<<
>>

Поношения и брань вызывают ненависть к обидчику без всякой для него пользы

Я полагаю, что людей, воздерживающихся от нанесения словесных обид и угроз другим, следует причислить к самым благо-разумным, ибо и то и другое не отнимает сил у врага; угрозы побуждают его быть осторожнее, а брань усиливает ненависть к тебе и заставляет его еще упорнее изыскивать способы расправиться с тобой.

Это видно на примере вейентов, о которых шла речь в предыдущей главе: вступив в войну с римлянами, они еще усилили их враждебность бранными словами, от чего всякий разумный командир должен удерживать своих солдат, ибо насмешки только разжигают врага, а отнюдь не мешают ему, как мы уже сказали, нападать. Таким образом, это оружие, которое обращается против тебя. Замечательное происшествие на этот счет случилось в Азии: полководец персов Габад простоял долгое время лагерем под Амид ой и. наскучив долгой осадой, решил уйти восвояси. Когда он уже снялся со стоянки, защитники города высыпали на стены и, упоенные сво- еи победой, стали наносить ему всяческие оскорбления, высмеивая, 0сУждая и выставляя на свет трусость и никчемность врага. Обозленный Габад изменил свое намерение и снова обложил город оса- Дои. Через несколько дней он захватил и разграбил его — столь ве- добыло негодование, вызванное обидой.

То же самое произошло и с вейентами. Как уже было сказано,

Сказалось мало воевать с римлянами, они захотели еще уяз- римлян насмешками и, приблизившись с издевкой на устах СаМой лагерной изгороди, гораздо сильнее задели их своими 0вами, чем вооруженными нападками. Римские солдаты, до

этого сражавшиеся без особой охоты, заставили консулов всту. пить в бой; так вейенты, как и упомянутый выше гарнизон, стал^ жертвой собственной несдержанности на язык. Таким образо^ хорошие военачальники и хорошие государственные правителі должны прилагать все усилия, чтобы избежать подобных обид Ц оскорблений в своих городах или войсках как между своими, так и по отношению к врагу, потому что в последнем случае это угрожает вышеописанными бедами, а внутренние ссоры еще опаснее если не принять предохранительных мер, как это всегда делали благоразумные вожди.

Когда римские легионы, оставленные в Капуе, замыслили расправиться с ее жителями, о чем будет рассказано в своем месте, в городе вспыхнули волнения, которые потом были усмирены Валерием Корвином, и среди прочих условий замирения было предусмотрено суровое наказание для тех, кто когда-либо станет упрекать этих солдат за участие в беспорядках. Тиберий Гракх, назначенный во время войны с Ганнибалом командиром отряда, составленного из рабов, которых рим-ляне вооружили вследствие недостатка в людях, в числе своих первых приказаний распорядился карать смертью тех, кто станет корить их прежним рабским состоянием. Настолько римляне, как мы уже говорили выше, почитали вредным наносить людям унизительные упреки и оскорбления, ибо ничто так не бередит душу и не пробуждает в ней большего негодования, чем насмешка, высказана ли она в шутку или всерьез: «Nam facetiae asperae, quando nimium ex vero traxere, acrem sui memoriam relinquunt» .

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме Поношения и брань вызывают ненависть к обидчику без всякой для него пользы: