<<
>>

[О КРУГОВРАЩЕНИИ]

 

«Все эмапирующее из чего-то но сущности возвращается к тому, из чего эманирует». Философ говорит, что все эманирующее стремится обратно к тому, из чего эманирует, ибо в последнем имеет оно причины своего бытия, но если [эманирующее] не стремится обратно к причине своего бытия, то это значит, что оно не желает и своего собственного бытия.

А если желает оно своего бытия, то имеет влечение и к своей причине. А стремясь к своим причинам и началам, оно желает блага. Но всякое вожделеющее и желающее является возвращающимся к предмету своего желания, ибо желание желающего направлено к желаемому и вожделение вожделеющего — к предмету вожделения, обращено к нему и жаждет его, как это наблюдается в небе и планетах. Ибо желание их неугасимо, и предмет их желания неодолим по своей безграничности, и свет цветов того желаемого неомрачим, и неомрачимо вожделение в их желании. Ибо вожделение есть не что иное, как усиление воли, желания. Но всякая воля и всякое желание лишь тогда являются желанием и волей, когда не в чем их уличить дискурсивному выбору души. И если какому- нибудь желанию и воле не сопутствуют убывание и прилив, то это нельзя назвать ни волей, ни желанием, а скорее — унижающей страстью, своим вмешательством разлагающей действия, свою же драматургию 103, ибо всякое идолостре- мительное желание разлагается от своего же зла.

«Поэтому все стремится к благу и достигает его через ближайшую к себе причину». Это означает, что все желает благо и сверхблаго, но достигает его через ближайшую причину, что можно уразуметь на примерах: ведь небо через душу стремится к разуму, а через разум стремится к тому, что выше разумов, к истинно сущему, а через истинно сущее — к богу богов и к единому единых.

«Ибо от чего бытие для каждой вещи, от того и благо, а от чего благо,— к тому прежде всего и стремление, а к чему прежде всего стремление, к тому и возвращение». Видишь этот золотой цветок, золотое сплетение доказательств. [Прокл] говорит: от кого исходит причина бытия, от того же происходит и благость, а от кого — благость, к тому же направляется желание, а где первое желаемое, туда же и первое обращение и возвращение.

Знай, что иным для нас является обращение и иным — возвращение. Обращение является как бы лишь намерением, а возвращение предполагает двоякое: [источник и причину]. Ибо, где было начало, туда же и возвращение, а причиной возвращения к своим началам является вожделение. Через вожделение сущее стремится обратно к порядку красоты сверхсущего. Поэтому мы и относим к ряду вожделения силы и ангелов как возносящих и возвышающих от нищеты к богатству Отца, как говорит Сократ Диотиме 104. Ибо анагогией 105 душ считал он вожделение их к Отцу, так как этим блаженным вожделением вожделеет сущее к Отцу бытия.

 

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме [О КРУГОВРАЩЕНИИ]:

  1. о субстанции и о разнообразии светил 
  2. ЭПИКУР 
  3.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  4.   «ДЕЙСТВЕННОСТЬ РИТУАЛА» 
  5.                 175 О ЧУДЕСНОМ БОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ ПРИ СОТВОРЕНИИ МИРА И ЭЛЕМЕНТОВ 
  6.   Книга I
  7. [О КРУГОВРАЩЕНИИ]
  8. [СХОДСТВО КАК ОСНОВА КРУГОВРАЩЕНИЯ]
  9. [КРУГОВРАЩЕНИЕ ПО ПРИРОДЕ]
  10. ГЛАВА 197 [О ЖИЗНЕННОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОСТИ ДУШИ]
  11. ЛИСИД
  12. Сократ, Тимей, Критий, Гермократ
  13. политик   Сократ, Феодор, Чужеземец, Сократ-младший
  14. Клиний, Афинянин, Мегилл