<<
>>

Модель «институционального человека»

Вернемся к исходному тезису настоящей главы, то есть к представлению «институционального человека» как совокупности образующих общество институтов. Следуя заявленной логике, положим в основу построения модели институционального человека системы базовых институтов, характеризующих, соответственно, Х- и Y-матрицу.

Сформулируем исходные теоретические основания, которых будем придерживаться в дальнейшем.

1. Два социетальных типа общества (в которых доминируют институты либо Х-, либо Y-матрицы) характеризуются соответствующим им типом «институционального человека». Этот тип близок по содержанию к понятию «народ». Обычно оно расплывчато, но к нему прибегают, когда хотят объяснить или понять, почему население поддерживает некоторые неочевидные для теоретиков события или действия лидеров. Народ, как и «институциональный человек», содержит историческую память, хранит своеобразный «социетальный архетип», латентно или даже бессознательно направляющий его на реализацию образцов поведения, способствующих выживанию общества как единого це-

лого. Функции «институционального человека», или народа, как и функции институтов состоят в сохранении и развитии данного общества.

В построении модели «институционального человека» использованы три группы характеристик — экономические, политические и идеологические, поскольку совместное, общественное проживание людей требует связи и согласований между ними именно по этим трем важнейшим моментам. Итак, первым моментом является необходимость совместного производства из условий окружающей среды средств потребления, без которых невозможно физическое воспроизводство социума. Это — ведение хозяйства, или экономика, — первый «срез» общественной жизни. Вторым моментом является необходимость коллективного решения возникающих вопросов, выработка совместных целей и следование им, что означает выработку политики, то есть правил и процедур принятия таких решений.

Политическими, по определению классика социологии Т. Парсонса, являются те стороны социального действия, которые связаны с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения коллективом его целей (Парсонс, 1998, с. 30). Третий момент, образующий устойчивую платформу социальных взаимодействий и одновременно их составную часть, — наличие общих ценностей и идей, разделяемых участниками деятельности. При принятии решений именно к этому комплексу значимых для массы членов общества идей апеллирует общественное мнение. Разделяемые сообществом ценности легитимируют в конечном счете политические и экономические решения. Итак, третьей значимой стороной социальных взаимодействий, которой нельзя пренебречь при построении функционально полной и необходимо достаточной модели «институционального человека», является идеология.

Таким образом, модель «институционального человека» содержит в себе характеристики действующих в обществе базовых институтов и является их квинтэссенцией. Она отражает их содержание, «переведенное на язык» социальных (совокупных) действий и ожиданий.

Исходя из этого представим модели «институционального Х-человека» и «институционального Y-человека».

<< | >>
Источник: под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. Homo institutius — Человек институциональный : [монография] / под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова . — Волгоград : Изд-во ВслГУ,2005. — 854 с.. 2005

Еще по теме Модель «институционального человека»:

  1. «Человек институциональный»
  2. ИНСТИТУТЫ, ЧЕЛОВЕК И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА
  3. ФАКТОРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  4. 2 . Пространственно-временные трансформации институциональной системы человека
  5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФРАКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  6. HOMO INSTITUTIUS В ТЕОРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ
  7. Методологические подходы К построению модели «институционального человека»
  8. Модель «институционального человека»
  9. «Институциональный х-человек»
  10. «Институциональный Y-человек»
  11. Выводы