<<
>>

Обобщающие положения

На сегодняшний день в антропологии, принимая тезис о конце все­общих абстрактных антропологических норм, пытаются соотнести ис­торичность и культурность понятий, перспектив и методов с историч­ностью и культурностью исследуемых тем, предметов и ситуаций.

Та­ким образом, Историческая Антропология находится в зоне напряже­ния между историей и гуманитарными науками. В ней перерабаты­ваются и становятся плодотворными для новой постановки вопросов

230

Итоги и задачи

результаты гуманитарных наук и культур-философской критики ан­тропологии. В средоточии ее усилий господствует пытливое беспокой­ство мышления, которое ничем не успокаивается. Ее исследования не ограничиваются ни определенными культурными пространствами, ни отдельными эпохами. В рефлексии собственной историчности и куль­турности она в состоянии отказаться от европоцентризма гуманитар­ных наук и отдать предпочтение открытым проблемам настоящего и будущего.

Историческая Антропология — это не узкоспециальная наука. Ее исследования имеют место в различных научных дисциплинах и вы­ходят за их границы. В ее работах обнаруживается такая научная по­зиция, которая часто ведет к трансдисциплинарной и транснациональ­ной организации исследования и требует множества применяемых ме­тодов. Сюда относятся методы работы с историческими источниками, литературоведческая герменевтика при работе с текстами, качествен­ное социальное исследование и философская рефлексия. В некоторых из ее исследований пересекаются не только границы между различ­ными специальными науками и научными парадигмами, но и разде­лительные линии между искусством, литературой, театром и музыкой.

Далее мы обобщим в виде тезисов главные результаты имеющихся на сегодняшний день исследований:

1. История жизни и процессы становления человека — предмет ан­тропологического исследования, осознающего свою историчность и культурность.

Эволюция жизни и гоминизация — процессы значитель­ной временной длительности. Становление человека понимается как многомерный процесс, состоящий из взаимодействия экологических, генетических, мозговых, социальных и культурных факторов, причем культурные факторы начинают довольно рано играть важную роль.

2. Не менее, чем общие закономерности развития жизни и челове­ка интересен вопрос о специфических условиях человека, conditiones humanae. Они конструируются из противопоставления человека жи­вотным, а с недавних пор — машинам. От прочих приматов человек отличается прямохождением, развитием мозга, неотенией и ограниче­нием инстинктов. Сюда же добавляются «эксцентричность», избыток влечения, действие и разгрузка, язык, воображение и открытость ми­ру. Особенное положение человека выражается в «естественной искус­ственности» и «опосредованной непосредственности».

3. Как бы ни были важны эти перспективы в отношении человека 5,как родового существа, они упускают историческое и культурное мно-* гообразие людей, которое составляет неповторимость человека. Здесь

Итоги и задачи

231

антропологические работы берут на вооружение исторические науки, исследующие человека в тех или иных исторических и культурных контекстах. В них важную роль играет интерес к жизненному миру и жизненной практике людей в другие исторические эпохи, понимание исторического характера восприятий, чувств и ментальности, а также отсутствие единообразия и преемственности в темах и предметах.

4. Антропологические исследования приобретают новое качество с введением этнографического взгляда на культуру и историю. Важны­ми темами становятся чужое в собственной и в другой культуре, ина-ковость и культурное разнообразие. Наряду с диахронными приобре­тают значение синхронные исследования, относящиеся к настоящему. Этнографические методы становятся основой реконструктивного со­циального изучения, в котором имеют место, например, качественные исследования семьи, школы, молодежи, медиа.

5. Даже в исследованиях Исторической Антропологии, обращен­ных к прошлому, важную роль играет связь с настоящим.

Некоторые работы со всей определенностью ориентированы на то, чтобы содей­ствовать самоинтерпретации и самопониманию современности. Изыс­кания Исторической Антропологии подчеркивают радикальную исто­ричность и культурность предмета и самого исследования. Некоторые из них направлены на темы, которые только отчасти доступны эмпи­рическому исследованию и скорее требуют формирования философ­ской теории и образования понятий, а также рефлексии и критики.

6. Центральным предметом в изысканиях Исторической Антропо­логии является тело в различных своих проявлениях. Вместе с этой сосредоточенностью на теле темой становятся процессы возрастающе­го абстрагирования и образного представления. Из-за комплексности человеческого тела очень важно определиться с тем, о каком теле идет речь. Спектр представлений и репрезентаций тела весьма широк и принципиально открыт; в конечном счете в понятии, взятом за ос­нову для определения тела, речь идет о corpus absconditum, о котором возможно только контекстуальное познание, поскольку его комплекс­ность ускользает от полного и исчерпывающего познания.

7. С телом связаны и миметические процессы, в которых люди под­ражают другим и берут с них пример с целью стать как они. В этом установлении связи с другими происходит «уподобление». Но мимети­ческие процессы направлены не только на других людей; они вносят вклад в освоение мира; они относятся к реальному окружающему ми­ру и к воображаемым мирам искусства и литературы. В миметических процессах люди снимают «отпечаток» с других людей и миров и вое-

232

Итоги и задачи

создают их как свои «собственные» миры. В этом процессе внешний мир становится внутренним и имеет место культурное обучение.

8. Многие социальные и культурные действия происходят прежде всего на основе их инсценирующего и исполняющего характера. Их перформативность содержит в себе три перспективы: социальное дей­ствие как культурное представление, речь как перформативное дей­ствие и художественный перформанс как телесно-эстетическое дей­ствие.

Исходя из этих перспектив, культурное и общественное дей­ствие исследуются как телесная инсценировка и исполнение. При этом оказывается, что перформативную сторону имеют не только ритуалы, чувства и образование, но и восприятие, знание, медиа и даже ген-дер. Для их инсценирования и исполнения нужно практическое знание, приобретаемое в миметических процессах.

9. Ритуальное действие требует приобретаемого в миметических процессах практического знания. Ритуалы и ритуализация выравни­вают различия и создают сообщества благодаря перформативному ха­рактеру. Они устанавливают непрерывность между прошлым, насто­ящим и будущим и придают человеку уверенность и надежность его образа действий; они канализируют потенциал насилия. Ритуалы слу­жат организации переходов между институциями. Они обладают де­монстративным и игровым характером. Их спектр охватывает ритуа-лизацию, условности и приличия, литургию, церемонии и празднества. Ритуалы простираются от повседневных ритуалов, таких как привет­ствие и прощание, включают аранжировки питания и одежды, и до политических и религиозных ритуалов. С их помощью общественные институты и организации закрепляют свои ценности, задачи и функ­ции в телах своих членов и адресатов.

10. Хотя существует заложенная в теле способность к языку, позво­ляющая всем людям образовывать предложения, однако слова и грам­матические правила каждого отдельного языка нужно выучивать. Че­ловеческая речь артикулируется в многоязычии, то есть в различных историко-культурных проявлениях. В каждом языке неразрывно скре­щиваются друг с другом телесная и ментальная стороны. Телесные движения голосового аппарата ведут к производству звуков. Связь речи с голосом и ухом позволяет «бесконечное использование» при «ограниченных средствах». Язык —это «образующий орган мысли»; он образуется в практическом употреблении в бесконечных языковых играх.

11. Воображение, укорененное в теле и связанное с языком развива­ется, создает непрерывность между прошлым, настоящим и будущим,

Итоги и задачи

233

между сном, сознанием и дневными мечтами.

Воображение превраща­ет внешний мир во внутренний, а внутренний во внешний и производит индивидуальное и коллективное воображаемое. Чтобы выразить себя, оно употребляет символические формы и знаки, но в первую очередь оно создает образы присутствия (презентации), репрезентации и симу­ляции.

12. В центре внимания антропологии находится тело, его времен­ность и бренность, смерть и рождение. Без окончания индивидуаль­ной жизни не было бы человека. Культура и общество возникают в столкновении со смертью; каждая культура и каждая историческая эпоха развивают различные установки по отношению к умиранию. Об­разуются различия коллективных ментальностей, которые влияют на поведение индивидов. Мышление и воображение вступают в противо­борство со смертью. Но так как они должны относиться к — , а смерти нет, то они с необходимостью терпят в этом противоборстве крах.

13. Историческая Антропология — это не дисциплина; ее исследова­ния могут иметь место в пределах отдельных специальных наук или быть организованы трансдисциплинарно. Ее темы располагаются на границах дисциплин или между ними. Их разработка требует концеп­туального и методического разнообразия, а также вовлечения множе­ства парадигм. Многие работы Исторической Антропологии трансна­циональны, подчеркивают историческое и культурное различие и фор­мируют коррективы глобализации, ориентированной на уравнивание и унификацию.

14. Ни в методическом, ни в теоретическом, ни в тематическом отношениях антропологическое знание не единообразно. Оно транс-дисицплинарно, транснационально и плюралистично. Антропологиче­ское изыскание держит курс не на редукцию, а на увеличение ком­плексности. Чем больше увеличивается знание об историко-культур­ных закономерностях, тем больше возрастает не-знание. Представле­ние о том, что не-знание со временем преодолевается, весьма недаль­новидно. Человек доступен только фрагментарно; в целом же он с необходимостью остается сокрытым.

15. К этому пониманию ведет критика антропологии. Она есть критика человека, центрирования науки на человеке и критика мето­дов антропологического исследования. Критика антропологии стара­ется оставить открытым вопрос о человеке, над который ищут ответы гуманитарные науки и философия. Она настаивает на том, что невоз­можно дать одно понятие о человеке, и что осознание этого факта — конституирующее условие антропологии.

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Обобщающие положения: