°. Для историков христианства небезинтересны находки кусков ладана в Черняховских погребениях, в том числе на востоке ареала, занятого остроготами (Войтенки). Наконец, обращает на себя внимание установленный Г.Ф. Никитиной факт захоронения в саване женщины невысокого социального статуса в Черняховском могильнике Одая (погр. 21) [839].

Все эти находки, в отдельности вроде бы содержащие признаки христианской обрядности или символики, пока единичны, и в настоящее время не могут служить достаточным археологическим основанием для утверждения тезиса о принятии христианства значительной частью Черняховского населения восточного ареала. Но они сигнализируют о том, что верующие во Христа среди черняховцев были. Скорее всего, христианизация готов и особенно остроготов в IV в. находилась на начальной стадии. Причину этого явления мы видим не столько в их стойкой приверженности языческой традиции, сколько в том, что распространение новой веры тогда еще не нашло поддержки «сверху». Готская элита в массе своей оставалась языческой. Судя по всему, верность древней религиозной традиции сохранял и остроготский король Эрманарих, в имени которого некоторые исследователи усматривают имя древнего германского бога Ирмина / Эрмина.

Таким образом, для готского общества IV в. был характерен религиозный синкретизм, свойственный позднему язычеству, но уже началось распространение христианства. На первых порах оно шло «снизу» и встречало яростной сопротивление старой языческой знати. Отсутствие должной поддержки со стороны «верхов» не способствовало утверждению новой религии в готском обществе.

Выводы:

1. «Государственной культурой» королевства Эрманариха была Черняховская культура на ступени Сз. Судя по ее огромной территории, она могла быть оставлена лишь крупномасштабным обществом, каким и было полиэтничное образование, известное под названием «держава» Эрманариха.

2. На всей ес обширной территории с конца Ш в. происходили сложные процессы распространения не только вещей единого стиля, домостроительных традиций, погребальной обрядности, но и информации, опыта, инноваций. На наш взгляд, все это было своего рода археологическим отражением социального ароморфоза. Это новое для нашей исторической науки понятие объединяет все изменения в развитии социальных организмов и их систем, повышающие сложность, приспособленность, интегрированность и взаимное влияние обществ, способствующих формированию и прогрессивному развитию надобщсствснных систем разного уровня 452.

3. Экономический базис королевства Эрманариха составляло, прежде всего, пашенное земледелие, обеспечившее благосостояние общества и демографический взрыв IV в. По археологическим материалам поселений и

452 Об этом см.: Гринин Л. Е., Коротаен А. В. Социальная макроэволюция и исторический процесс (к постановке проблемы) // Философия и общество. 2007. №2. С. 19-66.

некрополей, оставившие их общины переживали социально-экономический подъем.

4. Наличие многочисленных специализированных мастерских — гончарных, кузнечных, ювелирных, косторезных — и их массовой продукции свидетельствует о зарождении товарного производства. Есть все основания говорить о том, что остроготское общество достигло уровня второго общественного разделения труда, когда ремесло отделялось от сельского хозяйства. Это заключение согласуется с лингвистическим материалом Готской Библии, где упоминаются названия многих ремесленных и иных специальностей.

5. В рамках Остроготского королевства в IV в. быстрыми темпами шел синтез достижений позднеантичной цивилизации и местной варварской культуры. На юге Восточной Европы он начался гораздо раньше, чем в «варварских королевствах» Ѵ-ѴІ вв.

6. Анализ поселенческих структур черняховской культуры показал рост численности населения, в результате некоторые из поселений имели площадь до 30 - 40 га, однако ни одно из них так и не переросло в город.

7. Археологические данные свидетельствуют о существовании у готов сельской общины и появлении института частной собственности.

8. Сосуществование на одних и тех же поселениях различных домостроительных традиций указывает на развитие социальных отношений господства— подчинения, которые уже выходили за рамки первобытности.

9. Материалы могильников и многочисленные клады римских монет свидетельствует о значительной имущественной дифференциации в готском обществе IV в. Сложнее обстоит вопрос о его социальной стратификации. Несомненно, основную его массу составляли люди свободного статуса (гот. freis), известна немногочисленная серия Черняховских погребений «княжеского» ранга, а также воинские урновые кремации и ингумации. Особую социальную (или конфессиональную) группу населения составляли люди, погребенные головой на запад. Но в целом некрополи во многом еще демонстрируют традицию сохранения социального равенства у большинства членов социума.

10. Данные археологии подтверждают заключение А.Р. Корсунского о том, что готская знать в IV в. не выделилась еще из среды свободных людей как юридически оформившийся особый слой населения, хотя в языке Библии Вульфилы есть термин «человек знатного происхождения» (godakitnds).

11. Черняховский, феномен ярко проявил себя в духовной и интеллектуальной сферах: в грамотности части населения, знавшей греческий и латинский алфавиты, в использовании рунического письма старшего футарка, в появлении сложных календарных систем, запечатленных на Черняховских ритуальных сосудах, наконец, в распространении христианства, хотя его роль в готском обществе не стоит преувеличивать — в массе своей остроготы в ГѴ в. еще оставались язычниками.

12. Археологические материалы объективно демонстрируют, что по ряду базовых показателей остроготское общество в IV в. уже перешло грань, отделяющую варварство от цивилизации. В то же время в его социальной организации и духовной культуре сохранялось множество архаических элементов, свойственных обществам, еще находящимся на стадии «военной демократии». Складывается впечатление, что оно лишь «вступало» в эпоху цивилизации, причем, весьма быстрыми темпами. Но развить все прогрессивные зачатки ему в полной мере так и не удалось.

<< | >>
Источник: Зиньковскаи И.В.. КОРОЛЕВСТВО ЭРМАНАРИХА В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IV ВЕКА. 2010

Еще по теме Языческая религия и начало христинизации:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -