<<
>>

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

Итак, именно человечество предстает в виде глобальной общности. Термин «общность» предпочтительнее термина «система», так как он шире и включает в себя последний, оставляя простор для осмысления человечества в качестве несис-

темного объекта или же объекта, которому в принципе свойственны разные типы организации (и системный, и несистемный).

Во всяком случае, введение термина «общность» позволяет избежать абсолютизации системного подхода, и это напоминает ситуацию начала 30-х годов, когда Николай Кондратьев обратился к понятию «совокупность», полемизируя с системной позицией Николая Бухарина20. Понятие «глобальность» следует четко развести с понятием «эволюция человечества», не допустить растворения первого во втором, ибо глобальность характеризует лишь один из аспектов эволюции человечества — взаимосвязанность, взаимосоотнесенность. Наряду с этим действуют и другие механизмы — членения- дифференциации или — несколько в ином ракурсе — диверсификации. Оба этих механизма, в свою очередь, вписаны в две ветви самоорганизующейся эволюции — упорядочивания и беспорядка, и хаос тем самым являет собой особо сложную форму порядка. Итак, я сужаю понятие глобализации, отчленяя его от целостного предмета нашего исследования — человечества, и это первый шаг в развертывании концепции глобальной общности человечества.

Второй шаг состоит в определении структуры глобальной общности, или глобальности (globalite, globality) как структуры. Последняя может быть описана через взаимосоотнесенность трех начал человеческого бытия: природного (биологического и небиологического), социального и субъектного (или деятельностного). Структура (или ядро) воплощает, если так можно сказать, абсолютное бытие глобальной общности — в том виде, в каком она создана процессами антропосоциогенеза21.

Мотором исторической динамики выступает противоречие между глобальной общностью как родовым образованием и как ее индивидуальным воплощением.

Иначе говоря, основное противоречие реализуется в двух формах бытия человечества — родовой и индивидуальной — через опосредующие их различного рода совокупности (социальные, этнические, конфессиональные) и развертывается в смене доминант — природного и социального начал. Историю глобальной общности можно разделить — оставляя в стороне переходы — соответственно на эпохи доминирующего природного начала и доминирующего социального начала. А ныне, в конце XX века, мы вступаем в период, когда меняется сам принцип ее структурирования — от доминирования того или иного начала к их равноположенности.

Что касается субъектного начала, то оно играет решающую роль в периоды смены эпох глобальной общности, выполняя роль своего рода переключателя, который или переводит доминанту одного начала в доминанту другого, или — на нынешнем этапе — призван перевести стрелку эволюции с принципа доминирования на принцип равноположенности. Смена принципов структурирования знаменует критический момент в эволюции глобальной общности: с одной стороны, исчерпана доминантная роль социального начала, а с другой — открывается необходимость сбалансировать все три начала. Такая ситуация может означать исчерпание одной — социальной — ветви эволюции человечества и деформацию другой — природной, а также необходимость продолжения эволюции через перестройку всех трех ее ветвей: социальной, биологической и небиологической. Исчерпание и последующая реконструкция социальной ветви, ее баланс с другими ветвями отражены в феномене исторического полиморфизма (возрождение культурных, этнических, религиозных общностей), который, не будучи ни архаизацией, ни демодернизацией22, включает в себя эти возрожден-

ные формы как моменты обретения историей ее подлинной полноты, как процесс восполнения и наполнения истории.

Третий шаг в развертывании нашей концепции — это описание уже не ядра, а отдельных, частичных параметров глобальной общности: ее организации (строение), состава, отношений, типа развития.

По совокупности общих и частичных параметров эволюцию глобальной общности можно подразделить на три этапа:

протоглобализация — от неолитической революции до Осевого времени;

зарождение глобальной общности — от Осевого времени до эпохи Просвещения и индустриальной революции;

формирование глобальной общности — последние 200 лет до конца нашего века.

Ныне, на рубеже второго и третьего тысячелетий, подходит к концу первая большая эпоха (включающая в себя все три упомянутых этапа) в истории глобальной общности и возникает возможность ее качественной трансформации в условиях, когда становится проблематичным само бытие homo sapiens. Переход к этой, второй эпохе глобальной общности может сопровождаться кризисом такого масштаба, с которым несопоставимы кризисы всех остальных времен: неолитической революции, Осевого времени, индустриализма, Чтобы представить себе сложность ситуации смены эпох, охарактеризуем вкратце тот аспект эволюции глобальной общности, который отражен в ее исторических типах.

<< | >>
Источник: Т.А. Шаклеина. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1991-2002. ХРЕСТОМАТИЯ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2002

Еще по теме ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ:

  1. Вектор развития.
  2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
  3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ИХ ДИНАМИКЕ
  4. Глобальная безопасность.
  5. 153. Глобальные проблемы человечества
  6. 1.3. Кризис начинается с культуры: к вопросу о понятиях
  7. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  8. § 4.1. Демонтаж национальной государственности
  9. Глава 4. Всемирный исторический процесс
  10. 7.4. Глобальные проблемы современности и пути их решения
  11. Глобальное единство и глобальная опасность
  12. 1. Человечество как субъект истории
  13. Х.2. МНОГООБРАЗИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, ИХ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ИЕРАРХИЯ
  14. 11.2. Философское значение глобальных проблем современности
  15. Глобальная интеграция и единство человечества
  16. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России