2) человек Оценивающий. Неоклассическая модель экономического человека
Это теория распределения ограниченного числа ресурсов.
Это субъективный подход. Англичанин У.С. Джевонс (1835-1882), француз Л. Вальрас (1834-1910) и австриец Карл Менгер (1840-1921) сформулировали закон убывающей полезности: субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая в свою очередь определяется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя.
Поведение человека определяется потребностями.
Потребности бывают разными.
Человек выбирает блага (способы) для удовлетворения своих потребностей.
Ценность блага (ресурса) субъективна.
Ценность ресурса определяется спецификой (силой и качеством) потребностей человека и редкостью ресурса.
Ценность ресурса = f (сила и качество потребности; редкость ресурса).
1. Человек оценивает соотношение удовольствия, которое он получит от удовлетворения потребностей, и затрат на удовлетворение потребностей.
Ценность блага (ресурса) = | Удовольствие | (1) |
Затраты |
2. Человек выбирает те ресурсы и те способы удовлетворения потребностей, которые имеют оптимальное сочетание.
Обобщенная удовлетворенность = | Объем реально полученного блага | (2) |
Сила потребности х Затраты |
В реальной жизни человек соотносит различные потребности, силу удовольствия и затраты (как подсистемы системы), и стремится оптимизировать эту систему.
Альфред Маршалл (1842-1923) предлагал изучать реального человека, предложил использовать оптимизационные модели.
Д. Кейнс (1883-1946) рассматривал макроэкономические проблемы, надиндивидуальную рациональность. Оперировал психологическими факторами: склонность к сбережению, предпочтение ликвидности и пр.). Рассматривал экстремальные экономические ситуации и на их фоне – поведение при неполной экономической информации. При этом проявлялось влияние ожиданий, иллюзий, настроения и пр. психологических факторов.
Т.Веблен (1857-1929) указывал, что поведение человека определяется, в том числе, и культурным контекстом. Важным являются социальные институты и стремление человека к повышению социального статуса. О важности правил игры и ограничений писал Р. Коуз (1916-).