<<
>>

3. [МЫСЛЬ, РЕЧЬ, ДЫХАНИЕ]

  Ерихадараньяка-упанишада, I, 5
    1. Этих трех создал он[149] для себя — мысль, речь, дыхание, их создал он для себя. «Моя мысль была в другом месте, я не видел. Моя мысль была в другом месте, я не слышал». Ибо с помощью мысли видят, с помощью мысли слышат. Желание, замысел, сомнение, вера, неверие, стойкость, нестойкость, стыд, мудрость, страх — все это лишь мысль. Поэтому, если прикоснуться к спине кого-либо, он узнает это с помощью мысли.
      Все звуки, какие только бывают, это лишь речь. Она дошла до конца [150], она не [дошла]. Прана, апана, вьяна, удана, самана — все это лишь дыхание. Поистине из этого состоит атман — он состоит из речи, он состоит из мысли, он состоит из дыхания.
    2. Они — три мира: речь — этот мир, мысль — мир воздушного пространства, дыхание — тот мир.
    3. Они — три Веды: речь — Ригведа, мысль — Яд- журведа, дыхание — Самаведа.
    4. Они — боги, предки, люди: речь — боги, мысль — предки, дыхание — люди.
    5. Они — отец, мать, дети: мысль — отец, речь — мать, дыхание — дети.
    6. Они — познанное, долженствующее быть познанным и непознанное. Познанное есть облик речи, ибо речь есть то, что познает. Речь, став этим, помогает ему [151].
    7. Долженствующее быть познанным есть облик мысли, ибо мысль есть то, что должно быть познано. Мысль, став этим, помогает ему.
    8. Непознанное есть облик дыхания, ибо дыхание есть то, что не познано. Дыхание, став этим, помогает ему.
    9. Земля — тело этой речи. Этот огонь — [ее] светящийся облик. Сколь велика речь, столь велика и земля, столь велик и этот огонь.
    10. Далее. Небо — тело этой мысли. То солнце — [ее] светящийся облик. Сколь велика мысль, столь велико и небо, столь велико и то солнце. Они сочетались. От них родилось дыхание. Оно — Индра. Оно не имеет соперников. Соперник — некто другой. Не имеет соперников тот, кто знает это.
    11. Далее. Воды — тело этого дыхания. Та луна — [его] светящийся облик. Сколь велико дыхание, столь велики и воды, столь велика и та луна. Все они равны между собой, все бесконечны. Тот, кто почитает их как конечных, обретает конечный мир. Тот, кто почитает их как бесконечных, обретает бесконечный мир.

 

<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 3. [МЫСЛЬ, РЕЧЬ, ДЫХАНИЕ]:

  1. Почему одних выступающих слушают внимательно, иногда затаив дыхание, а других - в полуха? И говорят они на одном языке, но не одинаково
  2. 2.3. Качества грамотной речи
  3.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  4. 14. [МЫСЛЬ КАК ПЕРВОНАЧАЛО]
  5. 3. [О ЗНАЧЕНИИ ДЫХАНИЯ]  
  6. 8. [МЫСЛЬ]
  7.   [О ТРЕХ ФОРМАХ ОГНЯ: СОЛНЦЕ, ЛУНЕ И МОЛНИИ]  
  8.   Б. ИЗ БРИХАДАРАНЬЯКА-УПАНИШАДЫ
  9. 3. [МЫСЛЬ, РЕЧЬ, ДЫХАНИЕ]
  10. 2. [ТОЖДЕСТВО ДЫХАНИЯ И БРАХМАНА]
  11.   ТРИГРАММЫ  
  12. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫСЛИ ОТ МИФА
  13. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  14. Выразительность речи
  15. Логические и интонационномелодические закономерности речи
  16. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  17. § 15. Благозвучие речи.
  18. § 5. Типы и стили речи