Письменность, руны и календарь
Ко времени существования готских королевств относятся первые случаи использования варварами Восточной Европы греческой и латинской письменности. За исключением Готской Библии, записанной Вульфилой с помощью изобретенного им же готского письма, остальные тексты предс-
j5s Петраускас О.В.
Поховання багатої дівчинки на могильнику черияхівської культури Велика Бугаївка//Археологія давніх слов’ян. К.,2004. С. 179-181.359 Schultzc Е. Gef&sbeigaben in Kindcrgnibem der Cemjachov-Kullur — zii einem Grab aus Sumy-Sad (Ostukraine) // Археология Центральной и Восточной Европы цозднеримского времени и Эпохи Великого переселения народов («Ostrogothica»). Харьков, 2009. С. 167- 169.
тавляют краткие граффити. К этим находкам неоднократно обращались специалисты, поэтому ниже мы их просто перечислим.
Греческие и латинские граффити. На поселении Лепесовка М.А. Ти- хановой найдено не менее 10 греческих граффити Зб°, а также 8 рунических надписей 36*. Важно, что часть их сделана па Черняховских сосудах еще до обжига, что указывает на грамотность какой-то части Черняховских гончаров. На поселении Одая в Молдавии встречен фрагмент Черняховского ■ сосуда с обрывком трехстрочной надписи буквами греческого алфавита (рис. 16, 1) 362. Не исключено, что к подобным свидетельствам относился и римский диплом преторианца на латинском языке, найденный на одном их Черняховских поселений ТТоДОЛИИ' 3б3. Для нашей темы большой интерес представляет граффити на черепке лепного сосуда с поселения Черепиц, выполненное при помощи греческих и латинских букв ш. В'.Д. Баран прочитал его как Lado или Ladoi. Специалистами предложены и другие варианты чтения этой любопытной надписи. Но для нашей темы важен сам факт использования жителями этого верхнеднестровского поселения букв греческого и латинского алфавитов для своих записей 365.
Приведенные выше факты, не должны вызывать удивления, если вспомнить, что в состав населения Черняховской культуры помимо готов и местного субстрата входили выходцы из античного мира с его высокоразвитой письменной культурой: пленные легионеры, перебежчики, мастера, ремесленники, торговцы.
Не следует забывать и того, что тысячи готов находились на римской службе в самых различных частях Империи, где они неизбежно■’60 Тихонова М.А. Раскопки на поселении III - IV вв. у с. Лепесовка в 1957 — 1959 гг. // С А. 1966. №2. С. 189.
361 Тихонова М.А. Следы рунической письменности в Черняховской культуре // Средневековая Русь. М., І976. С. II-17; Тихонова М.А. Старшерунические надписи // Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977. С. 133-141.
362 Щукин М.В Готский путь... С. 171.
363 Погорілсц О. Давньоримській військовий диплом з Поділля // Нумизматка и фалеристика. 2007. № 2 С.32-35.
364 Баран В.Д. Черняхівська культура: За матеріалами Верхнього Дністра... Рис. 45. .
365 Помимо выше указанных, граффити найдены н на других Черняховских поселениях Будешты, Собарь, Куркань, Камсика-Анчскрак и пр.
должны были как-то освоить латинский и греческий язык, а их командный состав - приобрести навыки хотя- бы начальной грамотности. Видимо, эти группы населения были основными проводниками античной письменной! культуры в готские земли. О том, что письмо было-в обиходе готской знати прямо свидетельствует сообщение Аммиан Марцеллина.. под 378і г., когда вождь Фритигерн передал императору Валенту два письма, где-«открыто требовал, чтобы ему и его людям, изгнанным из своей земли стремительным набегом диких народов, предоставлена была для обитания Фракия» (XXXI. 12.8).
Помимо греческих и латинских граффити важным показателем культурного уровня населения, входившего в ранние готские королевства, являются рунические надписи старшего футарка 366. Для интересующего нас времени это сугубо германский элемент культуры, один из важнейших показателей того, что среди носителей Черняховской культуры были готы или другие восточные германцы. При этом следует отметить, что их языковая принадлежность устанавливается лингвистами независимо от археологического контекста по определенным фонетическим признакам 367.
Рунические надписи. Древнейшая руническая надпись на территории Восточной Европы обнаружена на наконечнике копья, найденном в 1858 г.
у с. Сушично близ г. Ковеля на-Волыни (рис. 16, 7) 368. Она нанесена по железу рунами, инкрустированными серебром. Поскольку при обнаружении артефакт явно был вырван из археологического контекста его датируют по аналогиям очень широко от конца II по IV в. Сейчас стало ясно, что ковельское копье входит в серию находок однотипных германских наконечников II - III вв. из Центральной и Северной Европы с руническими надписями стар-366 Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 2001. К сожалению, и в этой книге не были учтены вес рунические надписи старшего футарка на территории Восточной [782] [783] [784] [785]
шего футарка [786]. Древнейшее из них — копье из Эвре-Стабю в Норвегии, содержащее надпись raunijar — «испытатель», датируется около 150 г. [787].
Как уже отмечалось, копье из Ковеля маркирует самое начало миграции готов и других германских племен на юг Восточной Европы. На одной стороне его пера имеются магические знаки, в том чи еле,сарматские, на другом — руническая надпись. Ее почти единодушно читают как гот. tilarlps — буквально «атакующий», «нападающий» («мчащийся к цели») [788]. Надписи на этом и других копьях отражают язык воинов и племенной знати, предназначенный для варварски возвышенной, поэтической передачи ощущения борьбы, крови, ран, оружия, трупов, охоты и т. п.[789]. Скорее всего, появление личных имен на оружии, отражало процесс индивидуализации именитых воинов, выделения их из семейно-родовых коллективов. Эта готская традиция нашла отражение в героическом эпосе, в частности в «Саге о Хервер и конунге Хейдреке», в сюжете которой важную роль играет роковой меч, носящий «говорящее» имя Тюрвинг {Tyrfing).
Из Лепесовки происходят несколько старшерунических надписей (рис. 16, 2-5). На фрагменте керамики прочерчены руны, читаемые как n(?)wa (ср. др.- верхненем. Uwo is. Со — huwo — «сова», «филин» [790]). На пряслице из той же Лепесовки нанесены руны, складывающиеся как h(?)u?epe(i) knwi (i)ng(j) [791].
К сожалению, обе надписи в силу их фрагментарности не составляют связанных текстов. На одной стороне глиняного пряслица из погр. 36 могильника Лецкани в Румынии имеется руническая надпись «.Rango» — сокращенное готское женское имя Рангхильда, на другой стороне — «Здесь ткань Идо» 375. Широко известна руническая надпись на золотой гривне из знаменитого готского клада в Петроассе (Румыния), датируемого 370-380 гг. На нем отчетливо читается слово или словосочетание gutaniowihailag - «священное сокровище готов» (gutani — «готов» в Gen. PL, hailag— «священный», «святой»)376 или «посвящается богу готов» 377. Но все эти руны происходят из западной, всзиготской части Черняховского ареала.Поэтому для нашего исследования особый интерес представляет недавно открытая руническая надпись на костяном гребне, найденном на Черняховском поселении у с. Мощеное в Белгородской обл., т. е. на самой восточной окраине Черняховского мира (рис. 16, б). Она читается как «Сjunta» — сокращенное женское имя Гунтхильда 378. По месту находки не вызывает сомнений ее принадлежность остроготам. По-видимому, на гребне свое имя надписала сама его хозяйка, Гупта. То же самое можно сказать и о надписи, процарапанной на пряслице из Лсцкаии. Эти две находки очень важны как свидетельства рунической грамотности не только среди мужской, но и женской части Черняховского населения. Известно, что женская грамотность является объективным показателем высокого уровня письменной культуры в гом или ином обществе.
Таким образом, какая-то часть носителей Черняховской культуры, безусловно, владела старшим руническим письмом — футарком. Найденные в Черняховском ареале рунические надписи были разновидностью общегерманского рунического письма. В языковом состоянии этих надписей специалисты усматривают своеобразное литературное койнэ 379. Семантика общегерманского слова гйпа = греч. p.wrr|piov — «тайна», «секрет», «решение», но также «заговор» — показывает, что рулы были частью духовной культуры
375 Bloijiu С.
Neciopola din secolul al IV — lea e. n. de la Letcani // Arheologia Moldovei. 1975. № 8. C. 231.376 Макасв A.A. Указ. соч. С. 105. Каталог, № 69.
377 Бенвенист Э. Указ. соч. С. 347.
378 Ерошенко В.В., Семенов А.И. Новые поселения Черняховской культуры на юго-западе Белгородчины // Поселения: среда, культура, социум: материалы науч. конфер. СПб., 1998. С. 119-122.
379 Макасв А.А. Указ. соч. С. 49.
готов, непосредственно связанной с сокровенными тайнами магии 38°. Они могли использоваться и как средства коммуникации для записи определенной! информации и в качестве магического алфавита для> фиксации магических формул, игравших немаловажную роль в- германском, язычестве. Руны указывали на предназначение предмета, на имя его создателя или владельца.
В'середине IV в. на основе греческого алфавита, но с добавлением нескольких рун епископ Вульфила. создал особый готский1 алфавит, которым записал Готскую Библию. О том, что последний в своей основе является производным от футарка, свидетельствует тот факт, что порядок букв в алфавите Вульфилы такой же, как в рунах, а не в греческом или латинском алфавитах. Помимо рун готский епископ взял ряд прописных греческих букв, а также модифицировал некоторые старые руны так, чтобы их можно было писать чернилами на пергаменте кисточкой или пером (гот. meljan = нем. таіеп — «писать», «рисовать»), а не вырезать на дереве или камне как ранее. Поэтому в библейском готском появилось слово ufarmeli — надпись [792] [793]. Заметим, что этот новый готский буквенный алфавит долго использовался параллельно рунам.
Лексика Готской Библии также отражает сочетание в готском письме рун и букв: гот. гйпа и Ьока = греч. уращих - слав, «буква», «письмо». Интересно, что слово bokareis = греч. урацратей^ - умеющий писать/писец не относится к изобретениям Вульфилы, так как известна руническая надпись: «IkMerila bocareis» — «Я Мерила — книжник» (букв, «резчик букв») [794].
В современной науке письменность, тексты рассматриваются в качестве обязательного признака цивилизации, отличающего ее от первобытных «доисторических» обществ, где абсолютно доминировала устная культура[795].
Иногда цивилизацию и вовсе определяют по одному этому признаку как культуру классового общества, овладевшего письменностью. Так В. МакНейл считает, что цивилизацией можно назвать лишь тот тип общества, в котором появляется корпус авторитетных текстов, призванных регулировать возникающие социально-бытовые отношения 381. Далее он уточняет, что цивилизация как определенный способ социальной организации появляется в тот момент, когда корпус авторитетных текстов становится нормативным среди образованных людей (чаще всего это духовенство).
В этом контексте предлагается рассмотреть факты, свидетельствующие об умении части Черняховского населения пользоваться письмом: как собственно древнегерманским руническим, так и греко-латинским алфавитом. Важно, что в эпоху Эрмаиариха-Атанариха у готов появился первый авторитетный литературный текст — Готская Библия, записанная ориги- альным алфавитом, изобретенным Вульфилой. С этого времени можно определенно говорить о появлении готской литературной традиции.
В то же время, вышеперечисленные свидетельства не стоит слишком переоценивать — носители Черняховской культуры находились на самой начальной ступени усвоения письменной культуры. По данным литературной традиции, на той же стадии стояли и готы — лишь в середине IV в. Вульфилой был разработан готский алфавит, который использовался исключительно в литургических целях. Известно, что одно из свойств письменности — быть средством социального господства 385. Судя по имеющимся в нашем распоряжении материалам, в Черняховском обществе до этого дело еще не дошло — во всяком случае, не сохранился ни один письменный документ, исходящий от властных структур и указывающий на использование письменности именно в этом социальном смысле.
Календари. Важным показателем развития духовной культуры населения первых готских королевств являются свидетельства существования у них
384 Мак-Нейл В. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. М., 1993. Вып.2. С. 18-25.
385 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 304-306.
календарной системы (рис. 17). Впервые вопрос о наличии своеобразного кет рамического' календаря? в- Черняховском-'обществе был поставлен- БА. Рыба-г ковым Зі!б. Он обратил внимание на два необычных сосудас: поселепия'Лепе- совка; Они-были-обнаружены-МА.. Тихановойшри раскопках жертвенника; расположенного- внутрищвятилища:.©ба сосуда.представляли србой;трехручные вазы («чары»), на плоском, венчике которых до.обжига.прочерчены,секции. с неповторяющимися'рисунками-пиктограммам и (рис: 17j. У): Б.А. Рыбаков' предложил их: дешифровку, исходя: из: календарной» практик»: славян: По: месту находки и- необычной- орнаментации- они,, скорее:всего;., действительно предназначались для;ритуально-магических целей; Так; широкий борт чаши № 2 разделен-- на: 12; секторов-прямоугольников, соответствующих- 12. месяцам' сол 11 ємного года: Их содержание и последовательность: совпадают с календарными сроками сельскохозяйственных работ в-данном регионе:
В одном из погребений1 могильника Ромашки найден кувшинке изображениями, расположенными двумя; горизонтальными поясами (рис. 17; 2). Они образуют определенную систему и; видимо, также представляют собой: календарь, в котором-отмечены дни языческих праздников:- •
Именно, этш сосуды и послужили Б;А. Рыбакову своеобразным ключом к «прочтению» Черняховских пиктограмм- как\ сельскохозяйственных: календарей. Скорее всего, они действительно отражали характер работ земледель- цев-в.разное время-года. Однако;однозначно утверждать, что-па лепесовских «чарах» и других Черняховских сосудах запечатлен именно древнеславянский календарь,, как. неоднократно' писал Б.А. Рыбаков* было бы слишком рискованно.. И дело здесь не только в том, что аграрные циклы, в этой.части Европы развиваются в одном и том же ритме, так как зависят от одних и.тех же погодных условий. Специалисты обратили внимание на несвойственную славянской.культуре форму сосудов,, на которых были начертаны календар- [796] ные знаки [797]. Так, лепесовские трехручные «чары» обнаруживают аналогии среди лепной керамики пшеворской культуры. Близкие сюжетные изображения известны и на вельбарской керамике [798]. Следует напомнить, что в последующих достоверно славянских культурах традиция изготовления «календарных» сосудов не известна. Против однозначной- славянской интерпретации Черняховских сосудов-календарей свидетельствует и факт их нахождения- практически во всех ареалах Черняховской культуры, в том числе, на нижнем Днепре (Войсковое, Каменка Днепровская), в Причерноморье (Каборга) и даже в Польше (Тэкута)[799] [800].
В то же время, надо признать, что пиктограммы на Черняховских сосудах-календарях не имеют ничего общего с германскими рунами старшего футарка. Это какая-то иная, более простая знаковая система для передачи вполне определенной информации с помощью пиктограмм-образов j9°.
Как бы то ни было, Черняховские «керамические» календари отражают весьма высокий уровень агротехнических знаний того времени. Они свидетельствуют о делении года на 12 месяцев по 30 дней в каждом из них. Как сейчас установлено на материалах Старого и Нового света, первые календари появляются у земледельческих народов накануне зарождения цивилизации. Они являются объективным свидетельством весьма радикальных перемен в мировоззрении земледельцев, которые происходили на стадии перехода от первобытности к цивилизации. Здесь уместно вспомнить, что у готов до принятия христианства был свой языческий календарь. В нем праздничные дни высчитывались по полнолунию [801]. Из готского народного календаря святых известно обозначение одиннадцатого месяца - ноября, который имел двойное латинско-готское название (Naubaimbair и fruma Jiuleis) [802].
4.5.2.