<<
>>

Глава 10 ЯЗЫК МЕЖДУ ВСЕОБЩИМ И ЧАСТНЫМ

Издавна язык считался conditio humana, которое прежде всего от­личает человека от других живых существ. И это так, даже если язык в своей родовой истории еще довольно молод. Палеобиология исходит из того, что наиболее древние формы речевой способности насчитыва­ют от 100 тыс.

до 200 тыс. лет, а сформировавшейся речевой способно­сти всего около 35 тыс. лет, то есть того же периода, что и настенная живопись пещеры Ласко. Как будто осознавая это, греки называли человека «ан-тропосом» не за его речевую способность, а за прямо-хождение, которое существенно старше и в то же время представля­ет собой важную предпосылку для развития языка. Прямохождение освобождает руки от задач поступательного движения и освобождает зрение от задач хватания, а также сопровождается увеличением объ­ема мозга, развитием функциональной асимметрии мозга, опущением гортани и развитием голосового аппарата и слуха. Все эти изменения оказали решающее влияние на возникновение речи1.

Речевая способность является врожденной; но ее развитие — след­ствие человеческой способности к коммуникации и культуры. Ни одно слово, ни одно грамматическое правило определенного языка не явля­ются врожденными, «но только способность в принципе составлять и образовывать слова, грамматические конструкции и предложения»2. Как показывают исследования Каспара Хаузера «диких детей», дети могут вырасти вне человеческого сообщества, но если они не научи­лись языку, то позже они уже не смогут выучиться говорить3. Иссле­дования мозга также подтвердили, что в первые годы после рождения происходят процессы обучения речи и восприятию, и позже их уже невозможно компенсировать4.

Заложенная в человеческом теле универсальная речевая способ-.«. ность привела не к образованию единого языка, а к развитию разно-> образия языков. Существующие на сегодня примерно 6 тыс. языков

Глава 10. Язык между всеобщим и частным

181

возникли в скрещивании этой общей речевой способности с различны­ми географическими, культурными и социальными контекстами. Для антропологии из этой ситуации следуют три вопроса: Каково отноше­ние между человеческим телом, отмеченным универсальной речевой способностью, и особыми культурными процессами обучения, в ходе которых человек учится говорить на исторически сложившемся язы­ке? Каково отношение между универсальной речевой способностью и исторически развившимися отдельными языками, вне которых не су­ществует языка как такового? Каково взаимодействие между мышле­нием и языком, речью, передачей информации и самовосприятием?

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Глава 10 ЯЗЫК МЕЖДУ ВСЕОБЩИМ И ЧАСТНЫМ: