Логика и страсть
Название серии этих историко-антропологических исследований указывает на противостояние духа и тела, с которым по-разному обходились в течение цивилизационного процесса. Угроза человеку, казалось, исходит со стороны тела и его недостаточности, и потому его нужно дисциплинировать и тренировать.
Сегодня же растущую угрозу являет собой логика. В то время как страсть нацелена на частное и многообразное, логика настаивает на универсальном; между ними внедряются образы воображаемого.Противостояние логики и страсти пронизывает тело и чувства человека. При этом возникает вопрос, какую роль играет тело в процессах цивилизации, в культуре, в культурологических науках, и какой вклад в самопонимание эпохи вносит противостояние между телом и помыслами. Различия в толковании тела весьма значительны; то же самое относится и к уму, их отношению друг к другу и их роли в современности. Попытка понять ум и тело наталкивается на противоречия, парадоксы и антиномии. В рамках поисков неизбежно наталкиваются на душу, которая ускользает от материальности тела и его страстей, а также от инструментальной хватки логики. Вместо этого душе присуще нечто трансисторическое, направленное поверх человека и вещей и указывающее на религию и трансцендентность. Священное, точно так же как и душа, является непреходящим, только его вытесняют или замещают. Оно сопротивляется однозначности, оно ужасно и восхитительно, амбивалентно и парадоксально. От его имени создаются, разрушаются и трансформируются общественные структуры.
Священное манифестирует себя в мерцании прекрасного и в судьбе любви. И прекрасное также нельзя однозначно зафиксировать; оно блистательно, мимолетно и захватывающе. Любая попытка овладеть им, разрушает его; оно указывает на не-тождественное. В прекрасном бесконечное выражается в конечном. Искусство и любовь, страсть и эстетический опыт наслаиваются друг на друга.
Любовь —это опыт Другого и тем самым выход из одиночества. Опыты любви могут быть самыми разнообразными. Как выражение нехватки и избытка они побуждают к речевому выражению. В ходе европейской истории формируются различные риторики, вызывающие разные чувства. Любовь указывает на сексуальность, но не тождественна ей. Она оказывает-Парадигмы антропологии
ся в зоне конфликта между институционализацией и страстью. Так любовь становится предметом антропологической рефлексии.
В любви и прекрасном приобретается опыт другого времени, но это время не линейное, отмеряющее повседневность. Это опыт времени, сконцентрированного в одном мгновении (kairos), опыт, открывающий новые размерности жизни. Время — одно из центральных условий, конституирующих человеческую жизнь. Во времени проявляют себя и изменяются тело и органы чувств, душа и священное, прекрасное и любовь. Интересны одновременность неодновременных и неодновременность одновременных событий и возникающая вследствие этого плюральность времен. Изучение гетерогенного опыта времени ставит вопрос об отношениях языка, воображения и молчания. Какую роль играет молчание для речи и для опыта времени? Мы говорим в надежде овладеть вещами, о которых мы говорим. Но это не удается. Но мы говорим вопреки этому приносящему разочарования опыту. Мы не в состоянии выдержать невозможность распоряжаться окружающим миром и пытаемся с помощью речи заставить замолчать тишину.
В последующем будут обозначены семь тематических направлений, на которых в первые десять лет сконцентрировались исследования по исторической антропологии. В результате этих зондирующих работ образовалось целое поле культурологических исследований. Речь идет о:
— возвращении тела и утрате полноты ощущений;
— угасающей душе;
— священном;
— мерцании прекрасного;
— судьбе любви;
— умирающем времени;
— молчании.
Возвращение тела и утрата полноты ощущений
Так же как в Философской антропологии, в исторической антропологии тело является исходным пунктом исследования.
В отличие от сегодняшних культурологических наук, в которых тело представляет центральную тему, в социальных и гуманитарных науках 60-х и 70-х гг. XX века тело не находит должного внимания. Дистанцирование, дисциплинирование и инструментализация тела как основы исторического прогресса доводит до вытеснения тех сторон тела, которыеГлава 5. Историческая антропология
91
не могут свыкнуться с рациональностью и логикой цивиизационно-го процесса и усиленно требуют внимания. В то же время манипуляция телом в медицине протезов и в «биоинженерии» достигает новых высот. В средствах коммуникации также опробуют новые формы репрезентации, фрагментации и манипуляции телом. Рост психогенных, социогенных болезней, числа суицидов, возрастание потребления наркотиков следует понимать как сопротивление этим тенденциям развития. Чем более настойчиво проявляются непреднамеренные побочные действия рационализации и абстрагирования, тем более очевидна в дисциплинировании и контроле редукция многообразия тела и чувств. Вследствие этого противоречивость и комплексность тела вновь оказывается в поле зрения7.
В ходе истории сформировались различные формы и образы тела. Тело как человеческое тело было конституировано в греческой Античности в сравнении с телом богов; женское, как и мужское, тело формируется из полового различения и в специфическом половом распределении власти; как целостность, отражающая микрокосм, оно формируется по аналогии с макрокосмом. Каждый образ тела определяется контекстом, в котором тело приобретает свою форму, на него влияют представления, символическая и знаковая системы, а также деятельность человека8. Важную роль в его оформлении играет насилие. Без него невозможно никакое формообразование; оно вызывает формирование или деформацию тела. Иной раз оно действует под физическим принуждением, другой раз — на символическом или воображаемом уровне. Целью насилия является сокращение многообразных форм тела до тела индивида, по возможности однозначно определенного и общественно полезного9.
Подчинить человека всегда означает также подчинить его тело. Как это происходит, можно увидеть в формах трудового процесса, в сфере сексуального и в образах болезни10. Согласно тезису Ницше, человечество никогда не страшится жестокости11, если речь идет о том, чтобы сделать себе зарубку на память. Возникающие раны и шрамы несут в себе историю цивилизации. Они подтверждают, что нет тела как природной «субстанции», как «обители чувственности», как «гаранта аутентичности». Скорее такие якобы «природные» качества тела обусловлены также исторически и социально, как и невинность, греховность, эстетическое значение и проч.
В ходе истории постепенно развиваются различные представления о теле, которые влияют на работу над реальными телами. Так, например, в производстве тела рабочего задействованы многие механизмы
92
Парадигмы антропологии
Глава 5. Историческая антропология
93
управления и контроля12. К ним относятся принуждение к распорядку дня13, дисциплинирование аффектов и машинизация14. Они выливаются в экономию самопринуждения, важными предпосылками которого являются изоляция тела, расчетливая «дальновидность» и стратегии закалки раннебуржуазного воспитания. Сексуальное тело —также историко-социальный продукт15, в который вписаны отношения власти. В теле совершают свою работу важные механизмы морализирования и самоконтроля. На него воздействуют процессы вербального и образного представления16. Тело становится поверхностью, через которую буквально изливаются потоки желаний. Процесс разрешения сексуального в образе в предельной форме являет нам порнография17. Те-
1 Я
мой исторической антропологии становятся также ощущения тела . Они обеспечивают человеку чувственную достоверность мира и себя самого и тем самым участвуют в передаче смысла. «Актуальное бытие чувственного восприятия — и вместе с тем чувственное восприятие вообще— это переживание со-бытия, распространяющегося и на субъект и на предмет. Не у воспринимающего есть восприятия, но поскольку он воспринимает, он обретает самость»19.
Восприятие собственной актуальности в чувственной реакции на мир устанавливает связь тела и субъекта с миром и объектами. В этом процессе воспринимаются изменение и непрерывность. Это образует предпосылку человеческого самосознания.В связи с распространением новых медиа и ускоряющимся темпом жизни заявляют о себе заметные изменения в обращении с ощущениями. В этих процессах нарастает разделение между «дальнодей-ствующими» органами чувств — глазом и ухом — и смещенными на периферию социума, в сферу приватного «близкодействующими» чувствами—вкусом, обонянием, осязанием. Особенно значительное воздействие на человеческое тело и на совокупность чувств оказывает зрительное восприятие. Но для опыта себя и опыта коммуницирую-щего сообщества, как и прежде, более важным является слух. Суще-ч ственную роль чувств для исторической антропологии можно продемонстрировать на примере зрения и слуха.
Глаз, «выбрасывающий нас далеко вовне»20, можно понимать как орган чувств, доносящий до недр тела предметы и людей, расположенные вне тела. Мир схватывается «глазом». ,В зрении «чувственная поверхность собственной плоти» (Плеснер) познает чужое. Зрение направлено на предметы и на других людей, оно совершает выбор из визуального поля. Это движение обращения и фокусирования при одновременном отгораживании и отграничении. Зрение обозревает рас-
стояние между людьми и вещами, но одновременно в восприятии удерживает дистанцию. Оно устанавливает «удаленность близости» и в этом родственно процессам социального абстрагирования. С помощью зрения человек познает не только видимое, но и себя как видящего. «Загадочность моего тела основана на том, что оно сразу и видящее и видимое. Способное видеть все вещи, оно может видеть также и само себя и при этом признавать в том, что оно видит "оборотную сторону" своей способности видеть»21.
С ростом функциональной нагрузки на глаза зрение стало ведущим ощущением нашей культуры22, его функция контроля и самоконтроля ведет к ограничению его многосторонности.
Глаз дополняют очками, биноклем, микроскопом — аппаратами, вырезающими из мира фрагмент, на котором концентрируется изучающий взгляд. Возникает «калькулирующий взгляд» (Фуко), который становится средством дистанцирования и властного надзора, подчиняющего и господствующего23. Развитие «говорящего глаза» в науке и развитие надзирающего взгляда в социальных институтах идут рука об руку. При помощи техники и административного управления возникает плотная сеть контроля, опутывающая мир видимого и вместе с ним видящего человека.Этому зрению, предрасположенному к контролю и объективности, противостоит зрение, движимое желанием, в нем глаза не подчиняются воле, а утверждают свою самостоятельность и понуждают человека уступить их свободному поиску. Желание взгляда сводит субъекта к «означающей зависимости» (Лакан). Еще более Отчетливо, чем во фрейдовской интерпретации песочного человека Гофмана, которую Фрейд развивает в своем тексте Жуткое (1919), где он усматривает в глазе символ фаллоса24, эротически-сексуальный характер глаза и зрения становится темой у Батая в Истории глаза25. Здесь глаз выступает в различных констелляциях: то как символ вагины, то как символ ануса или рта. Он указывает на желание присоединения, которое должно преодолеть конечность жизни. Эротическое желание как «согласие на жизнь до смерти» захватывает зрение.
Другая форма видения, при которой не получают своего осуществления претензии на власть и контроль по отношению к предметам, а также видимое не приносится в жертву индивидуальным пристрастиям, получила развитие у Гете в его естественно-научных штудиях, а именно умозрение, играющее важную роль для эстетического видения. Его принцип сформулирован в следующей максиме: «Получившее форму тут же вновь трансформируется, и мы, если мы хотим
94
Парадигмы антропологии
Глава 5. Историческая антропология
95
"1
достичь хоть мало-мальски живого созерцания природы, должны вести себя так же подвижно и пластично, по ее примеру, в котором она нам предшествует»26. Цель умозрения не в том, чтобы достичь позиции, с которой можно объективно и дистанцированно описывать и измерять явления природы. Скорее нужно быть столь же живым и восприимчивым, как природа, следовать взглядом за ее формированием и ростом и практиковаться в творческой пластичности. Миметическое мышление Гете противится овеществлению видения. Открытым остается вопрос, могут ли, и насколько перед лицом функционализации зрения, формирования контролирующего взгляда, ускорения образов и ненасытности взгляда отстоять свои права другие формы видения .
Гипертрофия зрения, характерная для современности, ставит вопрос о значении других органов чувств. Каким антропологическим значением обладают сегодня слух, осязание, обоняние и вкус? Приводит ли гипертрофия зрения к тому, что другие ощущения формируются по образцу видения? Если это так, то какое значение придавать этой тенденции? Происходит ли сокращение прежнего чувственного разнообразия или же развиваются новые навыки восприятия? Возможно, рассмотрение слуха поможет нам в этом разобраться.
С индустриальной, электромеханической и электронной революцией возникают новые, доселе неизвестные шумы. Индустриальные машины, железная дорога, автомобили, самолеты, телефоны, граммофоны, радио, телевизор, компьютер производят новый звуковой, шумовой и тоновый мир, анализ которого при историко-антропологическом изучении слуха обещает плодотворные выводы. В онтогенетическом отношении слуховой орган и органы движения — это первые развивающиеся органы. Уже в четыре с половиной месяца зародыш способен реагировать на звуковые раздражения. Благодаря слуху к нам можно обращаться еще до того, как мы родились. С его помощью мы слышим другого еще до того, как увидим его, почувствуем его запах или прикоснемся к нему; с его помощью мы воспринимаем речь еще до того, как начинаем говорить и понимать ее. Слышание — предпосылка понимания и говорения. Ощущение своего бытия как бытия вызванного, как бытия, к которому обращаются, создает чувство защищенности и принадлежности. Слух — социальное чувство28. Ни одно сообщество не возникает без того, чтобы его члены научились прислушиваться друг к другу. С помощью слуха мы воспринимаем не только обращенные к нам слова и их значения в речи других людей. В том, как обращаются к нам со словами, мы слышим больше чем только их значение: мы узнаем что-то о говорящем, что выражается не в словах, а в
самом говорении. Говорящий сообщает слушающему и своим тембром, и тоном, интенсивностью и артикуляцией.
Поскольку слух реверсивен, говорящий слышит и себя самого. Его слушание следит за его говорением; оно позволяет ему следовать себе как говорящему, то есть следовать за мыслью и быть вдумчивым. Если слово, сказанное другим людям, услышано, то оно становится для говорящего и слушающего исходным пунктом для новых слов. Эта особенность слуха обеспечивает восприятие человеком себя, самоудостоверение и возбуждение собственных эмоций. Любое говорение — это также и говорение себе. Поэтому слух играет особую роль в конституировании субъективности и социальности. Повторяющиеся шумы и голоса ведут к «вживанию» в жизненный мир. Возникают совпадения между следами прежних воспоминаний о восприятиях и новыми шумами. Благодаря слуху внешние шумы проникают внутрь; звучащий внешний мир становится внутренним миром. Повторение и подражание — важные элементы для развития слуха особенно в онтогенетически ранних стадиях. Ритуализированное, ритмически расчлененное речевое повторение вызывает миметическую способность. В варьируемом подражании обучаются говорить и понимать.
С помощью слуха воспринимается трехмерность пространства. Если глаз воспринимает предметы только если они «перед» ним, то ухо улавливает также тон, звучание и шумы, находящиеся позади головы. С развитием слуха развивается пространственное чувство и пространственное сознание. Этому взаимодействию слуха и пространственного чувства морфологически соответствует закрепление за ухом чувства равновесия. С помощью слушания мы «располагаем» себя в пространстве, обеспечиваем прямохождение и равновесие. В отличие от центрированного зрения слуховое восприятие имеет скорее диффузный характер. Глаза можно отвести и даже закрыть, уши же почти неуправляемы. Большая возможность располагать глазами по сравнению с ушами находит выражение в большем числе слов и метафор, связанных со зрением. По сравнению с глазами и с близкодействующими чувствами «касания», «вкуса» и «обоняния», в отношении которых индогерманские языки странным образом «молчаливы», слух занимает промежуточное положение. С переходом от устного (орального) к письменному и в связи с новыми формами «вторичной оральности» под влиянием новых средств коммуникации возникают глубокие изменения слухового восприятия29.
Если далее следовать вопросам антропологии органов чувств, то
I
96
Парадигмы антропологии
дойдем до кожи30 и руки и следовательно до тактильности, играющей важную роль в возникновении достоверности, в разделении пространства, в установлении связи мира и человека, в применении технологий и в создании символического порядка мира31. Далее встречаем вкус,
« 42
его связь с едой и его роль в эстетическом и социальном суждении . Нос и обоняние переводят нас в интимную сферу самовосприятия и восприятия другого33. Близкодействующие чувства, как кажется, гораздо меньше охвачены трансформацией тела в цивилизации и по-прежнему образуют фундамент искусного употребления тела; в дальнейшем их нужно будет изучать. .
Исчезающая душа '
Антропологическое исследование снова и снова наталкивается на Другое тело —на душу. Обозначенная как psyche, anima, I'ame, soul, она с самого начала ускользает от рационального подхода. Поэтому речь об «исчезающей душе», следы которой еще не окончательно растворились34. В рамках исторической антропологии следует реконструировать вспышку, горение и исчезновение души в ходе европейской истории. Говоря метафорически, душа указывает на человека и через него на Другого: она относится к вещам и трансцендирует их. Душа занимает промежуточное положение между безжизненной материей и Богом. Она оживляет растения, животных и человека. Как жизненный принцип, причина движения и формы, она допонятийна. Все попытки определить ее местоположение помимо относящейся к ней метафорики или даже зафиксировать ее потерпели провал. Душа не имеет субстанции, она нематериальна и ускользает от усилий науки по ее идентификации. Она указывает на пустое место в человеке и в природе, которое невозможно заполнить, которое остается открытым и приводит в беспокойство.
Душа обеспечивает очевидность жизненных чувств, предметного сознания и непредметность разума. Как высшая ступень вещей в наличной Вселенной и как нижняя ступень духовного мира только душа, согласно Августину, способна подняться "к Богу и объединиться с ним. Благодаря воспоминанию об интеллигибельном мире духа возможно ее соединение с Богом. Душа означает внутреннее устройство человека: божественная истина постигаема не во внешнем мире, а в душе. Если душа посмотрит вниз, то она увидит тело, если же она посмотрит вверх, то обнаружит Бога. Как и в Античности, в Средние века душа мыслилась скорее телесно. Ее представляли себе не как невидимый
Глава 5. Историческая антропология
97
дух, а как некий вид второго тела. В Средневековье душу изображали на картинах, указывающих на невидимое35.
В раннее Новое время наряду с представлением о космическом характере души происходит ее индивидуализация. Движущий механизм этой трансформации — инквизиция. Душой обозначается формальный принцип, действующий и в большом и в малом, этот принцип порождает из бытия возможное, то есть его потенциальность. В качестве силы, формирующей мир, душа бессмертна. Бессмертна ли она в своем индивидуальном проявлении — это спорный момент. Религиозная душа превращается в арену моральной борьбы; христианство контролирует и подвергает цензуре чувства. Забота о душе превращается в контроль над индивидом, в инструмент его подчинения требованиям церкви и государства. Против этого выступает Просвещение, характеризующееся идеей автономии человека, осуществление которой — дело разума и наук. То, что в Средневековье было божественной искрой в каждом человеке, теперь называется субъективным разумом. Душа означает силу интеграции индивида, гарантирующую единство личности. Кан-товская критика познания приводит к утрате значения понятия души для философии.
В романтизме душа как Другое разума вновь становится центральным понятием, которое получает свое место в контексте сна, мечты, рациональности и неосознанного. Человеческая экзистенция не сводится к разуму. Имя несокращаемому остатку — душа. В бессознательной жизни души лежит ключ к сознанию. То, что здесь мыслится как одно, будет разделено в возникающих в XIX веке науках: биологии, психологии и психоанализе. Биология и психология ориентируются на естественные науки36. Фрейдовское понятие бессознательного означает недоступную сознанию и тем самым науке исходную точку, эпистемологическое место которой по-прежнему вызывает споры.
Через тело как медиум в душу вписываются процессы цивилизации37. Исправное, действующее тело выступает гарантом исправной души. Человеческая идентичность конституируется разумом, подлинным «Я» и телом. Тело становится масштабом и выражением психосоциальной жизни. Целью человеческого развития является теперь уже не чистая душа, а чистое тело и его самоутверждение. Всеобщий и индивидуальный разум больше уже не тождественны друг другу: несогласованность (некогруэнтность) общественных структур и субъективных перспектив кажется непреодолимой38. Самоосуществление происходит через переоткрытие тела. Ставшая имманентной душа вызывает интерес уже только в форме воплощения, воплощения самости
98
Парадигмы антропологии
в жизненном стиле, чувственного познания в исправном теле. Трансцендентность души уступила имманентности тела. И только в таких сферах как искусство, литература, теология все еще показывается душа, склонная к трансценденции. Спустя более двух тысячелетий душа, столь долго двигавшая западное мышление и побуждавшая его к познанию, потеряла свою вызывающую беспокойство силу .