<<
>>

Специфика деловой этики.

Особым проявлением профессиональной этики выступает деловая этика. Часто, как идентичные, употребляются понятия "экономическая этика", "предпринимательская этика", "этика бизнеса", "этика рынка" и др.
Поэтому понятия "деловой человек" и "предприниматель", "бизнесмен" мы будем использовать как тождественные.

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функций; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных ре-зультатов труда. Рынок — это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Проблема соотношения экономики и нравственности — древняя проблема. Еще Аристотель, разрабатывая свою систему этики в этом аспекте, советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что "делание денег", накопительство, богатство подлежат моральному осуждению: деньги — это от дьявола. Формирование новых экономических отношений в Европе в XVI в. — капитализма, эпохи промышленников — тесно связано с возникновением протестантизма. Отрицая средневековые установ-

ки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Стремление к прибыли и к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Идея о том, что нравственные люди непременно будут удачливы в предпринимательстве, а хорошие дельцы — непременно хорошие в этическом отношении, составила важное измерение сложившейся при капитализме экономической ситуации. Капитализм обеспечил моральную правомочность "делания денег".

Россия, как преемница православной культуры, представляет в этом плане костную структуру.

Становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для этого большинства очевиден только один результат реформ — глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Причин недовольства несколько, но наиболее значимы — две, социального и идеологического характера: 1) отсутствие привычки работать: получать средства для жизни за счет своих личных способностей; 2) новая волна христианизации Руси: православная доктрина проповедует нестяжательство, непритязательность, довольство малым. Деньги, по-прежнему, рассматриваются как антитеза нравственности. Но на данном этапе эта идеология часто используется не как убеждение, а как оправдание своей несостоятельности в новых экономических условиях.

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хороший бизнес, т. е. соблюдение определенных моральных норм снижает степень предпринимательского риска. Девизом европейского бизнеса является высказывание: "частная собственность должна быть честной". Честность и справедливость — наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отношений. Однако в каждом обществе в конкретную эпоху эти принципы приобретают свои специфические очертания. В наших условиях на современном этапе актуальна задача формулировки норм цивилизованного предпринимательства.

<< | >>
Источник: Коробкова С. Н.. Этика делового общения: Текст лекций / СПбГУАП. СПб.,2001. 32 с.. 2001

Еще по теме Специфика деловой этики.:

  1. Специфика делового общения
  2. ИМИДЖ
  3. Коробкова С. Н.. Этика делового общения: Текст лекций / СПбГУАП. СПб.,2001. 32 с., 2001
  4. Специфика деловой этики.
  5. Особенности административной этики
  6. производственная этика
  7. Приемы ориентировки в речевой ситуации деловой беседы
  8. Тема 3. «Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера»
  9. IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА"
  10. 4.2. Этика журналиста
  11. Логика, прагматика и этика диалога
  12. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи
  13. § 3. Пределы (границы) осуществления субъективных гражданских прав
  14. Формирование культуры организации и принципы управления
  15. Бизнес как школа свободы: простые критерии