ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Бог — бессмертное существо, довлеющее себе в блаженстве: он — вечное бытие, причина рождения природы блага.
Становление — движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть.
Солнце — небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же [существами] от утренней до вечерней зари; это — звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее. ь
Время — движение Солнца, мера пути.
День — путь Солнца от восхода к закату, свет, противоположный ночи.
Заря — начало дня, первое сияние, исходящее от Солнца.
Полдень — время, в которое тени, отбрасываемые телами, достигают наименьшей длины.
Вечерняя заря — конец дня.
Ночь — тьма, противоположная дню, похищение Солнца.
Судьба — путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния.
Старость — убыль одушевленности, совершающаяся с с течением времени.
Дыхание — движение воздуха вокруг Земли.
Воздух — элемент, все движения которого в пространстве естественны.
Небо — тело, охватывающее собой все чувственные вещи, кроме самого высшего воздуха.
Душа — то, что само себя движет, причина жизненного движения существ.
Потенция — самодовлеющая творческая сила.
Зрение — способность различать тела.
Кость — мякоть мозга, уплотненная теплом.
Элемент — то, что объединяет и разъединяет все сложное.
d Добродетель — наилучшее состояние [души], свойство смертного существа, достойное хвалы само по себе; предрасположенность считать благом то, чем обладаешь; справедливое отношение к законам; состояние, заставляющее крайне серьезно говорить о предмете беседы; состояние, направленное на благочиние.
Разумность — самодовлеющая творческая потенция, направленная к счастью человека; знание добра и зла; состояние, помогающее судить о том, что следует и чего не следует делать.
Справедливость — умиротворенность души в самой е себе и упорядоченность частей души как друг по отношению к другу, так и в целом; распределительная способность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избирает кажущееся ему справедливым; способность подчиняться в жизни закону ; равенство в общежитии; способность повиноваться правильным законам.
Рассудительность (sophrosyne) — воздержность души по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям; слаженность и уравновешенность души в отношении естественных радостей и печалей; гармоничность души в деле руководства и подчинения; самодовлеющее действие в соответствии с природой; стройность души; логическая связность души в вопросах прекрасного и постыдного; способ- 412 ность, благодаря которой тот, кто ею обладает, с осторожностью избирает что нужно.
Мужество — способность души не поддаваться страху; воинская отвага; знание воинского дела; стойкость души перед лицом страха и опасности; смелость, полезная разуму; бесстрашие в ожидании смертного часа; охранительная способность к правильным умозаключениям в опасности; сила, уравновешивающая опасность; сила, укрепляющая в доблести; умиротворенность души в отношении вещей, представляющихся на основе верного рассуждения ужасными и дерзновен- ь ными; избавление от смутных представлений относительно опасности; воинская опытность; стойкость в исполнении закона.
Выдержка (egcrateia) — способность быть терпеливым в печали; следование правильному суждению; неодолимая сила истинного убеждения.
Самодовление (autarceia) — совершенство в обладании благами; способность, благодаря которой ее обладатели управляют сами собой.
Хладнокровие — умаление справедливости и пользы; умеренность при договоренностях; логическая упорядоченность души в отношении к прекрасному и постыдному.
Терпеливость (carteria) — выносливость в печали с во имя прекрасного; выносливость в трудах ради прекрасного.
Отвага — отсутствие ожидания зла; неустрашимость перед лицом наступившего зла.
Беспечальность — способность не впадать в печаль.
Трудолюбие — способность завершить избранное дело; добровольная терпеливость; безупречная способность к труду.
Совестливость (aidos) — добровольный отказ от дерзости, явно справедливый и направленный к наилучшему; добровольное восприятие наилучшего; стремление избежать справедливого порицания.
Свобода — власть над жизнью; независимость во d всем; возможность жить по-своему; щедрость в использовании имущества и владении им.
Бескорыстие — должное отношение к наживе; должное приумножение имущества и владение им.
Кротость — усмирение гневных порывов; симметрия частей души.
Скромность — добровольная уступка тому, что представляется наилучшим; упорядоченность движений тела.
Блаженство (eydaimonia) — благо, составляющееся из всех благ; самодовлеющая способность хорошо жить; совершенная добродетель; самодовлеющая полезность живого существа.
Величие (megaloprepeia) — чувство собственного достоинства, основанное на особой возвышенности суждения.
Проницательность — одаренность души, благодаря которой ее обладатель точно судит о том, что подобает каждому; острота ума.
Порядочность — искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера.
Калокагатия (calocagathia) — способность избирать наилучшее.
Великодушие — утонченное использование обстоятельств; величие души, соединенное с разумом.
Человеколюбие — удобоуправляемое свойство характера любить человека; способность людей к добрым делам; благожелательное отношение; памятливость, направленная к благодеянию.
Благочестие — справедливое отношение к богам;
413 добровольная склонность к служению богам; правильное представление о почитании богов; знание того, как надо почитать богов.
Благо — то, что существует ради него самого.
Свобода от страха — состояние, позволяющее не бояться.
Бесстрастие — состояние неподвластности волнениям.
Миролюбие — спокойствие перед лицом воинственной враждебности.
Легкомыслие — беззаботность души; бесстрастие и негневливость.
Изобретательность — настрой на достижение своей цели.
Дружба — единомыслие относительно прекрасного и справедливого; свободный выбор сходной жизни; согласованность мнений относительно свободного выбора и действий; единомыслие относительно образа жизни; ь доброжелательное общение; соучастие в благих делах и в испытаниях.
Благородство — добродетель возвышенного нрава; восприимчивость души к словам и делам.
Выбор — правильная проверка.
Доброжелательство [выбор] — привязанность человека к человеку.
Родство — родственные отношения.
Единомыслие — одинаковое отношение ко всему существующему; созвучие мыслей и восприятий.
Любовь (agapesis) — совершенное признание.
Искусство государственного правления — знание прекрасного и полезного; творческое знание справедливости в государстве.
Товарищество — привычная дружба, бывающая среди ровесников.
Благомыслие (eyboylia) — врожденная сила суждения.
Вера (pistis) — правильное восприятие вещей такими, какими они представляются самому человеку; постоянство нрава.
Правдивость — способность утверждения и отрицания; знание истинного.
Воля — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением; благоразумное стремление согласно природе.
Совет — предшествующее действию другого человека указание относительно того, каким образом следует поступить.
Своевременность — успешное использование момента, удобного для действий или испытаний.
Осторожность — избегание зла; забота о безопас- а ности.
Порядок — единообразие в устройстве всех взаимо- соотносящихся вещей; соразмерность во взаимоотношениях; причина упорядоченности всех взаимосвязей [в познании].
Внимание — устремленность души к познанию.
Одаренность — быстрота в учении; врожденная доброкачественность; природная добродетель.
Понятливость — одаренность души, помогающая быстрому восприятию.
Закон — решение спорных дел, осуществляемое властью.
Правый суд — решение спора о справедливом и несправедливом.
Законность — повиновение правильным законам.
Хорошее настроение — радость по поводу дел благоразумного человека.
Почесть — дарование благ, обретаемых путем доблестных свершений; добрая слава, уготованная добродетелью; форма величия; соблюдение доброй славы.
Усердие — настойчивость в выборе образа действия.
Милость — добровольное благодеяние; плата добром за добро; своевременная услуга.
Единодушие — единство мнений у правителей и подчиненных по поводу того, как надо править и подчиняться.
Государство — общность множества людей, достаточно сильная для процветания; узаконенное сообщество многих людей.
Предусмотрительность — готовность к определен- 414 ным будущим событиям.
Совещание — рассмотрение будущих событий, как они произойдут.
Победоносность — сила, одолевающая в борьбе.
Сообразительность — сила и ясность суждения о мыслимом предмете.
Дар — обмен любезностью.
Благовременье — лучшее время для обретения пользы; время, содействующее благу.
Память — способность души сберегать хранящуюся в ней истину.
Здравомыслие (ennoia) — стройность мысли.
Мышление (noesis) — первоначало знания.
Священная чистота — воздержание от погрешений в отношении богов; врожденная почтительность в служе- Ь НИИ богу.
Прорицание — знание, проясняющее дело без доказательства.
Искусство прорицания — умозрительное знание того, что происходит и может произойти со смертным существом.
Мудрость — беспредпосылочное знание; знание вечных вещей; умозрительное знание причины существующего.
Философия — постоянная жажда знания бытия; способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением.
Знание (episteme) — восприятие души, в отношении которого рассудок (logos) бессилен; способность воспри- с ятия какой-либо вещи или многих вещей, не подвластная рассудку; истинное рассуждение (logos), непоколебимо закрепленное в разуме (dianoia).
Мнение (doxa) — восприятие, поддающееся воздействию рассудка; стремление разума (logistice phora); мысль (dianoia), впадающая под влиянием рассуждения (logos) то в ложные представления, то в истинные.
Ощущение (aisthesis) — стремление души; движение ума; сообщение, делаемое телом душе и направленное к пользе людей: из него рождается в душе внеразум- ная (alogos) познавательная способность, исходящая от тела.
Опытность (hexis) — навык души, помогающий нам определять качества людей, d Звук — истечение из уст, вызванное размышлением.
Речь (logos) — звук, воспроизводимый в письме и обозначающий каждую существующую вещь; гово- рение (dialectos), состоящее из имен и глаголов без напевности.
Имя — неделимая часть речи, истолковывающая обозначенное согласно его сущности, а также толкующая все то, что не имеет собственного названия.
Речение (dialectos) — человеческий голос, воспроизводимый в письме, и некий общий толковательный знак, без напевности.
Слог — воспроизводимый в письме член человеческой речи.
Определение — предложение (logos), состоящее из родового и отличительного признаков.
Свидетельство — доказательство того, что неясно.
Доказательство — истинное рассуждение, основанное на умозаключениях; доказательное рассуждение на основе предвидения.
Звуковой элемент — неделимый звук речи; первопричина, в силу которой прочие звуки являются звуками.
Полезное — причина благоденствия; причина блага.
Выгодное — годящееся для блага.
[Прекрасное — благо].
Благо — причина благополучия живых существ; причина всего, что направлено само на себя; то, из чего проистекает все, долженствующее быть избранным.
Мудрое (sophron) — украшение души.
Законное — упорядоченность закона, способная творить справедливость.
Произвольное — то, что вызывает само себя; изби- 415 раемое само собою под воздействием завершенной мысли (dianoia).
Свободное — повелевающее собой.
Умеренность — середина между избытком и недостатком, коя довлеет себе благодаря искусству.
Мера — середина между избытком и недостатком.
Награда — воздаваемая добродетели почесть, к которой стремятся ради нее самой.
Бессмертие — одушевленное бытие и вечное пребывание.
Благочестивое — почитание божества, ему угодное.
Празднество — время, священное согласно законам.
Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi).
Жертвоприношение — принесение жертвы богу. b
Молитва — обращенная к богам просьба людей о благах или о том, что представляется благом.
Царь — согласно законам, неограниченный властитель; распорядитель государственного устройства.
Правление — забота обо всем.
Власть — опека (epitrope) закона.
Законодатель — творец законов, согласно которым должно управляться государство.
Закон — государственное постановление большинства, не ограниченное определенным временем.
Основоположение — принцип, не требующий доказательств; итог рассуждения.
Постановление — общественное решение, не ограниченное определенным временем.
Государственный муж (politicos) — человек, сведущий в управлении государством.
Город — место обитания множества людей, подчиняющихся общим постановлениям; масса людей, живущих по одному и тому же закону.
Гражданская добродетель — установление правильного государственного устройства.
Воинское искусство — опытность в войне.
Военный союз — сообщество для войны.
Безопасность — предотвращение вреда.
Тиран — правитель, руководящий городом по своему разумению.
Софист — охотник за благородными и богатыми молодыми людьми, состоящий у них на жалованье, d Богатство — имущество, достаточное для благополучной жизни; изобилие средств, направленное на укрепление счастья.
Вкладу внесенный на хранение — даяние, основанное на доверии.
Очищение — отделение худшего от лучшего.
Побеждать — одолевать в споре.
Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром.
Воздержный — обладающий умеренными страстями.
Владеющий собой — тот, кто с помощью правильного суждения одолевает противоборствующие части души.
Порядочный человек — абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью, е Тревога — печальная мысль, не имеющая под собой разумного основания (logos).
Невосприимчивость — медлительность в учении.
Деспотия — справедливая неподотчетная власть.
Пренебрежение к философии — состояние человека, ненавидящего рассуждения.
Страх — душевное потрясение, вызванное ожиданием беды.
Гнев (thymos) — резкая вспышка без рассуждения (logismos); возмущение порядка неразумной (alogistos) души.
Потрясение — страх из-за ожидания беды.
Лесть — отношение, направленное на удовольствие, но лишенное высшего блага; общительность, направленная на удовольствие, но преступающая меру.
Злоба (orge) — побуждение страстной части души к мести.
Дерзость (hybris) — несправедливость, ведущая к бесчестью.
Невоздержность — неудержимое влечение (вопре- 416 ки правильному суждению) к тому, что мнится приятным.
Вялость — избегание трудов.
Трусость — препятствие для настойчивости.
Первоначало (arche) — первичная причина бытия.
Клевета — внесение разлада между друзьями с помощью слова.
Благоприятное время — момент, в какой должно испытывать или совершать все, приносящее пользу.
Несправедливость — презрение к законам.
Нужда — недостаток благ.
Стыд — страх перед ожидаемым бесчестьем.
Хвастовство — притязание на благо или блага, которыми не обладаешь.
Погрешность — действие, противоречащее правильному рассуждению.
Зависть — огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом.
Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.
Наглость — чрезмерная и неположенная отвага перед лицом страхов.
Честолюбие — душевное состояние расточительности, ведущей ко всевозможным неразумным расходам.
Дурные задатки — врожденная порочность нрава и природный изъян; врожденный недуг.
Надежда — ожидание блага.
Неистовство (mania) — состояние, губительное для здравого восприятия.
Болтливость — неразумная безудержность речи.
Противоположность — наибольшее расхождение, какое случается у однородных вещей в связи с каким-либо видовым отличием.
Невольное — то, что совершается помимо разума (dianoia).
Обучение — способ попечения о душе.
Воспитание — передача выучки.
Законодательное искусство — умение создать хорошо организованное государство.
Внушение — наставительное слово, основанное на убеждении; речь, произносимая для отвращения от проступка.
Помощь — препятствие для существующего или. возможного зла.
Кара — лечение души, совершившей проступок.
Потенция — мощь в деле и слове; способность, обладатель которой могуществен; природная сила.
Спасать — оберегать кого-либо от вреда.