<<
>>

Надежда на молодежь

Социальные ожидания во многих современных обществах связывают с успехами молодежи. Однако утверждение, весьма естественное с точки зрения обыденного сознания и повседневной жизни, о том, что любая эпоха возлагает большие надежды на молодежь, не соответствует урокам истории.
Тысячелетняя власть «старейшин», почти полное подчинение детей родителям, отсутствие у молодежи права на социальную инициативу, защиту, самоопределение и личную свободу - все это начинает преодолеваться лишь в XX в. Международные конвенции, декларации, билли о правах молодых создают правовую основу общественного регулирования от-ношения к этой социальной группе.

В советской России, в соответствии с ее авторитарными традициями, как и идеологией своего времени, поэт провозгласил: «Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым». Однако реальный переход (заметим в качестве гипотезы, массовый переход) социальной инициативы и власти от умудренных опытом «старейшин» в руки молодых можно наблюдать лишь в 90-е гг. - в постсоветское время, в период «построения капитализма». «Капитализм, правда, при всем желании молодостью мира не назовешь (в Нидерландах, например, буржуазная революция победила в XVI в.), но вторая часть лозунга нисколько не утратила актуальности. И в печати, и по телевидению, и с трибун, и в личных разговорах уже несколько лет звучит "молодежный лейтмотив"» Современное, в том числе ка-

питалистическое и, прежде всего, информационное общество, в отличие от традиционного социума, ценит не столько практический опыт и жизненную умудренность, сколько высокое, широкое, профессионально значимое образование. «Завтрашний день России будет во многом определяться уровнем образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, - пишет В. Т. Лисовский, - его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении России».

В переломный для России период - «от культа личности к культу наличности» - и общество, и молодое поколение стали связывать свои надежды и ожидания с деньгами и богатством.

Однако, как замечают О. М. Здравомыслова и И. И Шурыгина, «ориентированность молодежи на материальные ценности - не веяние новой эпохи. В СССР параллельно существовали две модели успеха: "официальная", т. е. признаваемая и стимулируемая (через образование), и "неофициальная", или "теневая". Главными ценностями последней выступали деньги, комфорт, благоустро-енный быт». Проведенное названными авторами исследование 300 студентов Москвы и Иванова в возрасте от 17 до 25 лет выявило: «. чем моложе респонденты, тем выше они ценят деньги, но одновременно чем выше они ценят деньги, тем более важным им представляется и образование. Т. е. деньги как ценность и критерий успеха не столько обгоняют образование на "шкале ценностей", сколько оказываются более тесно, чем ранее, связаны с ними» . В России к концу 90-х гг. складывается модель успеха «образование - профессия - деньги», а не наоборот. Она является достаточно новой для нашего общества и утверждается именно молодым поколением.

<< | >>
Источник: Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, О. П. Фадеева, И. И. Харченко. Неформальный сектор: экономическое поведение детей ивзрослых / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,2001. 183 с.. 2001

Еще по теме Надежда на молодежь:

  1. Надежда на молодежь
  2. Молодежь - становящийся субъект общественного воспроизводства
  3. Примечания
  4. Библиография
  5.   Статья первая  
  6.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  7.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  8. НЕПЬЮЩИЙ ПОСОЛ ПЛОХО СЛУЖИТ РОДИНЕ
  9. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  10. БОРЬБА ПАРТИЙ ВО ФРАНЦИИ ПРИ ЛЮДОВИКЕ XVIII И КАРЛЕ X
  11. Валентина Ивановна Стоянова РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  12. IV. Альфа — или Моралист
  13. 18. КРОЙЦБЕРГСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МУСУЛЬМАНСКОГО И НЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В БЕРЛИНЕ ГЮНТЕР ЙИКЕЛИ Gunther Jikeli
  14. 21. ПРИКОСНУТЬСЯ К БОЛИ: ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА КРИСТИАН ВЕБЕР Christian Weber
  15. Глава восьмая. Новая жизнь
  16. Бизнес и общество: скованные одной цепью
  17. Приложение № 6. ПИСЬМА А.И. АНИСИМОВА ГРАФИНЕ П.С. УВАРОВОЙ ВЫЯВЛЕННЫЕ СРЕДИ МАТЕРИАЛОВ АРХИВНОГО ФОНДА УВАРОВЫХ (ОПИ ГИМ. Ф. 17)
  18. Тематика советских праздников и их восприятие в общественном сознании
  19. IL2. «Церковная революция»
  20. § 4. Ролъ украинизации в создании нового «Пъемонта украинских трудящихся масс»: построения Н. Хвылевого и М. Волобуева