<<
>>

[О САМОПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ)

-«Всякий разум имеет и сущность, и потенцию, и энергию свои».

Пойми, познающий, необычайные положения! [Философ] говорит, что сущность, и сила, и действие в разуме сочетались с вечностью [своей] неподвижностью.

Ибо все пребывающее в вечности, если пребывает всецело, неподвижно. Так как ни потенция его не подвергается ни прибавлению, ни убавлению, ни действие его не составляется из прибавлений, а пребывает оно в своей тождественности и действует но отношению к себе, и созерцает себя. Ибо в самом себе содержит оно всякое познаваемое, и, познавая свою самость, познает все, а, познав свою самость, познало свое познаваемое. И поэтому не являются разными познающий и познаваемое, а познающий есть познаваемое, и познаваемое есть познающий. Л между познаваемым и познающим находится сама его сущность.

Всмотрись! Философ говорит, что при познании мы имеем троякое: познающий, познаваемое и между ними разум. При познании же разумов в себе дело обстоит не так, ибо такое познание само является и познающим, и познаваемым и не расчленяется, как это имеет место при познании душой, которое трояко. Л ты, познающий, посмотри, как здесь составлены доказательства.

ГЛАВА 170 [О ПОЗНАНИИ РАЗУМОМ И ДУШОЙ)

«Всякий разум познает все сразу. При этом не допускающий причастности себе и первый разум познает все просто».

193

7 И. Петрици

Это положение говорит, что так как всякий разум в вечном утвердил как свою сущность, так и действие, то он познает не через прибавление и последовательно, а в единстве, т. е. одновременно по отношению ко всему, а не как сущность души — последовательно, усматривая первое и последующее, прошедшее и будущее. Познающий же в этой сфере подобно душе связан с движением, ибо сущность души в вечном движении познает все, это же означает движение познания от этого к тому и от последующего к дальнейшему. Л разуму в неподвижности и вечности даны

и его сущность, и его действие, и он все познает единообразно и невременно, а не переходя от этого познаваемого к тому, как делает душа при познании, протекающем во времени. Всеобщий же разум познает всеобщее познаваемое соответственно своей сущности, а частичные разумы познают частично, как то и соответствует их сущности.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме [О САМОПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ):

  1. 2. Обыденное и идеологическое познание
  2. 11.2. Самопознание и самооценка личности.
  3.   § 39. Субъект и объект познания  
  4. [О САМОПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ)
  5. 1.3. Роль favepov и dfaveq в процессе познания: иерархия чувственных восприятий как основа перевода неявного в явное
  6. 1.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
  7. Истина как цель познания, особенности социального познания
  8. Сознание и познание
  9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.
  10. §3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества
  11. Глава V Познание
  12. 9.САМОПОЗНАНИЕ
  13. Ценность и оценка
  14. Жан Жак Руссо