<<
>>

ГЛАВА 184 |0 ДУШЕ] «Всякая душа является или божественной, или 

изменяющейся от разумения к неразумению, или средней между ними».

Закончив свои рассуждения о разумах, [философ], установивший три группы разумов (божественный разум, разум лишь в себе и разумная сущность), в дальнейшем в отношении души придерживается того же порядка, ибо он говорит, что божественная душа является всеобщей, первичной и связанной с разумностью и божественностью и что она совершенно подобна богу и разуму.

И далее, есть меняющаяся наша душа, связанная иногда с уразумением, а иногда с неразумением, как бы отвергая разумение. А между этими имеется иная, средняя душа, навечно связанная с разумом, неменяющаяся, каковы души Солнца и остальных сущностей, подобных ему.

ГЛАВА 185 (О ДУШАХ]

«Все божественные души являются богами душевно, а все причастные к божественным разумам суть вечные спутники божеств, а все подверженные изменению только иногда являются спутниками божеств».

В данном, весьма содержательном, положении [философа] говорится о том, что имеются божественные души, вечно связанные с разумом и единичностями. И да- лее, имеются души, слившиеся лишь с разумами, но вечно сопутствующие божественным душам (как, например, души неба и всего небесного). С другой стороны, есть души, которые иногда сопутствуют божественным душам, каковы человеческие души.

ГЛАВА 186 [ОБ ОТДЕЛИМОСТИ ДУШИ ОТ ТЕЛА|

«Всякая душа является бестелесной сущностью и отделима от тел» 206а.

Это положение совершенно отмежевывает душу от телесных сущностей и родов и полагает ее как состоящую целиком из бестелесных частей. [Философ] говорит, что так как душа является обратно возвращающейся к самой себе, то она бестелесна, ибо всякая бестелесная сущность возвращается к себе. А что же значит возвращаться к себе? Это значит познать свою сущность и самость. Ибо душа ищет свою сущность и находит ее в двух видах: или в своей причине, или в самой себе.

Но [душа], находящаяся в причинах, является лучшей, чем душа, находящаяся в самой себе, ибо всякое знание доказательств является знанием причин и первоначал. А тела самим своим существованием не интересуются своим бытием и не возвращаются к себе. Но если [тело] возвращается к себе, то [лишь] благодаря душе и разуму, как эта обожествленная сфера неба; и далее, [душа] не является так же неотделимой от тел, как энтелехия Стагирита, о чем в первых схолиях было подробно изложено.

ГЛАВА 187 [О НЕТЛЕННОЙ ДУШЕ]

«Всякая душа непреходяща и нетленна».

Изучи: сущность души всецело выше последующих и меняющихся страстей, ибо не благодаря телесным элементам составлено бытие души и также не благодаря телесной качественности [душа] претерпевает что-либо и изменяется, как все это наблюдается среди составленных.

Ибо она совершенно неспособна в какой-либо мере освоить телесный аффект. Ибо если в какой-либо мере принимает она рассеянный вид чувственного, то ей достается в удел полное уничтожение своей сущности. Ибо в какой мере что-либо само подчиняет свою самость своим чувствам, в такой же мере овладевает им полная изменяемость и разложение, как это созерцается в отношении тела животных. И далее, [души] не нуждаются в субстратах в отличие от аристотелевских энтелехий, а находятся выше страстей, подверженных разложению и изменению.

ГЛАВА 188 [ЖИВОЕ И ЖИЗНЬ]

«Всякая душа есть жизнь и живое, ибо в чем присутствует душа, то но необходимости живет».

Изучи это положение о том, что душа является причиной и источником жизни, и где проявляется, там или оживляет, или она как бы предоставляет лишь индалмы, что не является полной жизнью, как растение и все подобное этому. Ибо индалмы — не свойства души, а как бы тень и остаток ее самости. И далее, живое и жизнь — не одно и то же. Ибо живое приобщением к жизни делается лишь жизненным, и не возвращается к себе, и не ищет свои свойства и свою сущность. А жизнь является возвращающимся к себе и ищущей свою сущность, которая и есть душа.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 184 |0 ДУШЕ] «Всякая душа является или божественной, или :

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  3.   Глава девятая О «ДУШЕ»
  4. ГЛАВА 113[О ЧАСТИЧНОМ РАЗУМЕ И ДУШЕ] [О БОЖЕСТВЕННЫХ ЧИСЛАХ]
  5. ГЛАВА 133 [О ЗНАЧЕНИИ СРЕДИННЫХ]
  6. ГЛАВА 180 [О ЦЕЛОМ]
  7. ГЛАВА 184 |0 ДУШЕ] «Всякая душа является или божественной, или 
  8. ГЛАВА 210 [О ФОРМЕ НОСИТЕЛЯ ДУШИ]
  9. глава x
  10. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  11. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  12. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  13. Глава двадцать первая. Правосознание и религиозность
  14. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
  15. Глава VIII Владимир Соловьев