АЛЬБИН
579
19*
- Ср.: Государство VII 525 Ь - 526 с. - 445.
14 Платон не употребляет слова hyle для обозначения материи, как это делает Альбин, заимствовавший его у пифагорейца Тимея Локрского (Platonis Dialogi, ed.
Hermann, vol. VI. Timaeus Locrus, p. 407, 94 b; далее — Tim. Locr.) и Аристотеля. О материи у Аристотеля и сравнении его понимания материи с платоновским см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Мм 1975 с. 56-68.- 447.Здесь дается ряд терминов по «Тимею»; см.: 50 с, 51 а, 49 а, 52 d, 50 d. Подробнее о материи в этом диалоге см. в статье А. Ф. Лосева к «Тимею» (Платон. Соч., т. З, ч. I, с. 656 — 657). — 447.
16 О божественном образце см.: Государство VI 500 е. В «Тимее» Платон называет создателя космоса демиургом, т. е. мастером. Подробнее об этом см.: Платон. Соч., т. З, ч. I, с. 652—656.— 447.
,г Для Платона идеи не составляют мышления бога. Они сами божественны, а «идея идей», т. е. предельное обобщение идей, тождественна божеству. Что касается настоящей трактовки, то здесь заметно влияние неоплатонической философии и терминологии. — 447.
- Ср. учение Анаксагора, у которого Ум — Нус имел все функции божества. — 448.
- Вся дальнейшая характеристика ума (3—8) связана с представлениями Аристотеля об уме-перводвигателе (см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики.., с. 44—52), получившими дальнейшую неоплатоническую разработку. — 449.
- Альбин буквально цитирует «Тимея» (29 е). — 451.
- См.: Тимей 30 а, 32 Ь.- 451.22 См. там же 32 е.- 452.
23 См. там же 31 Ь.- 452. 24 См. там же 31 е.— 452.
25 См. там же 33 а.- 452. 26 См. там же 33 Ь.- 452.
27 См. там же 34 а.- 452. 28 Ср.: Tim. Locr. 98 d.- 452.
- См.: Тимей 56 ab. - 452.
- Тимей 55 с; ср.: Tim. Locr.98 е. — 453.
- Физиками, или фисиологами, именовали в Древней Греции натурфилософов, или философов природы (от древнегреч. physis— природа). Гераклит (VI в.) из Эфеса в Ионии — один из основателей диалектики. См. также прим. 24 к с. 285. — 454.
- См. Тимей 30 be, где в оригинале ennoyn(«мыслящий»), а не поегоп,— термин, обычно употребляемый неоплатониками. — 454.
- О распределении сфер и планет см.: Тимей, прим. 48. — 455.
- Тимей 41 е. Образ колесницы встречается также в «Федре» при описании судьбы душ (246 be). — 456.
- Подробности об элементах, или стихиях (древнегреч. stoi- cheia), см.: Тимей, прим. 39 и 40.— 357
- Еврипид. Медея 1078-1079. - 461.
- Стихи из недошедшей трагедии Еврипида «Хрисипп». Фиван- ский царь Лаий похитил Хрисиппа, сына Пелопса, за что навлек на себя и свой род проклятие богов. Известна страшная судьба сына Лаия Эдипа и его детей. См. также изложение мифа у Гигина (Hygini,fab. 85).- 461.
- В «Федоне» приводятся четыре доказательства бессмертия души (70 с - 107 Ь). - 461.
- См.: Федон 72 е - 73 а. - 462.
- См.: Федр 245 с - е. - 462.
- Концепция рока, или судьбы, нигде подробно не изложена Платоном. См. ряд мест: Федр 255 Ь, Федон 115 а, Государство X 617 b— 619 е. О выборе жизненного жребия душами, готовыми появиться в мире, см. прим. 8 к с. 358. — 463.
- Еврипид. Финикиянки 19. — 463.
- Здесь Альбин использует аристотелевские термины «потенция»,или «возможность» (dynamis),n«действительность» (energeia) (в настоящем переводе возможное и действительное). — 464.
- См.: Федон 66 Ь. См. также Федр 249 а, где говорится о перевоплощении души человека, искренне возлюбившего мудрость. — 464.
- Законы 631 Ь. - 465.
- См. наст, изд., Евтидем 281 d. — 465.
- См.: Государство, кн. I и X. — 465.
- См.: Теэтет 176 ab. — 466.
- См.: Государство X 613 а.- 466.50 Федон 82 ab.- 466.
51 Древнегреч. phronesis; см. наст, изд., Определения 411 d, «Разумность». — 467.
2 Древнегреч. andreia; см. наст, изд., Определения 412 а.— 467.
- Древнегреч. dicaiosyne; см.: Государство IV 443 de, а также наст, изд., Определения 411 de. — 467.
- Мысль, не раз высказываемая Сократом в платоновских диалогах, например в «Горгии»: «...если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить» (469 с). Этой теме посвящена беседа Сократа с Полом и Каллик- лом (см. там же 474 b— 509 а). См. также: Критон 49 с — е.— 470.
65 См.: Государство IX 583 е. - 471.
- См. наст, изд., Определения 413 ab. — 472.
- См. там же 413 с. - 472.
- Идеальны, по Платону, государства, основанные на «беспред- посылочном начале»; это начало есть абсолютное благо, которое само себя обосновывает и символически выражено в образе солнца. См.: Государство VI 510 Ь, 511 Ь, 509 а, прим. 23, а также II 371 b— 372 с, 373 а - 374 d, VIII 544 а - 548 d. - 473.
- Там же III 412 b- 417 b, VI 484 а - 485 а. - 473.
- См. там же VIII 544 е - 545 с и 545 с - 548 d, 555 b- 558 с, 550 с - 553 а, 562 а - 564 с. - 474.
- См.: Письма VII и VIII.- 474.
- Законы I 628 cd, 635 е, XI 918 с, 919 Ъс.-474.
- См.: Софист 231 d; наст, изд., Определения 415 с, а также прим. 4 к с. 67.- 474.64 Софист 254 а. - 474.