<<
>>

Глава 4. СЛАВЯНОФИЛЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА III

Александр III был одним из самых набожных русских монархов. Вера Александра III не отягчалась сомнениями: он изначально, как аксиому, принял догматы религии. Вопросы, над разрешением которых бились русские умы,— доказательства бытия Божия, бессмертие души — не занимали его.

Однозначные ответы на них он усвоил раз и навсегда вместе с детской молитвой. Считавший себя истинным христианином, император не только не руководствовался в политике христианской моралью, но как раз сами принципы этой морали способен был подчинять государственным целям.

Его вера была выражением естественной тяги к опоре, которая казалась единственно твердой. Усиливать самодержавие без помощи религии в последней четверти XIX века было попросту невозможно. Объяснять целесообразность существования власти давней исторической традицией, самобытностью «русского пути», обращением к отрицательному опыту европейских государств оказывалось уже недостаточным. Для обоснования незыблемости самодержавия в пореформенной России требовалось высшее мистическое подтверждение. Провиденциализм в официальной идеологии при Александре III получает явное преобладание: идея царя, помазанника Божьего на земле, первенствует в провозглашении самодержавия неизменной принадлежностью русской истории и вершиной российской государственности. Русский царь — не только наследник династии, но и преемник кесарей. Убежденный в Божественном происхождении его власти, Александр Ш воспринимал покушения на неограниченную монархию как акты кощунственные и еретические. Сам он строго исполнял церковные обряды, неукоснительно посещал богослужения, отстаивая их до конца, истово молясь и наслаждаясь церковными песнопениями (духовную музыку любил больше, чем светскую).

Главным достижением царствования Александра III стало проведение контрреформ, в ходе которых было пересмотрено либерально-космополитическое законодательство 1860-1870-х годов.

Главной целью контрреформ были усиление позиций русской православной монархии.

Проект контрреформ был подготовлен министром внутренних дел Д. А. Толстым. Одной из первых мер контрреформ явились “временные правила” о печати от 27 августа 1882, вводившие цензуру на печатные издания, подрывавшие православное вероучение и духовно-нравственные устои России. Восстанавливались сословные принципы в начальной и средней школе, росло число церковноприходских школ, был принят циркуляр от 18 июня о гимназиях. Коренному переустройству подвергалась высшая школа. По новому уставу 1884 была упразднена университетская автономия. В 1885 году был учрежден Государственный дворянский земельный банк, ограничены семейные разделы для крестьян (1886), введен закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) и т. д. Все эти акты явились отдельными звеньями контрреформ. В сер. 1880-х был поставлен вопрос об общем пересмотре законодательства 1860-70-х.

Программа контрреформ была отражена в статье предводителя дворянства Алатырского у. Симбирской губ. А. Д. Пазухина “Современное состояние России и сословный вопрос” (“Русский вестник”, 1885, т. 175, кн. 1; отд. изд., М., 1886). Пазухин, назначенный правителем Канцелярии министра внутренних дел, возглавил подготовку контрреформ и стал автором первоначальных проектов преобразования земства и крестьянского управления (н. 1886).

В цикле контрреформ особенно важен закон о земских начальниках от 12 июля 1889 года. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора и предводителя дворянства из числа местных дворян, обладавших определенным имущественным и должностным цензом. Земский участковый начальник сочетал административную власть наряду с судебной. В административной сфере ему полностью подчинялось крестьянское сельское и волостное самоуправление. Судебные функции земского начальника были очень обширны. Мировые суды в уезде упразднялись. Большая часть рассматривавшихся ими дел перешла непосредственно в ведение земских начальников, другая же часть - в ведение волостного суда, целиком подчиненного земскому начальнику.

Ряд решений земских начальников являлся окончательным, другие могли быть обжалованы. Второй инстанцией как в административных, так и в судебных отношениях был уездный съезд земских начальников под председательством уездного предводителя дворянства, решения которого могли быть пересмотрены губернским присутствием. Закон 1889 года создал в уезде институт, сословный по составу и по функциям. Он возвращал дворянству значительную долю его прежней власти над крестьянством.

Вторым по значению актом в цикле контрреформ было земское положение от 12 июня 1890 года. Новый закон ввел сословные курии для избирателей, усилил представительство дворянства, заменил выборность крестьянской курии назначением губернатором гласных от крестьян из числа избранных крестьянами кандидатов. В целом по 34 губерниям процент дворян в уездных земских собраниях вырос с 42,4% в 1883-86 до 55,2% в 1890, в губернских - с 81,6% в 1883-86 до 89,5% в 1897. Существенно усиливалась государственная опека над земством, создавался новый орган - губернское по земским делам присутствие.

Дальнейшим шагом явилась городская контрреформа 1892 года. Из состава городских избирателей были исключены низшие слои - приказчики и мелкие торговцы. Первенствующее место отводилось владельцам городской недвижимостью (стоимостью от 300 до 3 тыс. руб.). Эти меры увеличили влияние малочисленного в городах дворянства. Контроль администрации над городским самоуправлением усилился.

Изменения вносились и в судебную реформу 1864 года. Так, в 1887 году был изменен ценз для присяжных заседателей с целью усиления дворянских элементов и отстранения представителей наименее состоятельных буржуазных слоев. В 1889 году из ведения суда присяжных была изъята часть дел и в первую очередь все виды дел о «сопротивлении властям».

Либерально-космополитические элементы государственно - го аппарата и дворянства тормозили проведение контрреформ и не позволили довести их до логического конца. Тем не менее уже проведенные контрреформы усилили традиционные позиции Русского Православного Царства, приостановили введение порядков, России

30

не свойственных .

<< | >>
Источник: Антонов М. Ф.. Экономическое учение славянофилов. Отв. ред. О. Платонов. М., Институт русской цивилизации,2008. - 416 с.. 2008

Еще по теме Глава 4. СЛАВЯНОФИЛЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА III:

  1. А. С. Пушкин
  2. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  3. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  4. Глава 3. Европа и славянский мир
  5. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  6. Глава 3 Концепции земского самоуправления 1860-х годов
  7. Основатели славянофильства А. с. Хомяков и И. в. Киреевский
  8. Славянофилы вне славянофильского кружка
  9. Глава 4. СЛАВЯНОФИЛЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА III
  10. Славянофилы в эпоху Александра III
  11. Введение
  12. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.
  13. Глава 4. Польская тематика в литературе 1880-х–1890-х годов