О создании децемвирата в Риме и о том, что было в нем примечательного; в том числе и о том, как подобные решения могут привести к спасению или гибели республики
Чтобы подробнее остановиться на событиях, связанных с учреждением децемвирата в Риме, мне кажется нелишним рассказать сперва о том, как была создана эта комиссия, а затем обсудить наиболее примечательные стороны этого события, ибо в них есть немало поучительного как для тех, кто желает упрочить сво-бодную республику, так и для тех, кто желает поработить ее.
Наше рассуждение прояснит множество ошибок, допущенных Сенатом и плебсом и ущемляющих свободу, а также и других — со стороны Аппия, главы Десяти мужей, идущих вразрез с тиранией, которую он намеревался установить в Риме.После многих споров и прений между народом и знатью по поводу принятия для Рима новых законов, расширяющих гражданские вольности, было решено послать Спурия Постумия и еще двух римлян в Афины, чтобы они изучили там законы, составленные Солоном для этого города, и использовали их в качестве примера для римских. По возвращении посланцев для рассмотрения и утверждения названных законов была назначена комиссия: десять граждан, избранные на один год, среди которых находился и Аппий Клавдий, человек дотошный и беспокойный. Чтобы обеспечить независимость их законотворчества, в Риме были упразднены все прочие должности, в том числе трибунов и консулов, так что децемвиры сделались полновластными хозяевами Рима. Аппий сосредоточил в своих руках всю власть сотоварй' щей благодаря поддержке со стороны плебса: он выказывал та' кую привязанность ко всему народному, что казалось удивитеЛЬ' ным, как ему удалось так быстро изменить свой характер и сво^ вкусы, ведь до этого его считали жестоким гонителем плебеев.
Названные Десять мужей вели себя весьма достойно и имели больше двенадцати ликторов, выступавших впереди избранного ими предводителя. И хотя децемвиры располагали всей пол- нотой власти, но когда нужно было наказать римского гражданина за убийство, они вызвали его в народное собрание и там предложили судить.
Законы были написаны на десяти табличках и перед утверждением выставлены на всеобщее обозрение, чтобы каждый мог прочитать и высказать свое мнение о них, так что если бы были обнаружены какие-то недостатки, их можно было бы исправить до утверждения. Аппий между тем пустил по городу слух, что для полного совершенствования этих табличек к ним нужно прибавить еще две, и это дало народу повод избрать децемвиров еще на один год; народ пошел на это с охотой, чтобы подольше обходиться без консулов, и не беспокоился об отсутствии трибунов, ибо, как было сказано выше, сам выступал в роли судьи. Итак, было решено переизбрать Десять мужей, и все но- ' били стали добиваться этого звания, в числе первых Аппий; при этом он проявил такое участие к плебеям, что стал вызывать подозрения у своих сотоварищей: «Credebant enim haud gratuitam intanta superbia comitatem fore»*. Но выступить против него в открытую они опасались и решили прибегнуть к такой уловке: хотя он был младшим из всех, ему доверили предложить народу кандидатуры будущих децемвиров, полагая, что он, как было принято у всех, не станет называть собственное имя, ибо в Риме это выглядело неслыханным позором. «Ше vero impedimentum pro ocoasione arripuit»** и назвал себя в числе первых, к изумлению и неудовольствию всех нобилей; затем он назначил девять остальных по своему усмотрению. Этот выбор, простиравшийся еще на °ДЗД год, пролил свет перед народом и знатью на допущенную ошибку, потому что тотчас же «Appius finem fecit ferendae ^ienae personae»***; он проявил свою врожденную гордыню и за Сколько дней укоренил подобные же нравы в своих товарищах, *,Для устрашения народа и Сената вместо двенадцати ликторов бьгЯ0 собрано сто двадцать.' * «Недаром этот гордец ведет себя так скромно» (лат.). „ ^ «Он же обратил препятствие себе на пользу» (лат.).
«Аппий сбросил маску и показал свое истинное лицо» (лат.).
Несколько дней все пребывали в равном страхе; но затем цемвиры стали заигрывать с Сенатом и притеснять плебс, и если плебей, обиженный одним из членов комиссии, взывал к друго- му, то ему только увеличивали наказание.
Тогда уже плебеи, уд0^ стоверившись в своей ошибке, от огорчения стали присматривать ся к нобилям, «et inde libertatis captare auram, unde servitutem timendo, in eum statum rempublicam adduxerunt» . А знати только на руку были огорчения плебеев, «ut ipsi, taedio praesentium, Consules desiderarent» . Приближались последние дни года: две таблички с законами были составлены, но не опубликованы. Это дало повод Десяти остаться в должности, они пытались удержаться у власти с помощью насилия и стали вербовать себе подручных среди знатной молодежи, которой передавали имущество осужденных ими. «Quibus donis juventus corrumpebatur, et malebat licentiam suam quam omnium libertatem ». В это время сабины и вольски объявили римлянам войну; это событие показало децемвирам слабость их положения, потому что без помощи Сената они не могли подготовиться к войне, а собрав Сенат, рисковали лишиться власти. Необходимость, впрочем, вынудила их избрать последнее; и когда сенаторы собрались, многие из них, особенно Валерий и Гораций, высказывались против диктата Десяти, власти которых пришел бы конец, если бы Сенат в пику плебеям не проявил своей строптивости в надежде, что, когда децемвиры добровольно сложат свои полномочия, дело обойдется без переизбрания народных трибунов. Итак, была объявлена война и снаряжены два войска, возглавляемые некоторыми из децемвиров; Аппий остался управлять городом. В это время он влюбился в Виргинию и желал овладеть ею силой, но отец девушки, Вирги- ний, спасая ее честь, лишил дочь жизни, после чего в' Риме и в войсках начались беспорядки. Оставшиеся плебеи вместе с солдатами отправились на Священную гору и пребывали там до тех пор; пока децемвиры не подали в отставку; вместо них были на*в4чены трибуны и консулы, и Рим вернулся к своей прежней
вольности.
Вся эта история показывает, что вышеописанная попытка восстановить в Риме тиранию была вызвана к жизни теми же призами, которые рождают тиранов и в других городах, а именно ^умеренными стремлениями народа к свободе, а знати — к власти И если им не удается принять совместный закон о защите свободы, а вместо этого каждая из партий ищет себе вождя, то возникновение тирании неизбежно.
В Риме и народ, и знать пришли к соглашению о создании комиссии Десяти, да еще с такими полномочиями, только потому, что одна из партий желала упразднять должность консулов, а другая — трибунов. Потом плебеи уверились в том, что Аппий перешел на их сторону и притесняет нобилей, почему народ стал поддерживать его. А когда народ допускает подобную ошибку, то есть наделяет кого-либо полновластием для сокрушения своих противников, этот человек, если он достаточно умен, всегда становится тираном города. Располагая поддержкой народа, он позаботится о сокрушении знати и, пока не «расправится с ней, не станет предпринимать ничего против народа, но за это время последний окажется у него в рабстве, как в, западне. Такого образа действий придерживались все основателей тираний в республиках. Если бы так поступил и Аппий, то efo тирания была бы более жизнеспособной и не прервалась бы Т&к скоро, но он сделал все наоборот, и нельзя представить себе ЦНгаего более неблагоразумного, чем его поступки; для укрепления своей власти он поссорился с теми, от кого получил ее и кто во* ре защищать, будучи не в ладах с теми, кто не собирался вру-чать ему власть и не мог защитить ее; настоящих друзей он ytpa- тВДгно стал заигрывать с теми, кто мог питать к нему только враж- ДУ* Ведь хотя нобили склонны к тираническому режиму, та их *Ц$ть, которая не получает от него выгод, всегда враждебна тира- Ш ее невозможно привлечь на свою сторону полностью ввиду ^Рйрущих ей честолюбия и алчности, ибо у тирана не хватит бо- г*№Гва и почестей, чтобы удовлетворить всех. Так что Аппий, *%йнув народ и соединившись с нобилями, допустил явный про- Как по вышеуказанной причине, так и потому, что желаю- Удержать что-либо силой, принуждая, не должен быть сла- ^:Дринуждаемого.я'
Vі'' 1
Отсюда следует, что тираны, опирающиеся на массы и высту. пающие против грандов, находятся в большей безопасности, ц0% тому что могут принуждать с большей силой, чем те, кто вражда бен народу и дружит со знатью. В первом случае достаточно щ иметь внутреннюю опору, которая была у Набида, тирана Спарты, когда против него выступили вся Греция и римский народ, обезопасив себя от кучки нобилей, Набид защитился с помощью народа, который был на его стороне, в противоположном случае он проиграл бы.
Ведь если внутри государства у тебя мало дру. зей, внутренних сил уже недостаточно и следует искать поддержки извне. Здесь возможны три пути: первый — пригласить чужеземных наемников, чтобы они охраняли твою жизнь; второй - вооружить окрестных жителей, чтобы они заменили собой пле-беев; третий — вступить в союз с могущественными соседями, которые могли бы тебя защитить. Кто станет придерживаться этих способов и сумеет их применить, тот имеет шансы на спасение, хотя бы народ и противостоял ему. Но Аппий не мог привлечь к себе жителей округи, потому что она составляла с Римом единое целое; те возможности, что у него были, он не сумел использовать и с самого начала был обречен на неудачу.Г
Сенат и народ при учреждении комиссии Десяти допустили грубейшие ошибки, не говоря уже о том, что хотя угрозу свободному строю представляют те должностные лица, которые назна-чаются друг другом, а не народом, как было сказано выше по поводу диктатуры, народ все-таки должен, учреждая должности, как-то ограничить возможность преступных поползновений со стороны их занимающих. Римляне же, вместо того чтобы строже следить за добронравием, вовсе устранили его блюстителей, они оставили в Риме только один орган власти и упразднили все остальные из-за чрезмерного (как мы отмечали выше) желания Сената отделаться от трибунов, а плебса — от консулов; ослепленные, они сошлись в своих заблуждениях. Люди, как говори-71 король Фердинанд, часто уподобляются мелким хищным птии&М» природа вкладывает в них столь сильное стремление к преслеД0' ванию жертвы, что они не замечают нависшего над ними более крупного хищника. Все это рассуждение, как я и обещал вначале показывает ошибки как римского народа, который пытался защити^ свою свободу, так и Аппия, покушавшегося установить тиранию-