<<
>>

2. [ЗРЕНИЕ И СЛУХ]

  Шатапатха-брахмана, I, 3, 1
27. Истинное — это зрение. Ведь истинное поистине зрение. Поэтому, если бы пришли сейчас двое споря- щих, [говоря]: «Я видел [это]!» — «Я слышал [это]!» — то именно тому, кто сказал: «Я видел [это]!» — поверили бы мы...
3.
[МЫСЛЬ И РЕЧЬ]
Шатапатха-брахмана, I, 4, 4
    1. Поистине разжигали этот огонь: «На разожженном [огне] хочу я совершить жертвоприношение богам!» В него бросают эти две первые жертвы, [посвященные] мысли и речи. Именно мысль и речь подобно упряжке доставляют жертву богам.
    2. Посредством того, что совершают [при жертвоприношении] молча, мысль доставляет жертву богам. Посредством того, что совершают, произнося слова, речь доставляет жертву богам. Поистине совершается и то и другое. Этим поистине насыщают их обеих, говоря: «Насыщенные, удовлетворенные, да доставят они обе жертву богам».

Шатапатха-брахмана, I, 4, 5
  1. Далее о том, как мысль и речь говорили: «Я хороша». Поистине мысль и речь сказали: «Я хороша!»
  2. Мысль сказала: «Я лучше тебя. Ведь не говоришь ты того, что не достигнуто мною. Так как ты подражаешь мне, следуешь мне, я лучше тебя!»
  3. Затем речь сказала: «Я лучше тебя. Ведь то, что знаешь ты, делаю я известным, делаю я понятным».
  4. Обе они пошли к Праджапати за решением. Он, Праджапати, вслед за мыслью сказал: «Поистине мысль лучше тебя. Поистине ты подражаешь мысли, следуешь ей. Поистине худший подражает лучшему, следует ему».

4. [ПРАВДА И ЛОЖЬ]
Шатапатха-брахмана, II, 2, 2
18. Поистине они, эти праны — огни. Прана и апана суть огни Ахавания и Гархапатья, въяна — это огонь Анвахарьяпачана.
19. Поистине служение этому огню — правда. Тот, кто говорит правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажженный жертвенный огонь. Так воспламеняет он этот огонь. Жар его все усиливается. С каждым днем он[34] становится более сильным. Далее. Тот, кто говорит неправду, подобен тому, кто изливает воду на жертвенный огонь. Так тушит он его. Жар его все уменьшается. Он[35] ослабевает изо дня в день. По^ истине должно поэтому говорить лишь правду.
5. [МЫСЛЬ И ПРАНЫ]
Шатапатха-брахмана, III, 2, 2
13. Поистине эти праны возникли из мысли, связаны с мыслью, быстры в решениях. Поистине Агни есть речь, Митра и Варуна — прана и апана, солнце — зрение, Вишвадева — слух. Поистине в этих божествах [36]совершено это жертвоприношение.
6. [МЫСЛЬ И РЕЧЬ]
Шатапатха-брахмана, III, 2, 4
11. Поистине мыслью направляется 7 речь. Поистине эта мысль предшествует речи: «Говори так! Не говори этого!» Невнятной стала бы речь, если бы не было мысли. Поэтому говорят: «[Речь] направляется мыслью».
7. [РЕЧЬ]
Шатапатха-брахмана, IV, 1, 3
16. Та четверть — высказанная речь людей. Далее, та четверть — невысказанная речь животных. Далее, та четверть — невысказанная речь птиц. Далее, та четверть — невысказанная речь пресмыкающихся.
 
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 2. [ЗРЕНИЕ И СЛУХ]:

  1. 2. [ЗРЕНИЕ И СЛУХ]
  2.   Проблема контакта органа зрения и объекта  
  3. 2. ЧУВСТВЕННОСТЬ  
  4.   ОБ ИСКАНИИ БОГА  
  5. КОМПЕНДИИ  
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ АЛЬБИН Учебник платоновской философии
  7. Сократ, Гиппий
  8. Евклид, Терпсион, Сократ, Феодор, Теэтет
  9. Учебник платоновской философии
  10. Сократ, Гиппий
  11. Евклид, Терпсион, Сократ, Феодор, Теэтет
  12. XXXII. УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  13. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОТИ ПРИ ТОТАЛЬНОМ И ЧАСТИЧНОМ ДЕФЕКТЕ ЗРЕНИЯ.
  14. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ ПРИ ТОТАЛЬНОМ И ЧАСТИЧНОМ ДЕФЕКТЕ ЗРЕНИЯ.
  15. Обучение детей с недостатками зрения в школе.