<<
>>

Не космополитическая, а народная экономика

Менделеев категорически отвергает саму возможность существования некоей абстрактной, единой для всего человечества экономической науки - политической экономии. Это и не удивительно: науку он вообще представлял не космополитически-безликой, а национально окрашенной.

Она всемирна в уже полученных знаниях, но в способах постижения истины «неизбежно приобретает народный характер». Поэтому русским «надобно скорее приняться за установление твердых начал всей нашей образованности», пока заимствуемой с Запада. Тем более это относится к экономике, к заводскому делу, которое у нас только еще зарождалось: «Одно простое понимание заграничного метода заводской деятельности не может привести нас к развитию заводского дела, как простое подражание сельскохозяйственным приемам Запада, бывшее у нас в моде, не привело к сельскохозяйственному успеху, а только разорило многих людей».

Абстрактной политической экономии не может быть потому, что народное хозяйство (промышленность и торговля) и государственность находятся в тесной взаимосвязи с другими сферами народной жизни - религией, искусством и наукой. Поэтому правильнее было бы принять идею немецкого экономиста XIX века Фридриха Листа и переименовать «политическую экономию» в «национальную (народную) экономию».

Менделеев имел в своей библиотеке и внимательно читал «Капитал» К. Маркса, сделав на полях многочисленные пометки, но «научного социализма» не принял, оставшись верным своему пониманию «народной экономии» - народной сразу в двух отношениях: и потому, что она отвечает условиям России, и потому, что должна прежде всего выражать интересы «русского трудового класса». Он даже особо оговорил, что он - русский и пишет для русских, и цель его - внести вклад в «небывалый расцвет русских сил», чтобы обеспечить независимость России, ибо в противном случае ее ожидала бы судьба народов, сошедших с исторической арены. Он подчеркивал, что неизменно отстаивает не частные и даже не казенные, а именно народные интересы, и потому борется с неправильным пониманием путей развития России. А чтобы быть при этом действительно независимым от власть предержащих, он принципиально отказывался быть заводчиком или фабрикантом, иметь акции промышленных компаний и пр., - пример не часто встречающийся.

Раз Менделеев признал, что политическая экономия должна быть национальной, то и начал он ее создание с раскрытия понятия «Россия», с выявления особенностей исторического развития и характера русского народа. Россия - страна, лежащая на стыке Европы и Азии, что важно как с геополитической точки зрения, так и в том смысле, что русские (под ними он понимал великороссов, украинцев и белорусов) по складу своего национального характера призваны «сгладить тысячелетнюю рознь Азии и Европы...» Отсутствие у русских склонности к методически размеренному труду, их работу порывами Менделеев связывал с сезонностью сельскохозяйственных работ, с невероятным напряжением всех сил в «страду» и отдыхом после нее.

<< | >>
Источник: Антонов М. Ф.. Экономическое учение славянофилов. Отв. ред. О. Платонов. М., Институт русской цивилизации,2008. - 416 с.. 2008

Еще по теме Не космополитическая, а народная экономика:

  1. РОССИЯ И ЗАПАД: МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ИЛИ ПЛАНЕТАРНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ?
  2. Глава 3. Европа и славянский мир
  3. § 4.3. Глобалистские технологии разрушения национальной государственности
  4. Славянофилы вне славянофильского кружка
  5. Не космополитическая, а народная экономика
  6. «Экономика грядущего» Менделеева
  7. Василий Васильевич Розанов
  8. §7.2. Политическая система и ее институциональные компоненты
  9. Власть и монополия на законное насилие
  10. Политический реализм
  11. Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.