Эмили Бронте
В сюжете романа сложно соединяются любовь и ненависть, месть принимает порой чудовищные формы. Бездомного и грязного мальчишку Хитклифа приносит в усадьбу ее хозяин: только он и был добр к найденышу. С дочерью хозяина Кэтрин Хитклифа связывает странная дружба, которая в юности превращается в любовь, но своенравие юноши и девушки приводит к тому, что Хитклифа изгоняют из усадьбы, а Кэтрин выходит замуж за вполне добропорядочного и хорошо воспитанного соседа-помещика, надеясь, что Хитклиф может остаться при этом ее другом. Девушка ошиблась: ее замужество стало для него тягчайшим оскорблением, он жаждет отомстить всем богатым и хорошо воспитанным.
Вернувшись после нескольких лет отсутствия, Хитклиф решает наказать обидчиков, владельцев усадеб «Грозовой перевал» и «Скворцы». Он отбирает у сына своего бывшего благодетеля его имение «Грозовой перевал», а самого юношу стремится превратить в неразвитое духовно полуживотное. Этого Хитклифу оказывается мало: он обольщает и похищает сестру Линтона, владельца «Скворцов», только потому, что тот посмел жениться на Кэтрин, которая любила его, а вышла замуж за Линтона.
Хитклиф обманом, угрозами и побоями заставляет пожениться дочь Кэтрин (для него она — дочь ненавистного Линтона) и наследника своего бывшего хозяина, чтобы распоряжаться их имуществом и их судь-бами. Только смерть Хитклифа избавляет всех окружающих от тирании жестокого деспота. Даже его внешний облик внушает страх: горящие глаза, спутанные черные волосы, темный цвет кожи, а позднее появившиеся морщины и темные круги вокруг глаз заставляют видеть в нем чуть ли не земное воплощение дьявола.И сюжет, и характер главного героя роднят роман Э. Бронте с «готическим» романом, но изображение любви Хитклифа и Кэтрин, изломов в их характерах, раздвоенности их личности в большей мере сближают метод писательницы с романтизмом и даже реализмом. Близость к реалистическому методу прослеживается в передаче места действия и в изображении характеров второстепенных персонажей: служанки Нелли Дин, слуги Джозефа, невольного свидетеля событий, и рассказчика Локвуда.
Интересна и композиция произведения, придающая особую правдоподобность описанию, казалось бы, исключительных событий. Повествование ведется от лица Нелли Дин, выросшей вместе с Кэтрин, и Локвуда, совершенно постороннего человека; Нелли передает суждения Хитклифа и Кэтрин. Яркость картин, нарисо-ванных писательницей, обладает особой убедительностью именно в силу того, что возникает несколько точек зрения на происходящие события.
Среди действующих лиц романа о странных характерах есть привидения — характерная черта «готического» романа, но их функция специфична. Приход умершей Кэтрин в дом Хитклифа и его безрезультатное стремление увидеть ту, которая пытается попасть в дом, где живет любимый ею человек, должны раскрыть страдания несчастного, не ставшего ее мужем. Появление вместе призраков Кэтрин и Хитклифа после его смерти, о чем сообщают местные жители, — это авторское утверждение того, что предназначенные судьбой друг для друга, они смогли объединиться только после смерти. Призраки в этом романе имеют особую символическую функцию, указывающую на душевную раздвоенность и страдания главного героя, который не только жесток, но и наделен сильными и искренними чувствами.