<<
>>

Людское честолюбие не успокаивается На достигнутом; сперва мы стараемся защититься 0т обид, потом начинаем обижать других

Когда римский народ восстановил свою свободу и вернул- Ся в прежнее состояние, к тому же еще укрепив свое могущего с помощью новых законов, по всем разумным меркам каялось, что Риму наконец следовало бы успокоиться.

Но наделе ***Шло по-другому, ибо каждый день вспыхивали новые волнения и распри. Тит Ливий с глубоким пониманием изъясняет причины этих беспорядков, и поэтому мне кажется вполне уместным привести его высказывание о том, что надменность народа или знати возрастала по мере унижения одного из них- и когда плебс удовлетворился своим положением, знатная молодежь стала задевать его, а трибуны не могли тут ничего поделать, ибо и они подвергались насилию. Нобили же, хотя и видели, что их молодежь не знает меры в своей жестокости, предпочитали, чтобы крайности совершали свои, а не плебеи. И так в своем желании отстоять свободу люди переставали кому-либо подчиняться и начинали притеснять других. Таков порядок вещей: если люди пытаются избавиться от страха, то наводят его на других, и когда желают отвести от себя несправедливость, совершают ее по отношению к другим; как будто бы необходимо либо обижать, либо быть обиженным. Отсюда виден наряду с другими один из способов погубить республику и один из путей, по которому людское честолюбие восходит от одной цели к другой, а также сколь справедливо Саллюсти- ево суждение, вложенное в уста Цезаря, что «quod omnia mala exempla bonis initiis orta sunt» . Как уже говорилось выше, первая вещь, которой добиваются в республике граждане, лелею-щие свое честолюбие, — это не терпеть обид не только от частных лиц, etiam от чиновников; для этого они, дозволительными на первый взгляд средствами, обзаводятся друзьями, оказывая им денежную помощь или защищая от могущественных сограждан. Поскольку такие поступки выглядят добродетельными, все обманываются на их счет и не думают им противостоять. Не встречая препятствий, такой человек достигает положения, когда он внушает страх частным лицам и уважение — должностным. Если влияние этого гражданина не встречает противодействия и он восходит на указанную ступень, столкновение с ним становится чрезвычайно опасным по причинам, названным мною выше, в разделе о неудобствах, получивших у#е некоторое распространение в городе. Тут остается либо попро' бовать избавиться от него, подвергаясь риску полного круп16" цЛЯ, либо примириться с явной зависимостью, ожидая, что (ДОіерїЬ или другой случай освободят тебя от него, потому что в доком положении, когда граждане и должностные лица не отлаживаются задеть его или его друзей, ему не составит труда принудить их обижать других и выносить им приговоры в его інтересах. Так что республика в своих установлениях должна предохранить себя от того, чтобы ее граждане под видом блага не, замышляли чего-то другого, и предусмотреть, чтобы их авторитет служил на пользу, а не во вред свободе, что будет обсуждено нами в своем месте.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме Людское честолюбие не успокаивается На достигнутом; сперва мы стараемся защититься 0т обид, потом начинаем обижать других: