Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<

Важнейшие божества греческого пантеона

Адонис — божество.умирающей и воскресающей природы, заимствован из Финикии в V в. до

н. э. По желанию Зевса Адонис должен был треть года проводить с Афродитой, треть года —с Персефоной, третью года распоряжаться по своему желанию.

Аид — один из главных греческих богов, владыка царства мертвых и всего подземного мира.

Брат Зевса, Посейдона и Деметры.

Амфитрита —морская богиня, супруга Посейдона, владычица морей.

Аполлон —один из главных греческих богов, сын Зевса, брат Артемиды. Божество солнца,

(Феб) солнечного света, просвещения, покровитель искусства, олицетворяемого 9 музами,

земледелия, охранитель стад, дорог, путников, мореходов, бог-воитель, бог-врачеватель и бог-прорицатель. Наиболее важными центрами культа Аполлона в Греции были Дельфы со знаменитым оракулом, островок Делос и Дидимы около Милета.

Apec (или —бог войны, военного искусства, сын Зевса и Геры. Один из главных олимпийских

Арей) божеств.

Артемида — одна из главных богинь, входила в семью 12 олимпийских божеств, покровительница

лесов, лесной растительности, зверей, природного плодородия, включая деторождение, дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона.

Асклепий — бог врачевания и врачебного искусства, сын Аполлона.

Афина —одна из главных богинь греческого пантеона, входила в семью 12 олимпийских

богов, покровительница мудрости, наук, ремесленного искусства, победоносной войны и мирногопроцветания, главнаябогиняАфиниАттики. Родиласьнеобычным путем: Афина вышла из головы Зевса.

Афродита —одна из главных богинь Греции, входила в семью 12 олимпийских божеств, дочь Зевса; по другой версии, родилась из морской пены, богиня красоты, чувственной любви, женского плодородия и любовного очарования.

Геба — богиня юности, дочь Зевса и Геры. Ha Олимпе подносила богам амброзию и нектар.

Геката — одна из богинь подземного мира, повелительница теней в подземном царстве, богиня

призраков и ночных кошмаров, волшебства и заклинаний. Как и Артемида, считалась владычицей зверей. Дочь Зевса.

Гекатомба —главное жертвоприношение при храмах в количестве ста животных и более.

Гелиос —один из главных греческих богов, особенно в эпоху эллинизма. Бог солнца, часто

отождествлялся с Аполлоном. Сын титана Гипериона.

Гера —одна из главных греческих богинь, член семьи 12 олимпийских богов, сестра и

супруга Зевса, мать Гебы, Гефеста и Арея, царица на Олимпе. Как женская ипостась Зевса —повелительница молний и грома, туч и бурь, еще одна функция Геры — покровительница брака и супружеской любви, охранительница семейньгх устоев, помощница беременных женщин и родительниц.

Геракл —греческий герой, удостоенный бессмертия и причисленный к сонму олимпийских

богов за свои подвиги. Известны 12 главных подвигов Геракла: 1) задушил немей-

ского льва, 2) умертвил лернейскую гидру, 3) поймал эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию, 4) пленил быстроногую керинейскую лань, 5) перебил стимфа- лийских птиц —чудовищ с медными клювами, когтями и крыльями, 6) добыл пояс Ипполиты, жестокой царицы воинственных амазонок, 7) очистил конюшни царя Авгия, 8) усмирил критского быка, изрыгающего пламя, 9) победил царя Диомеда, бросавшего чужеземцев на растерзание своим кобылицам-людоедам, 10) похитил коров трехголового великана Гериона, 11)добыл золотые яблоки Гесперид, которые ему принес Атлант—великан, поддерживающий небесный свод.

Когда Атлант ходил за яблоками, Геракл за него держал небесный свод, 12) поймал и вывел на солнечный свет грозного стража подземного мира—пса Кербера. Кроме того, Геракл победил великана Антея, оторвав его от матери-земли, дающей ему силу, и задушил его в своих объятиях. Будучи младенцем, задушил змей в колыбели, принимал участие в походе аргонавтов, в Калидонской охоте и др.

Гермес (Эр- —член олимпийской семьи, один из главных греческих богов, являлся посланцем и

мий) вестником богов, исполняющим их волю, но вместе с тем выполнял многочисленные

функции, бьиі покровителем глашатаев, гимнастических состязаний молодежи, торговли и связанных с ней богатства, хитрости, ловкости, обмана и воровства, путешествий, дорог и перекрестков. Сын Зевса и Майи. Сопровождал души умерших в царство Аида.

Гестия — член олимпийской семьи, богиня домашнего очага, сестра Зевса, Посейдона, Аида.

Гефест —член олимпийской семьи, покровитель огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и

Геры, супруг Афродиты.

Гея —одна из древнейших и важнейших богинь греческого пантеона, олицетворение

земли, прародительница богов, титанов, гигантов, всех людей.

Гиганты —сыновья Геи (земли) и Урана (неба) —божественные великаны, первое поколение

богов, на смену которым пришло новое поколение олимпийских богов во главе с Зевсом. По мифу, гиганты были истреблены олимпийскими богами в ожесточенной битве.

Гименей —бог брака и брачных обрядов, сын Аполлона.

Деметра —член олимпийской семьи, одна из главных греческих богинь, божество земледелия

и земного плодородия, прорастающего зерна; почиталась также как покровительница и устроительница хозяйства отдельной семьи, сестра Зевса.

Демоны —особая группа второстепенных божественных существ —духов с неясными функ

циями, они не имели какого-либо образа, были олицетворением всего неясного, чудесного и рокового в природе и жизни отдельного человека.

Днке —божество правды, олицетворение справедливости, дочь Зевса.

Дионис —один из древнейших и популярнейших богов Древней Греции, олицетворение

умирающей и воскресающей природы, покровитель растительности, производитель- ньк сил природы, виноградарства и виноделия, народных празднеств, поэтического вдохновения и театрального искусства. Сын Зевса.

Зевс —верховный бог и царь богов, входящих в олимпийскую семью. Божество неба,

небесного пространства, владыка и повелитель всего, что происходит в природе, жизни богов и людей, ему открыты будущее и предначертания судьбы. Как бог неба Зевс повелевает громом и молнией, собирает и разгоняет тучи. Зевс является отцом большинства членов олимпийской семьи богов. Одним из главных центров его культа было местечко Олимпия в Элиде, где устраивались в его честь Олимпийские игры.

Илифия —богиня деторождения, дочь Зевса и Геры.

Ирида — богиня радуги. Поскольку радуга соединяет небо и землю, Ирида считалась посред

ницей между богами и людьми, передающей волю богов.

Кабиры — второстепенные божества, не имевшие какого-либо образа, покровители земельного

плодородия, подземного огня, спасали от морских штормов.

Кекроп —древнеаттическое божество земли, сын Геи, один из покровителей Аттики и Афин.

Его культ тесно связан с культом Афины.

Крон (Kpo- — одно из древнейших греческих божеств, сын Урана и Геи, один из титанов первого

нос) поколения греческих богов. Отец Зевса, был низвергнут Зевсом в Тартар.

Латона (Лето) — божественная мать Аполлона и Артемиды. Самостоятельного значения ее культ нс имел, она почиталась вместе со своими популярными детьми.

Мойры —богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Изображались в виде старух, прядущих

нить человеческой жизни. Известны три мойры: Клото начинает прясть нить, Лахезис ведет нить человеческой жизни, а Атропа перерезает нить.

Морфей —божество сновидений, сын бога сна Гипноса.

Музы — богини поэзии, искусства и наук, спутницы Аполлона, обитали на горе Геликоне и

Парнасе. Муз было девять: Клио — муза истории, Евтерпа —муза лирики, Талия — муза комедии, Мельпомена —муза трагедии, Терпсихора —муза танцев и хорового пения, Эрато — муза эротической поэзии, Полигимния — муза торжественных песнопений и пантомимы, Урания —муза астрономии, Каллиопа —старшая муза, покровительница эпической поэзии.

Наяды — божества, покровительницы вод, источников, ручьев и рек, сил природы, благопри

ятных для людей, животных и растений.

Немесида —богиня справедливого и неотвратимого возмездия, карающая за нарушение установленного порядка вещей, наказывающая как за излишнее счастье, так и за слишком большую гордыню.

Нерей —древнее морское божество, отец Нереид, олицетворение спокойного моря. Как

изменчивое море, так и Нерей мог принимать различные образы, обладал даром перевоплощения.

Нереиды —нимфы моря, дочери Нерея. Они помогают морякам в опасности.

Ника —дочь Зевса, олицетворение победы как в военной битве, так и в спортивном

состязании.

Нимфы — полубожественные существа (поскольку считались смертными), олицетворение

различных сил и явлений природы. Различались нимфы морских вод (океаниды, нереиды), речных вод и источников (наяды), гор (ореады), долин (напеи), лугов (лимониады), деревьев (дриады), были нимфы отдельных мест (додоны, нисы), островов (Калипсо, Кирка). Считались покровителями поэтов, беспечального, счастливого времяпрепровождения.

Океан — один из древнейших греческих морских божеств, сын Урана и Геи. Жил уединенно

в подводном дворце и не появлялся в собраниях богов. B классическое время его функции переходят к Посейдону.

Олимп — священная гора греков в Северной Фессалии, постоянное местопребывание двенад

цати главных божеств: Зевса, Посейдона и Аида (боги-братья, повелители неба, моря и подземного мира), их жен и детей: Геры, Деметры, Гестии, Афины, Афродиты, Аполлона, Артемиды, Гефеста и Apeca. Здесь же живут всстники их воли Гермес и Ирида, а также прислуживающие богам Фемида и Геба.

Омфал —священный камень (обычно метеорит). Наиболее известен омфал, хранившийся в

храме Аполлона в Дельфах, считавшийся центром мира.

Оракул — место общения богов и людей, где можно узнать волю божества. Наиболее известным

оракулом был оракул Аполлона в Дельфах, где прорицания божества передавались через жрицу пифию, в Додоне воля Зевса проявлялась в шелестс листьевсвященного дуба, на Делосе —листьев священного лавра. Передаваемая воля богов истолковывалась специальной жреческой коллегией.

Оры —богини, ведавшие сменой времен года, порядком в природе, охранительницы

порядка и законности в обществе, спутницы Афродиты. Наиболее известны три Оры: Эвнойя (законность), Дика (справедливость), Эйрена (мир).

Палладий —изображение вооруженного божества, как правило, древнейшая деревянная статуя, считавшаяся охранителем города. Такие палладии имели Аполлон, Афродита, но чаще всего Афина, от прозвища которой «Паллада» и произошло это название.

Пан — аркадский бог лесов и рощ, сын Гермеса, один из спутников Диониса. Покровитель

пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. Пан обладал даром нагонять налюдей безудержный, так называемый «панический» страх.

Панацея — богиня-целительница, дочь Асклепия.

Пегас — волшебный крылатый конь, доставлявший по приказу Зевса гром и молнию. B

эллинистическую эпоху стал символом поэтического вдохновения.

Персефона — дочьДеметры, супругаАида, одна изглавныхбогиньгреческогопантеона, владычица преисподней, олицетворение произрастания злаков и земного плодородия. Персефона символизирует ежегодное умирание и пробуждение растительности, погребение и возрождение зерна, посеянного в землю.

Плутос — бог богатства как одного из проявлений земледельческого труда и мирной жизни.

Помпа —торжественное шествие религиозного характера, связанное с приношением даров в

храм главного божества полиса, например при праздновании Панафиней в честь Афины, элевсинских мистерий в честь Деметры и др.

Посейдон —один из главных олимпийских богов, брат Зевса, божество морской влаги, повелитель многочисленных морских божеств и вместе с тем покровитель коневодства.

Прометей —один из титанов, т. e. богов первого поколения от Геи и Урана, покровитель людей и цивилизованной жизни; даровал людям огонь и познакомил с его употреблением, научил людей чтению, письму, мореплаванию, наукам и ремеслам. Вызвал гнев Зевса, который приковал его к скале на Кавказе, где ежедневно прилетавший орел выклевывал у него печень.

Протей — подчиненное Посейдону морское божество, обладал способностью принимать лю

бой облик.

Радамант — один из трех судей подземного царства, сын Зевса.

Рея —богиня-мать, дочь Урана и Геи, жена Кроноса, мать Зевса и других олимпийских

богов-кронидов.

Сабазий — первоначально фригийское божество, слившееся затем с Дионисом.

Сатиры — второстепенные лесные божества, олицетворяющие плодородие, находились в свите

Диониса. Изображались в виде полулюдей-полукозлов.

Селена —богиня Луны, жена Гелиоса, часто отождествлялась с Артемидой.

Сарапис — один из важнейших богов эллинистического Египта и народов Восточного Среди

земноморья, синкретическое божество, объединяющее функции древнеегипетских богов Осириса, Изиды, Аписа и греческих богов Аполлона, Аида, Асклепия.

Силен —демон, сын Гермеса, воспитатель Диониса, изображался в образе толстого, как

винный мех, постоянно пьяного, веселого, лысого старика.

Сирены — полуптицы-полуженщины. Своим волшебным голосом они завлекали моряков на

скалы, а затем пожирали их.

Сфинкс —чудовище, изображавшееся в виде крылатого льва с головой женщины. Чудовище

жило около Фив и убивало путников, которые не могли отгадать его загадки.

Титаны — боги первого поколения, дети Урана и Геи, часто они отождествляются с гигантами.

ТитаНы-гиганты были побеждены следующим поколением олимпийских богов и низвергнуты в Тартар, в других мифах —переселились на острова блаженных.

Тифон —злое божество, изображавшееся в виде чудовища с сотней змеиных голов, изрыга

ющих пламя, сын Геи и Тартара, рожденный после победы олимпийцев над титанами.

Тихе — богиня судьбы и случая, особую популярность ее культ получил в эпоху эллинизма.

Тритон — второстепенное морское божество, сын Посейдона.

Уран — изначальное верховное божество, олицетворение первичного мужского начала,

считался богом Неба, которое соединилось с первичным женским началом, богиней Гсей (землей). От этого брака родились титаны, гиганты и другие божества.

Фаэтон —низшее солнечное божество, сын Гелиоса.

Феникс — мифический персонаж, изображался в виде птицы (орла с золотыми перьями),

которая, достигнув старости (в 500, 1461,7006 лет), сжигалпсама себя и возрождалась из пепла молодой и обновленной.

Фемида —богиня права, законности, установленного порядка и предсказаний. Изображалась

с рогом изобилия, весами в руках и повязкой на глазах.

Xaoc — первичная неопределенность, существующая до создания мира. Первыми порожде

ниями Xaoca были божества Гея, Тартар, Эрос (любовь), Эреб (мрак), Ночь.

Хариты —божества плодородия, красоты, радости, олицетворение цветущей женственности,

дочери Зевса.

Харон — божество подземного мира, перевозчик душ умерших через рску подземного царства

Ахеронт.

Химера — чудовище с головой льва, туловищем козы, хвостом дракона.

Элизий (ели- — поля блаженных, часть загробного мира, где живут избранники богов. По представ-

сейские поля) лениям древних греков, в Элизий попадают не столько за праведную жизнь, сколько по милости богов.

Эрида —богиня раздора, сестра и спутница бога войны Apeca, дочь Ночи, мать бедствий,

ссор и голода.

Эриннии —три богини мщения, живущие в Аиде (Тисифона, Аллекто и Мегера). Они наказывают за клятвопреступления, нарушение обычаев гостеприимства, убийства. Человек, преследуемый эринниями, лишается рассудка.

Эрос —один из первичных греческих богов, порождение Хаоса, олицетворял стихийное

соединительное начало в природе, позднее божество любви, сын Афродиты и Apeca.

Эфир — божество, олицетворяющее верхний лучезарный слой воздуха, где обычно пребывал

царь богов Зевс.

Важнейшие общественно-религиозные празднества

Олимпийские игры (Олимпиады) —общегреческие празднества в честь Зевса Олимпийского, происходившие раз в четыре года, обычно в июле —августе. Олимпийские игры начались с 776 г. до н. з., были запрещены в 393 г. до н. э. Они проводились в местечке Олимпия в Элиде на берегу реки Алфей. Программа состояла главным образом из спортивных состязаний и ристаний колссниц. Bo время Олимпийских игр (в течение 5 дней) в Греции объявлялось священное перемирие, прекращались все военные действия.

Истмийские игры (Истмии) — общегреческие празднества в честь бога Посейдона, проводившиеся в июле с 581 г. до н. э. Они проходили в сосновой роще на Истме (Коринфский перешеек) раз в два года. Организатором игр был Коринф. Программа истмийских игр включала гимнастические игры, скачки и ристания колесниц, музыкальные состязания.

Пифийские игры (Пифиады) —общегреческое празднество в честь Аполлона, проводилось в третий год Олимпиад с 586 г. до н. э. в Крисейской долине около Дельф раз в четыре года в середине августа. B программе были гимнастические игры, ристания, но главную роль играли музыкальные состязания.

Немейские игры —общегреческие празднества в честь Зевса, проходившие с 573 г. до н. э. около местечка Немея каждый второй год Олимпиад летом и четвертый год —зимой, поскольку они совпадали с Олимпиадами. Их программа совпадала с олимпийской.

Панафинеи великие — торжественное празднество в честь рождения богини Афины, справлявшееся раз в 5 лет в июле —августе в течение шести дней. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы) всех граждан города, принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на акрополе. Малые Панафинеи праздновались каждый год и представляли собой чисто религиозный скромный ритуал.

Дионисии великие (или городские) —справлялись в Афинах в честь Диониса ежегодно в марте — апреле шесть дней. B торжественной процессии несли древнюю деревянную статую бога, совершалось жертвоприношение у храма Диониса. Затем разыгрывались серьезные и шуточные сценки, из которых в V в. до н. э. зародился замечательный греческий театр. Сельские (или малые) Дионисии справлялись ежегодно в декабре —январе и состояли главным образом в проведении незатейливых шуточных розыгрышей и развлечений.

Афинский календарь1

ГАМЕЛИОН —январь —февраль АНТЕСТЕРИОН —февраль — март ЭЛАФЕБОЛИОН —март —апрель МУНИХИОН — апрель — май ТАРГЕЛИОН —май —июнь СКИРОФОРИОН — июнь — июль

ГЕКАТОМБЕОН —июль—август МЕТАГИТНИОН —август —сентябрь БОЭДРОМИОН —сентябрь —октябрь ПИАНОПСИОН —октябрь—ноябрь МЕМАКТЕРИОН —ноябрь —декабрь ПОСИДЕОН —декабрь —январь

Основой греческого календаря долгое время был лунный год в 354 дня, который не совпадал с солнечным годом, что создавало немалые трудности при разделении года на месяцы и при попытке равномерно распределить дни по месяцам. Год состоял из 12 месяцев по 30 или 29 дней; через три года вводили дополнительный месяц. Началом нового года служило первое новолуние после солнцестояния. B Афинах это было примерно в середине июля, так что первый месяц года соответствовал

Календарь составлен ТБ. Гвоздевой.

приблизительно второй половине июля — первой половине августа. Названия месяцев в большинстве случаев были заимствованы от имен или прозвищ богов, или от какого-либо праздника, проходившего в данном месяце.

Первоначально летосчисление вели по поколениям (три поколения в столетие), затем по царям, жрецам или эпояимам. Bo второй половине IV в. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летосчисление по Олимпиадам, т. e. 4-летним промежуткам от одних Олимпийских игр до других (исходным пунктом была Олимпиада 776 г. до н. э.).

ГЕКАТОМБЕОН

12 — Кронии — праздник окончания уборки хлебов в честь Крона.

J6 —Синойкии (в честь Афины) —праздник в память объединения Тезеем 12 аттических

общин в одно государство.

21—29 — Великие Панафинеи —торжественный праздник в честь дня рождения Афины Поли-

ады.

МЕТАГИТНИОН

— Метагитнии* —праздник «смены соседей», т. e. сезон переселений и новоселий в честь Аполло

на Метагития (Соседского).

— Гераклеи —праздник в честь Геракла в Марафоне.

БОЭДРОМИОН

3 — Элевтерии — праздник в честь победы при Платеях.

6 — праздник в честь Марафонской победы, совершались поминовения убитых воинов.

6 —жертвоприношение Артемиде Агротере (Охотнице).

7 — Боэдромии —праздник в честь Аполлона Боэдромия, помощника в битвах.

13—19 — Большие Элевсинские мистерии в честь Деметры, Персефоны и Диониса Иакха. B об

рядах и торжествах могли принимать участие только посвященные «мисты». Праздник состоял из очистительного омовения в море в Фалере около Пирея, торжественной процессии из Афин в Элевсин (город B 22 км, OT Афин, с которыми был связан «священной дорогой»), совершением таинственных обрядов, разыгрыванием драматических сцен.

ПИАНОПСИОН

5 — Прерозии — праздник в честь Деметры.

7 — Пианопсии — праздник в честь Аполлона как бога света и тепла, способствующего

созреванию плодов. B этот день было принято варить различные овощи и подносить их богу.

7 — Осхофории — праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за да

рованный людям урожай винограда и маслин. B праздник устраивали соревнования мальчиков по бегу с виноградными ветвями, общую трапезу и процессию из Фалера в Афины.

8 —Тезеи — праздник в честь Тезея, был учрежден со времени перенесения останков ге

роя в Афины в 460-х годах до н.. э.

8 — Эпитафии — праздник в память граждан, павших в битвах.

9—13 — Фесмофории — праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору

женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы.

Конкретные числа этих праздников неизвестны.

n 2()-x числах —Апатурии —праздник религиозной связи фратрий в честь Зевса и Афины (длился 3 дня). Ha третий день записывали во фратрии детей граждан, а молодые мужья записывали своих жен.

30 —Халкеи —праздник ремесленников в честь Афины Эрганы (Работницы) и Гефесты.

— Прометеи —праздник в честь Прометея.

— Гсфестии —праздник в честь Гефеста.

МЕМАКТЕРИОН

20 — жертвоприношение Зевсу — земледельцу.

— Мемактерии —праздник в честь Зевса Мемактерия (Бурного).

— Помпаи —процессия и жертвоприношения в честь Гермеса.

ПОСИДЕОН

8 —жертвоприношение Посейдону как покровителю растительности.

26 — Халоя — земледельческий праздник молотьбы в честь Деметры, Персефоны и Диони

са.

— Малые, или Сельские Дионисии (в честь Диониса) —праздник окончания сбора винограда. Устраивались процессии, в которых вели жертвенных животных, носили священную утварь, фаллосы, пели гимны и фаллические песни в честь Диониса. Праздник заканчивался шутливыми состязаниями. Ha Малых Дионисиях впервые были поставлены комедии.

ГАМЕЛИОН

C 12-го —Ленеи —праздник в честь Диониса, которыйдлился несколькодней, в основе —аг

рарный праздник, приуроченный к началу зимнего солнцеворота, в программу которого входили состязания киклических хоров, драматические состязания, торжественная процессия и жертвоприношение. Bo время Ленейского праздника в театре часто ставились комедии Аристофана.

24 — Гамелии —праздник в честь бракосочетания Зевса и Геры.

АНТЕСТЕРИОН

11—13 —Антестерии —праздник в честь Диониса, включал в себя мотив плодородия и мотив

поминовения умерших предков, которых призывали повлиять на ее урожайность. Ha празднике открывали бочки и пробовали новое вино, совершался сакральный брак супруги архонта с Дионисом. B последний день приносили жертвы Гермесу —горшки с вареными плодами.

ЭЛАФЕБОЛИОН

8 — Асклепии — праздник в честь Асклепия. Совершалось жертвоприношение на алтаре

Асклепия, пелись гимны.

9—13 — Великие, или Городские Дионисии — праздник в честь Диониса Элевтерия — Сво

бодного (локального божества Элевтер — пограничного местечка между Афинами и Беотией). Праздник включал в себя торжественную процессию, в которой несли деревянную статую Диониса в Элевтеры, жертвоприношения на алтаре Диониса, ночное шествие в Афины, музыкальные состязания. Ha празднике впервые было разрешено провести драматические состязания. B театре Диониса шло представление трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана.

14 — Пандии — праздник в честь Зевса.

— Элафеболии —охотничий праздник в честь Артемиды.

— Галаксии —праздник Матери всех богов.

МУНИХИОН

4 — праздник в честь Эроса.

6 —Дельфинии — праздник в честь Аполлона Дельфиния, покровителя мореплавания.

16 — Мунихии —праздник в честь Артемиды, покровительницы Мунихия (город-порт

близ Афин).

16 — Бравронии — праздник в честь Артемиды Бравронии (Браврон —местность на вос

точном берегу р.Эрасин).

16 — праздник в честь Саламинской победы.

ТАРГЕЛИОН

6 — жертвоприношение Деметре Хлое — покровительнице зеленых посевов.

6—7 — Таргелии — праздник в честь Аполлона и Артемиды как покровителей жаркого лета.

19 — Бендидии —праздник в честь фракийской богини Бендиды.

24 — Каллинтерии (в честь Афины) —праздник очищения, уборки и украшения храма

Афины Полиады.

25 — Плинтерии (в честь Афины) — праздник омовения старой статуи Афины Полиады. СКИРОФОРИОН

12 — Скирофории (в честь Афины Скирады) — праздник отвращения засухи.

14 —Диполии — праздник в честь Зевса —хранителя города.

30 —Диисотерии —праздник в честь Зевса Сотера —Спасителя и Афины Сотейры —

Спасительницы.

— Аррефории (в честь АфиныЗ — праздник дарования росы для посевов.

Библиография

Источники

A н т и ч н ы e а в т о p ы

Андокид. Речи, или история святотатцев (с приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н. э.)/Пер. Э.Д. Фролова. СПб., 1996. [1-е изд.: Фролов Э.Д. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V века до н. э. (Материалы и документы). JI., 1964].

Антонин Либерал. Метаморфозы/Пер. B.H. Ярхо//ВДИ. 1997. № 3—4.

Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Изд. подготовил В.Г. Борухович. M., 1993. (Репринт, изд.: Л., 1972).

Аполлоний Родосский. Аргонавтика/Пер. Г.Ф. Церетели. Тбилиси, 1964.

Аппиан. Митридатовы войны. Сирийские дела/Пер. С.П. Кондратьева.//ВДИ. 1946. № 4. (См. также в кн.: Аппиан Александрийский. Римская история/Под ред. E.C. Голубцовой. M., 1998).

Аристотель. История животных/Пер. В.П. Карпова; Под ред. Б.А. Старостина. M., 1996.

Аристотель. O возникновении животных/Пер. В.П. Карпова. M.; Л., 1940.

Аристотель. O частях животных/ Пер. В.П. Карпова. M., 1937.

Аристотель. Политика. Афинская полития/ Пер. CA. Жебелева, С.И. Радцига. M., 1997.

Аристотель. Сочинения. B 4 т.ДІод ред. В.Ф. Асмуса, З.Н. Микеладзе, И.Д. Рожанского, А.И. Доватура, Ф.Х. Кессиди. M., 1975—1984.

Аристофан. Комедии/Пер. С. Апта, А. Пиотровского, H. Корнилова, В. Холмского. M., 1983. T. І—ІІ.

Арриан. Поход Александра (с дополнением текстов Плутарха и Диодора)/Пер. M.E. Сергеенко. СПб., 1993. (1-е изд.: M.; Л., 1962).

Артемидор. Сонник/Пер. под ред. Я.М. Боровского. СПб., 1999. (1-е изд.: ВДИ. 1989. № 3—4; 1990. № 1—4; 1991. № 1—3).

Архимед. Сочинения/Пер. И.Н. Веселовского, Б.А. Розенфельда. M., 1962.

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт/Под ред. Б.Л. Богаевского. M., 1925.

Ватиканский аноним. O невероятном/Пер. B.H. Ярхо//ВДИ. 1992. № 3.

Витрувий. Десять книг об архитектуре/Пер. Ф.А. Петровского. M., 1936.

Гелиодор. Эфиопика/Пер. под ред. A.H. Ery- нова. M., 1965. (1-е изд.: M.; Л., 1932).

[Геллий Авл]. Авла Геллия Афинских ночей записки, содержащиеся в двадцати книгах./Пер.

А. Иванова. M., 1787. Ч. 1—2.

Геллий Авл. Аттические ночи. Избранные книги/Пер. Б.С. Тритенко. Томск, 1993. (Кн. III, ГѴ, IX, XII, XVIII).

Гераклит. O невероятном/Пер. B.H. Ярхо// ВДИ. 1992. № 3.

[Гераклит]. Свидетельства о жизни и сочинении Гераклита Эфесского/Пер. C.H. My- равьева//ВДИ. 1974. № 4; 1975. № 1.

Геродот. История. B 9 кн.ДІер. Г.А. Страта- новского. M., 1993. (Репринт, изд.: Л., 1972).

Геродот. История. B 9 кн./Пер. Ф.Г. Мищенко, 2-е изд. M., 1888. T. I—II. (1-е изд.: M., 1885—1886).

[Геродот]. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова НА. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. M., 1982.

Гесиод. Щит Геракла/Пер. О.П. Цыбен- КО//ВДИ. 1985. № 3.

Гигин. Астрономия/Пер. А.И. Рубана. СПб.,

1997.

Гигин. Мифы/Пер. Д. Торшилова. СПб., 1997.

Гиперид. Речи/Пер. Л.М. Глускиной//ВДИ.

1962. № 1.

Гиппократ. Избранные книги/Пер. В.И. Руднева. M., 1994. (Репринт, изд.: M., 1936).

Гиппократ. Сочинения/Пер. В.И. Руднева. M.; Л., 1941—1944. T. ІІ—ІІІ.

Гомер. B 2 т. T. 1: ИлиадаДІер. H. Гнсдича. T. 2.: Одиссея; Батрахомиомахия; Гомеровские гимныДІер. B Жуковского, С. Альтмана, В. Вересаева. M., 1998.

Гомер. Илиада/Пер. Н.И. Гнедича. Изд. подготовил АИ. Зайцев. Л., 1990.

Гомер. Одиссея/Пер. BA. Жуковского. M., 1985.

Гомеровы гимны/Пер. E. Рабинович. M., 1995.

Дарет Фригийский. История о разрушении Трои/Пер. A.B. Захаровой. СПб., 1997.

[Демокрит]. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследование. Л., 1970.

Демосфен. Речи. B 3 т./Под ред. E.C. Голубцовой, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролова. M., 1994—1996. (1-е изд. T. ІІІ/Пер. С.И. Радцига. M., 1954).

Динарх. Речи/Пер. Э.Д. Фролова//ВДИ. 1962. № 2.

Диоген Лаэртский. O жизни, учениях и изре- ченияхзнаменитыхфилософов/Пер. МЛ. Гаспарова. 2-е изд. M., 1986. (1-е изд.: M., 1979).

[Диодор Сицилийский]. Диодора Сикилийс- кого Историческая библиотека/Пер. И. Алексеева. СПб., 1774—1775. Ч. I—VI.

Диофант Александрийский. Арифметика и книга о многоугольных числах/Пер. И.Н. Веселовского. M., 1974.

[Евклид]. Начала Евклида/Пер. Д.Д. Морду- хай-Болтовского. M.; JI., 1948—1950. T. I—III.

Еврипид. Трагедии. B 2 т./Пер. И. Анненского; Изд. подготовили M.;JI. Гаспаров, B.H. Ярхо. M., 1999.

[Еврипид]. Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая/Пер. B.H. Ярхо//ВДИ. 1995. № 3—4; 1996. № 1—2.

Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. Г.Г. Генкеля. M., 1994. T. I—II. (Репринт, изд.: СПб., 1900).

Исократ. Речи. Письма/Пер. под ред. K.M. Колобовой//ВДИ. 1965. № 3—4; 1966. № 1—4; 1967. № 1, 3—4; 1968. № 1—4; 1969. № 1—2.

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. C приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре/Под ред. A.A. Вигасина. M., 1993. (1-е изд./Под ред. B.C. Соколова. M., 1963).

Ксенофонт. Анабасис./Пер. М.И. Максимовой; Под ред. И.И. Толстого. M., 1994. (Репринт, изд.: M.; JI., 1951).

Ксенофонт. Греческая история/Пер. С.Я. Лурье. СПб., 2000. (1-е изд.: Л., 1935).

Ксенофонт. Киропедия/Изд. подготовили

B. Г. Борухович. Э.Д. Фролов. M., 1993. (Репринт, изд.: M., 1977).

Ксенофонт. Сократические сочинения/Пер.

C. И. Соболевского. СПб., 1993. (1-е изд.: M.; Л., 1935).

Ксенофонт Эфесский. Повесть о Габрокоме и Антии/Пер. С. Поляковой, И. Феленковской. M., 1956.

Ликург. Речи/Пер. T.B. Прушакевич//ВДИ. 1962. № 2.

Лисий. Речи/Пер. С.И. Соболевского. M., 1994. (1-е изд.: M.; Л., 1933).

Лонг. ДафнисиХлоя/Пер. С.П. Кондратьева. M., 1964. (1-е изд.: M.; Л., 1935).

Лукиан. Избранное/Сост. И.М. Нахов. M., 1987.

Лукиан. Собрание сочинений. B 2 т./Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. M.; Л., 1935.

Мемнон. O Гераклее/Пер. В.П. Дзагуро- ВОЙ//ВДИ. 1951. № 1.

Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы/Пер.

С. Апта, А. Парина, Г. Церетели. M., 1984.

Менандр. Комедии. Фрагменты/Иэд. подготовил B.H. Ярхо. M., 1982.

Henom Корнелий. O знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках/ Пер. H.H. Трухиной. M., 1992.

Николай Дамасский. O своей жизни и своем воспитании. История. Жизнь Цезаря. Собрание замечательных обычаев/Пер. под ред. Е.Б. Bece- лаго//ВДИ. 1960. № 3^4.

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / Пер. Ю.А. Голубца. СПб., 1997.

Овидий Назон. Метаморфозы/Пер. С. Шер- винского//Овидий. Собрание сочинений. СПб., 1994. T. 2.

Павсаний. Описание Эллады/Пер. С.П. Кондратьева; Под ред. E.B. Никитюк. СПб., 1996. T. I—II. (1-е изд.: M., 1938—1940).

Палефмт. O невероятном/Пер. B.H. Ярхо/ДЗДИ. 1988. № 3^4.

Парфений. O любовных страстях/Пер. B.H. Ярхо//ВДИ. 1992. № 1—2.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/Изд. подготовит МЛ. Гаспаров. M., 1980.

Платон. Диалоги/Пер. С.Я. Шейман-Топш- тейн. M., 1986.

Платон. Собрание сочинений. B 4 т./Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. M., 1990—1994.

Плиний Старший. Естествознание. Об искус- стве/Пер. Г.А. Тароняна. M., 1994.

Плотин. Сочинения. Плотин в русских пере- водах/Сост. M. Солопова. СПб., 1995.

Плутарх. Застольные беседы/Иэд. подготовили Я.М. Боровский, M.H. Ботвинник, H.B. Брагинская и др. Л., 1990.

Плутарх. Избранное/Пер. под ред. С.Я. Лурье. M., 1996. T. I—II. (1-е изд.: Избранные биографии. M.; Л., 1941).

Плутарх. Моралии/Пер. под ред. Л.А. Фрей- берг, М.Л. Гаспарова//ВДИ. 1976. № 3—4; 1977. № 1—4; 1978. № 1—4; 1979. № 1—4; 1980. № 1—4; 1981. № 1/ Пер. Э.Г. Юнца//ВДИ. 1998. № 4.

4. Плутарх. O злокозненности Геродота/Пер. С.Я. Лурье//Лурье С.Я. Геродот. M.; Л., 1947.

Плутарх. Сочинения/Сост. C.C. Аверинцев. M., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. B 2 туИэд. подготовили C.C. Аверинцев, МЛ. Гаспаров, С.П. Маркиш. 2-е изд. M., 1994. (1-е изд.: M., 1961—1964. T. І—ІІІ).

Полемон Периэгет. Фрагменты/Пер. Г.П. Чистякова//ВДИ. 1983. № 3.

Полибий. Всеобщая история/Пер. Ф.Г. Мищенко. СПб., 1994—1995. T. I—III. (1-е изд.: M., 1890—1899).

[Полиен]. Стратегемы Полиена, заимствованные из сочинений разных авторов, писавших о важнейших древних полководцах, героях и зна- менитыхженщинахДІер. Д. Паппадопуло. СПб., 1842.

Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение/Пер. Ю.А. Шичалина. M., 1994.

Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинах/ Пер. H.A. Поздняковой//ВДИ. 1987. № 3—4.

Псевдо-Аристотель. Экономика/Пер. Г.А. Тароняна//ВДИ, 1969, № 3.

[Псевдо-Лонгин]. O возвышенном/Пер. H.A. Чистяковой. M., 1994. (Репринт, изд.: M.; Л.; 1966).

26 - 4605

Птолемей Клавдий. Альмагест или Математическое сочинение в 13 книгах/Пер. И.Н. Веселовского. M., 1998.

Секст Эмпирик. Сочинения. B 2 т./Пер. А.Ф. Лосева. M., 1975—1976.

Сенека Луций Анней. Трагедии/Изд. подготовили C.A. Ошеров, Е.Г. Рабинович. M., 1983.

Скилак Кариандский. Перипл обитаемого моря/Пер. Ф.В. Шелова-Коведяева//ВДИ. 1988. № 1-2.

Софокл. Драмы/Пер. Ф.Ф. Зелинского; Изд. подготовили М.Л. Гаспаров, B.H. Ярхо. M., 1990.

Стаций Публий Папиний. Фиваида/Изд. подготовили C.B. Шервинский, Ю.А. Шичалин, Е.Ф. Шичалина. M., 1991.

Cmecuxop. Фрагменты/Пер. H.H. Казанского; Под ред. М.Л. Гаспарова//ВДИ. 1985. № 2.

Страбон. География. B 17 кн./Пер. Г.А. Стра- тановского; Под ред. С.Л. Утченко и 0.0. Крюгера. M., 1994. (Репринт, изд.: M., 1964).

Федр. Бабрий. Басни/Изд. подготовил М.Л. Гаспаров. M., 1995. (Репринт, изд.: M., 1962).

Феокрит. Mocx. Бион. Идиллии и эгшграм- мы./Пер. M.E. Грабарь-Пассек. M., б. г. (Репринт. изд.: M., 1958).

Феофраст. Исследование о растениях/Пер. M.E. Сергеенко. M., 1951.

ролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.,

1988.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л., 1991.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. M., 1990.

Яйленко В.П. Греческая колонизация VlI-III вв. до н. э. (По данным эпиграфических источников). M., 1982.

4) K л а с с и ч e с к и й п e p и о д

Брашинский И.Б. Афины и Северное Причерноморье в Vl—II вв. до н. э. M., 1963.

Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 1909.

Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд. Харьков, 1889.

Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. JI., 1975.

Грант M. Классическая Греция. M., 1998.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. M.; Л., 1965.

Исаева В.И Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. M., 1994.

Колобова K.M. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

Корзун M. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444—425 гг. до н. э. Минск, 1975.

Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379— 335 rr. до н. э. Исторический очерк. Саранск, 1991.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. M., 1993.

Лурье С.Я. Геродот. M.; Л., 1947.

Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н. э. и кризис полиса. M., 1975.

Невская В.П. Византии в классическую и эллинистическую эпохи. M., 1953.

НерсесянцВ.С. Сократ. M., 1996.

Строгецкий B.M. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.

Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н. э.). Л., 1972.

Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (ГѴ в. до н. э.). Л., 1979.

5) Эллинистический период

БенгтсонГ. Правителиэпохи эллинизма. M.,

1982.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. M.,

1985.

Гафуров Б.Г., ЦибукидисДИ. Александр Македонский и Восток. M., 1980.

Дройзен И.Г. История эллинизма/Под ред.

Э.Д. Фролова. СПб., 1997. T. I—II. (1-е изд.: M., 1890-1893. T. I-III).

Жигунин ВД. Международные отношения эллинистических государств в 280—220 гг. до н. э. Казань, 1980.

Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим. Война, мир и дипломатия в 220—146 годахдо н.

э. M., 1993.

Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. M., 1979.

Девек П. Эллинистический мир. M., 1989.

Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. (К проблеме кризиса полиса). M., 1993.

Новиков C.B. Юго-Западный Иран в античное время (от Александра Македонского до Ap- дашира I). M., 1989.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. M.; Л., 1950.

Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Государство греков и варваров в Причерноморье. M., 1996.

Сизов C.K. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного государства (281 — 221 гг. до н. э.). M., 1989.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. M.,

1949.

Xa6uxm X. Афины. История города в эллинистическую эпоху. M., 1999.

Шахермайр Ф. Александр Македонский. M., 1984.

Шофман A. C Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

Шофман A.C. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

Эллинизм: Восток и Запад/Под ред. E.C. Голубцовой. M., 1992.

Эллинизм: экономика, политика, культу- ра/Под ред. E.C. Голубцовой. M., 1990.

6) П p и ч e p н о м о p ь e

Агбунов M.B. Античная география Северного Причерноморья. M., 1992.

Алексеева E.M. Античный город Горгигшия. M., 1997.

Античные государства Северного Причерно- морья/Под ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликовой, B.C. Долгорукова. M., 1984.

Блаватская TB. Западнопонтийские города в VII—I вв. до н. э. M., 1952.

Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. M., 1964.

Брашинский И.Б. Методы исследования античной торговли (на примере Северного Причерноморья). Л., 1984.

Виноградов Ю.Г. Политическая история Оль- вийскогополисаѴН—І вв.до н. э. Историко-эпиграфическое исследование. M., 1989.

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. M.; Л., 1949.

Жебелев CA. Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. M.; Л., 1953.

Зубарь B.M. Херсонес Таврический в античную эпоху (экономика и социальные отношения). Киев, 1993.

КаллистовД.П. Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи. Л., 1949.

Карышковский Π.Ο., Клейман И.Б. Древний город Тира. Историко-археологический очерк. Киев, 1985.

Кругликова И. T. Сельское хозяйство Боспора. M., 1975.

Крыжицкий СД. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья (VI в. до н. э,— IV в. н. э.) Киев, 1982.

Кутайсов B.A. Античный город Керкинитида VI—II вв. до н. э. Киев, 1990.

Лапин B.B. Греческая колонизация Северно-

го Причерноморья. (Критический очерк отечественных теорий колонизации.) Киев, 1966.

Леви Е.И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л., 1985.

Лордктанидзе О.Д. Древняя Колхида. Миф и археология. Тбилиси, 1979.

Максимова М.И. Античные города юго-восточного Причерноморья. Синопа. Амис. Tpane- зунт. M., 1956.

Очерки археологии и истории Боспора/Под ред. Г.А. Кошеленко. M., 1992.

Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. [Л]., 1925.

Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. Взаимоотношения метрополии и колонии в VI-I вв. до н. э. M., 1986.

Скржинская M.B. Скифия глазами эллинов. СПб, 1998.

ШеловД.Б Античный мир в Северном Причерноморье. M, 1956.

Щеглов A.H. Северо-западный Крым в античную эпоху. Л, 1978.

7) C о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч e с к и e о т н о ш e н и я

Блаватская T.B., Голубцова E.C., Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в III—I вв. до н. э. M, 1969.

Бюхер К. Очерки экономической истории Греции. Л, 1924.

Валлон А. История рабства в античном мире. M, 1941.

Голубцова E. С. Сельская община Малой Азии III в. до н. э,— III в. н. э. M, 1972.

Доватур А.И. Рабство в Аттике ѴІ—ІѴ вв. до н. э. Л, 1980.

Зельин KK Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II-I вв. до н. э. M, 1960.

Зельин K.K., Трофимова M.K. Формы зависимости в восточном Средиземноморье эллинистического периода. M, 1969.

Казаманова Л.Н. Очерки социально-экономической истории Крита Ѵ—ГѴ вв. до н. э. M,

1964.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. M, 1990.

Кулишер И.М. Очеркэкономическойистории Древней Греции. Л, 1925.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. M, 1963.

Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. 3-е изд. Пг, 1923.

Пикус H.H Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники B

Египте III в. до н. э. (исследования социально- экономических отношений.) M, 1972.

Тюменев А.И. Очерки экономической и социальной истории Древней Греции. Пб, 1920— 1922. T. І-Ш.

Утченко С.Л., Дьяконов И.М. Социальная стратификация древнего общества. XIII Международный конгресс исторических наук. M, 1970.

8) Г о с у д a p с т в о , п p а в о , о б щ e с т - в e н н а я м ы с л ь

Бергер A.K. Политическая мысль древнегреческой демократии. M, 1966.

Бузольт Г. Очерк государственных и право- выхгреческихдревностей. Харьков, 1895.

Гуторов B.A. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л, 1989.

История политических и правовых учений. Древний мир/Под ред. B.C. Нерсесянца. M, 1985.

Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. M.; Л, 1947.

Латышев B.B. Очерк греческих древностей. СПб, 1997. Ч. I-II.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. M, 1977.

Лурье С.Я. История античной общественной мысли. M.; Л, 1929.

НемировскийА.И. Рождение Клио. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. M, 1979.

Фролов ЭД. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд. Л, 1991.

9) П о в с e д н e в н а я ж и з н ь

Вардиман E. Женщина в древнем мире. M, 1990.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. M, 1988.

Герцман E.B. Музыка Древней Греции и Рима. СПб, 1995.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб, 1995.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. M, 1995.

Mappy А.-И. История воспитания в античности (Греция). M, 1998.

10) Литература и театр

Аверинцев C.C. Плутарх и античная биография. M, 1973.

Гончарова T.B. Еврипид. 2-е изд. M, 1986.

Гринбаум H. С. Ранние формы литературного языка (древнегреческий). JI., 1984.

Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. JI., 1957.

История всемирной литературы. T. І./Под ред. И.С. Брагинского. M., 1983.

История греческой литературы/Под ред.

С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, З.Г. Гринберга, Ф.А. Петровского, С.И. Радцига, M.E. Гра- барь-Пассек. M., 1946—1960. T. I—III.

КаллистовДП. Античный театр. M., 1970. Костюхин E.A. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. M., 1972.

Кузнецова Т.И., Миллер TA. Античная эпическая историография. Геродот, Тит Ливий. M., 1984.

Нахов И.М. Киническая литература. M., 1981.

Радциг С.И. Введение в классическую филологию. M., 1965.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. M., 1976. Соболевский С.И. Аристофан и его время. M.,

1957.

Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. Л., 1973.

Фрейденберг O.M. Мифилитературадревнос- ти. 2-е изд. M., 1998.

Чистякова H.A. Эллинистическая поэзия. Литература, традиции, фольклор. Л., 1988.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. M., 1983.

Ярхо B.H. У истоков европейской комедии. M., 1979.

Ярхо B.H., Полонская К.П. Античная лирика. M., 1967.

11) Мифология и религия

Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. M., 1987. Залюбовина Г. T Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. M., 1993.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

Кулишева O.B. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII - V вв. до н. э.) СПб., 2001.

ЛосевА.Ф. Мифология греков и римлян. M., 1996.

Мелетинский E.M. Поэтика мифа. 2-е изд. M., 1995.

Мифологиядревнего мира. M., 1977. Нильссон M. Греческая народная религия. СПб., 1998.

Радциг С.И. Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки. M.; Л., 1939.

Селиванова Л.Л. Сравнительная мифология.

Ч. I, II. M., 2003.

Тахо-ГодиА.А., ЛосевА.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

Токарев CA. Религия в истории народов мира. 4-е изд. M., 1986.

ТоршиловД.О. Античная мифография: мифы и единство действия (с приложением аргументов Аристофана Византийского и «О реках» Лжеплу- тарха). СПб., 1999.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. 2-е изд. M., 1986.

Хюбнер К. Истина мифа. M., 1996.

12) Общие изложения мифов

Альтман M.C. Греческая мифология. M.; Л., 1937.

ГолосовкерЯ.Э. Сказанияотитанах. M., 1993. Грейвс P. Мифы Древней Греции. M., 1999. Кн. 1-2.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Элла- ды/Сост. Г.Ч. Гусейнов. M., 1993.

Кун H.A., Нейхардт A.A. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 1998.

Мертлик P. Античные легенды и сказания. M., 1992.

Немировский А.И. Мифы древней Эллады. M., 1992.

Тренчени-Вальдапфелъ И. Мифология. M.,

1959.

Штоль Г. Мифы классической древности. B 2 т. M., 1993.

13) Изобразительное искусство

Алпатов M.B. Художественные проблемы ис- кусстваДревней Греции. M., 1987.

Античная скульптура из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина/Под ред. Л.И. Акимовой. M., 1987.

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. M., 1953.

Бритова H.H. Греческая терракота. M., 1969. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. M., 1973.

ВощининаА.И. Античное искусство. Исторический очерк. M., 1962.

Горбунова K.C. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. 2-е изд. M., 1988.

Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. M., 1970.

Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог/Сост. A.A. Передольская. Л., 1967.

Менар P. Мифы в искусстве старом и новом. M., 1992. (Репринт, изд.: СПб., 1900).

Неверов О.Я. Геммы античного мира. M.,

1983.

Никулина H.M. Искусство Ионии и Axe- менидского Ирана по материалам глиптики V— IV вв. до н. э. M., 1994.

Полевой B.M. Искусство Греции. Древний мир. M., 1970.

Ривкин Б.И. Античное искусство. M.; Дрезден, 1972.

Саверкина И.И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Л., 1986.

Сидорова H.A. Афины. 2-е изд. M., 1984. Сидорова H.A. Искусство эгейского мира. M.,

1972.

Сидорова H.A., Тугушева O.B., Забелина B.C. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина. M., 1985.

Соколов Г.И. Дельфы. M., 1972.

Соколов Г.И. ИскусствоДревней Греции. M.,

1980.

Соколов Г.И. Олимпия. M., 1980.

Соколов Г.И. Эгейское искусство. M., 1972. Чубова Α.Π., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л.,

1986.

Основное периодическое издание

Вестник древней истории (принятое сокращение— ВДИ), издание Института всеобщей истории Академии наук СССР, с 1992 года — Института всеобщей истории Российской академии наук. Журнал основан в 1937 r., ежегодно выпускается четыре номера (в 1937 и 1941 гг. вышли по одному номеру, в 1942—1945 гг. журнал не выпускался). B 1997 г. издансборник«Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье. Избранные статьи из журнала "Вестник древней истории". 1937—1997».

Энциклопедические издания и словари

Античные писатели. Словарь/Под ред. M.B. Белкина. СПб., 1999.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. Словарь. M., 1994.

Лосев А.Ф. Словарь античной философии. Избранные статьи. M., 1995.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. M., 1888.

Мифология. Большой энциклопедический словарь/Подред. E.M. Мелетинского. 4-еизд. M., 1998.

Мифы народов мира. Энциклопедия/Под ред. C.A. Токарева. 2-е изд. M., 1997.

Словарь античности/Под ред. В.И. Кузищина. M., 1989.

Советская историческая энциклопедия. T. 1—16. M., 1961—1976.

Фенглер X., Гироу Г, Унгер В. Словарь нумизмата. 2-е изд. M., 1993.

Философская энциклопедия. T. 1—5. M., 1960—1970.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. M.,

1984.

Библиографические указатели

Прозоров П. Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, напечатанных в России с XVlI столетия по 1892 год на русском и иностранных языках. C прибавлением за 1893, 1894 и 1895 годы. СПб., 1898.

Воронков А.И. Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изданий, вышедших в CCCP (1895—1959 гг.). M., 1961.

Советская наука об античных авторах (1960—1975). Издание и исследование. Cnpa- вочник/Сост. И.Е. Борщ. M., 1980.

Античная поэзия в русских переводах XVIII—XX вв. Библиографический указа- тель/Сост. E.B. Свиясов. СПб., 1998.

Книги и статьи по древней истории, опубликованные в CCCP в 1956—1960 гг. Указа- тель/Сост. М.И. Фурсова//ВДИ. 1962. № 1.

Указатель литературы по истории античного мира, опубликованной в CCCP в 1962—1965 гг.— ВДИ. 1967, № 1, 3; 1966—1967 гг.—ВДИ. 1969. №4; 1968 г.— ВДИ. 1970. №4; 1969 г.— ВДИ. 1971. №4; 1970 г.— ВДИ. 1972. №4; 1971 г,— ВДИ. 1973. №4; 1974. № 1; 1972 г.— ВДИ. 1974. №4; 1973 г.— ВДИ. 1975. №4; 1974 г. — ВДИ. 1976. № 4; 1975 г,— ВДИ. 1977. № 4; 1978. № 1; 1976 г.— ВДИ. 1978. №4; 1977 г.— ВДИ. 1979. №4; 1978 г—ВДИ. 1980. №4; 1979 г.— ВДИ. 1981. №4; 1980 г.— ВДИ. 1982. №4; 1981 г,— ВДИ. 1984. № 1; 1982г.— ВДИ. 1984.Ns4; 1983 г.— ВДИ. 1985. № 4; 1984 г,— ВДИ. 1986. № 4; 1985 г — ВДИ. 1987. № 4; 1986 г.— ВДИ. 1989. № 4; 1990. № 1/Сост. И.Е. Борщ, H.A. Старицын.

Нз новой литературы по истории древнего мира. (Библиография)/Сост. Н.Г. Майоро- ва//ВДИ, 1996, № 1—2, 4.

Систематический указатель журнала «Вестник древней истории» за 1937—1950 гг.— приложение кВДИ. 1951. №4; 1951—1955 гг.— ВДИ. 1956. № 4; 1956—1960гг.— ВДИ. 1961.№ 1; 1961—1965гг.— ВДИ. і966.№ 1; 1966—1970гг.— ВДИ. 1971. № 1; 1971—1975гг.— ВДИ. 1976.Ns 1; 1976—1980 гг.— ВДИ. 1981. № 1; 1981—1985 гг.— ВДИ. 1986. № 1; 1986—1990гг.— ВДИ. 1991.Ns4; 1991—1995 гг.— ВДИ. 1996. №1/Сост. М.И. Фурсова, H.C. Иванова.

Оглавление

17

116

Введение (B И. Кузищин)

Г л а в a I. Источники по истории Древней Греции (В.И. Кузищин)

Гл а в a II. Историография истории Древней Греции (В.И. Кузищин)

P а з д e л I. Раннеклассовое общество и первые государства на Крите и в Ахейской Греции. Конец III — II тысячелетие до н. э. 39

Гл а в a III. Цивилизация минойского Крита (Ю.В. Андреев) 40

Гл а в a IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация (Ю.В. Андреев) 54

Заключение к разделу (В.И. Кузищин) 71

P а з д e л II. История Греции в XI—

IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры 73

Г л а в a V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя.

XI—IX вв. до н. э. (Ю.В. Андреев) ^

Архаическая Греция. VIII—VI вв. до н. э. 87

Г л а в a VI. Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация (В.И. Кузищин) 87

Г л а в a VII. Пелопоннес в VIII—VI вв.

до н. э. (Ю.В. Андреев) 105

Г л а в a VIII. Формирование полисного строя в Аттике (В.И. Кузищин)

Г л а в a IX. Греческий полис как

социально-политический организм

(В.И. Кузищин) 126

Классическая Греция. Расцвет полисного строя. V—IV вв. до н. э. 131

Г л а в a X. Греко-персидские войны

(В.И. Кузищин) 131

Г л а в a XI. Экономика Греции в V—

IV вв. до н. э. (В.И. Кузищин) 148

Г л а в a XII. Социальная структура гре ческого общества (В.И. Кузищин)

Г л а в a XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы (В.И. Кузищин) 120

Г л а в a XIV. Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э. (В.И. Кузищин) 186

Г л а в a XV. Пелопоннесская война.

431—404 гг. до н. э. (В.И. Кузищин) 197

Г л а в a XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса (В.И. Кузищин) 207

Г л а в a XVII. Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений (В.И. Кузищин) 219

Г л а в a XVIII. Возвышение Македонии

и установление ее гегемонии в Греции

(В.И. Кузищин) 227

Г л а в a XIX. Великая Греция и Причерноморье (В.И. Кузищин) 236

Г л а в a XX. Культура Греции классического периода (В.И. Кузищин) 253

Заключение к разделу (В.И. Кузищин) 271

P а з д e л III. Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства. Завоевание их Римом. Конец ГѴ—I в. до и. э. 273

Г л а в a XXI. Восточный поход Александра. Держава Александра (Л.П. Маринович) 274

Г л а в a XXII. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств.

Сущность эллинизма (В.И. Кузищин) ^88

Г л а в a XXIII. Эллинистический Египет (В.И. Кузищин) 296

Г л а в a XXIV. Государство Селевкидов (Г.А. Кошеленко) 307

Г л а в a XXV. Балканская и Великая Греция в эпоху эллинизма (Г.А. Кошеленко,

В.И. Кузищин) 319

Г л а в a XXVI. Пергам, Понт и Северное

Причерноморье в эпоху эллинизма

(В.И. Кузищин) 343

Г л а в a XXVII. Эллинистическая культура (В.И. Кузищин) 354

Важнейшие божества греческого пантеона

Заключение к разделу (В.И. Кузищин) 370

Заключение (В.И. Кузищин) 372

Приложение 376

Периодизация истории Древней Греции (В.И. Кузищин) 376

Хронологическая таблица (В.И. Кузищин) 376

(В.И. Кузищин) 380

Важнейшие общественно-религиозные праздненства (В.И. Кузищин) 384

Афинский календарь (Т.Б. Гвоздева) 384

Библиография (A.B. Стрелков) 388

<< |
Источник: В.И. Кузищина и др.. История Древней Греции: Учеб./Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, И 90 В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: Высш. шк.,2005. — 399 c.. 2005

Еще по теме Важнейшие божества греческого пантеона:

  1. Пантеон богов Владимира.
  2. 1.В НАЧАЛЕ…
  3. 2.ЕДИНЫЙ БОГ
  4. 5.ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН
  5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖРЕЦОВ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ
  6. Из истории индивидуалистических обществ
  7. 2.2. Соотношение мифологических и религиозных понятий
  8. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  9. БАЛКАНСКАЯ ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ
  10. Г Л A B A IV ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА
  11. ТЕМА 14 Византия и Балканы в ХІ-ХІІІвв. Сельджуки в ХІ-ХІІІвв.
  12. ДРЕВНЯЯ цивилизация Египта. ИСТОРИЧЕСКИМ ОЧЕРК
  13. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -