<<
>>

5С: Социальный статус и частная благотворительность

Пожертвования на благотворительность порой являются частью погони за социальным статусом, которая побуждает людей участвовать в благотворительных балах и обедах. Эта же черта благотворительности привлекает интерес доноров- пожертвовател ей. А. Глазер и К. Конрад [Glazer, Konrad, 1996] предположили, что демонстративные, публичные пожертвования на благотворительность служат для демонстрации собственного благосостояния. Торстейн Веблен (1857—1929) в своей книге «Теория праздного класса» [Veblen, 1934] предположил, что люди показывают свое богатство

путем демонстративного потребления.

Демонстративные пожертвования на благо-творительность — лишь более достойное средство похвастаться своим богатством.

Однако не является ли социальный статус одновременно препятствием для добровольной благотворительности? Джакомо Корнео и Ханс-Петер Грюнер [Corneo, Griiner, 2000) предположили, что богатство и высокий доход могут служить источником высокого социального статуса их владельца сами по себе, а значит, пере-распределение дохода через благотворительность снижает этот ценимый людьми статус. Желание поддержать свой социальный статус, следовательно, противоречит склонности к благотворительности, когда люди, считающие свой социальный статус высоким (в силу родословной или образования) получают выгоду от способности распознать «близкого человека» друг в друге и общаться друг с другом. Это общение делается возможным благодаря характеру потребления, определяемому высокими доходами. Таким образом, Корнео и Грюнер полагают, что люди используют богатство как инструмент исключения, позволяющий наслаждаться компанией других людей со столь же высоким социальным статусом, которые могут, например, курить хорошие сигары, смаковать лучшие сорта виски и вин. Это вариант гипотезы демонстративного потребления, выдвинутой Вебленом. Потребление, отражающее социальный статус, должно быть демонстративным, чтобы люди могли идентифи-цировать друг друга и выбирать наиболее подходящую себе компанию. Без богатства невозможно было бы встречаться и узнавать друг друга в элитных школах, дорогих отелях, загородных клубах, салонах и каютах первого класса.

В богатстве нет необходимости, если существуют иные видимые индикаторы социального статуса. Например, во многих странах доходы университетских про-фессоров были низки, отражая мнение, что высокий социальный статус профессора компенсирует это. Например, в престижных английских университетах Оксфорда и Кембриджа в русле схоластической традиции предполагалось, что ученые не вступают в брак, но посвящают себя науке, и, следовательно, высокий доход не нужен им для этого предполагаемого скромного образа жизни. Возможно, такая трактовка социального статуса объяснялась той угрозой, которую наследственная знать видела в продолжении рода людьми, обладающими чрезмерно острым, на их взгляд, разумом. Последних практически склоняли к монашескому образу жизни. Представители наследственной знати заключали браки между собой, иногда в рамках одной итойжесемьи. Возможно, причиной такого поощрения монашеских традиций по отношению к умным людям было именно злоупотребление бракосочетаниями в рамках столь узкого круга.

А в* ~ fmjJOO :0©

лтоівао

А

-tf[J;NUODliCjWO'] mtm MOqOIl dTDOHHMTNqoaTOTfiKO СН RMHEUOfl ГЦЭЖОП

п ч <л споятоЕір/; • /;отсм. r/o:wr -

но-локог, ooqsTH» тэеч««1п u :sr.6 бтч®и

/Miithi ь'лпо/і .-DMiiiJi WfioX л.м qatsiil .А

ЛТОІЛ.й I:ij '"•»>' nonrTaff flfrtTot^T тэ

...:ixlidt?XOn НДОНЮТН ,IU«lOIU)nVXjr !RPt ..TjIJj/;

<< | >>
Источник: Хиллман А.Л.. Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления. 2009

Еще по теме 5С: Социальный статус и частная благотворительность:

  1. Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
  2. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  3. ФОРМЫ И ГРАНИЦЫ ТЕНЕВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  4. 5.3.1. Добровольные благотворительные трансферты
  5. Откуда различие во взглядах?
  6. 5С: Социальный статус и частная благотворительность
  7. §3. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО БАНДИТИЗМА
  8. § 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА БАНДЫ
  9. Оноре де Бальзак
  10. Чарлз Диккенс
  11. Структурно-стилистическая организация текстов (на примере речевого жанра «беседа»)
  12. ТЕРМИНЫ
  13. 2.2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ. КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  14. Жерар Нуарьель Национальная репрезентация и социальные категории: пример политических беженцев
  15. Бизнес отвечает за все
  16. Благотворительность, социальные инвестиции и корпоративное гражданство
  17. Социальные коммуникации бизнеса: от манипуляции — к социальному партнерству
  18. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И БОГОСЛОВИЕ B VIII-X вв.
  19. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАМЯТИ
  20. § 1.1. Административная правосубъектностьобщественных организаций как условие взаимодействия с полицией