<<
>>

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОБЕННОСТИ ИЗОТЕРАПИИ

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются живопись, музыка, литература. С одной стороны, они воздействуют на главные сферы психики ребенка, а с другой, ребенок владеет тремя способами освоения мира, обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение.[5]. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли - словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством.

Младшему школьному возрасту характерно в этот период возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми.

Сознание служит главным регулятором человеческого поведения. На сегодняшний день существует несколько классификаций уровней сознания, через которые теоретически и практически проходит за свою жизнь индивид. Как правило, выделяют три больших этапа в становлении сознания индивида: предперсональный, персональный, трансперсональный уровни. [9]

Переход с одного уровня на другой сопровождается кризисным состоянием и каждому уровню сознания, соответствуют специфическая базовая проблема, решение которой и есть задача данного уровня.

В данной работе мы рассматриваем проблему адаптации детей младшего школьного возраста, которые и являются тем кризисным состоянием при переходе с предперсонального уровня на персональный уровень. При успешном решении проблемы адаптации в результате появляется целостная, интегрированная, социально адаптированная личность.

В формировании субкультуры личности ребенка особое значение придается искусству, т.к.

оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную и катарсистическую функции.[3].

Участие ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л.С.Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство» [3. С.205].

Исследования в области воздействия искусства на ребенка показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, которые осуществляются двумя путями:

¾ путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

¾ путем практической деятельности, связанной с искусством.

Формирование художественной культуры у младших школьников с проблемами адаптации осуществляется через виды искусства и их взаимодействие в коррекционно-развивающем педагогическом процессе.

Существует несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на область эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

В данном возрасте активизируется познавательная деятельность, улучшается качество восприятия, более полными становятся представления, обогащаются эмоциональные переживания, чувства детей. Дети овладевают умениями в художественно-творческой деятельности. Для изучения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста, а также учитывая своеобразие педагогической работы с детьми, в данном аспекте рассмотрим арттерапию как одну из технологий, направленную на коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей младшего школьного возраста.

Арттерапия применяется и в педагогической деятельности, где часто сталкиваются с такими «побочными» эффектами как, например, снятие «зажатостей» и общее улучшение взаимоотношений при занятиях рисунком или избавление от тревожности, обнаружившееся при рисовании. Также некоторые педагогические подходы включали в себя творческие занятия, в которых использовали идеи близких арттерапевтическим.

В зависимости от характера творческой деятельности можно выделить следующие направления современной арттерапии: изотерапия или художественная терапия, библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, драматерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, хореотерапия и др.

Для решения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста представляет интерес изотерапия как один из видов арттерапии.

Изотерапия как научный метод возникла в условиях западной культуры и использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург.[6]. Она опиралась на идею З. Фрейда о том, что внутреннее "Я" может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для терапии искусством существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах.

Другой подход был основан Эдит Крамер [6]. Она верила в действие процесса сотворения искусства и присущую ему эстетическую ценность в данный момент.

Э. Крамер была уверенна в том, что исцеляющему процессу арттерапии способствовала способность позволить процессу развернуться без малейшего вмешательства со стороны психотерапевта. Возникли два различных подхода в художественной терапии: подход Наумберг, где арттерапевт являлся главным терапевтом, и подход Крамер, где арттерапевт был больше художником и предоставлял терапевтическую поддержку. [6].

В отечественной литературе наиболее интересными представляются до сих пор работы Карпова посвященные изотерапии.[6]. Уже тогда Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что, в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства.

Цель изотерапии направлена не на формирование будущих виртуозов и лауреатов конкурсов, а на менее амбициозную, но не менее важную цель, а именно — на становление человека в простом и общекультурном смысле слова.

Любая педагогика явно или неявно является «проектом возможного человека», идеал которого варьирует от «функциональной единицы» в «социальной машине» - до «творчески развивающегося индивидуума».

Арт-педагогика, будучи непосредственным источником происхождения изотерапии, была и остается одной из основных возможных зон, где, в российских реалиях, могут быть восприняты и органично адаптированы различные изотерапевтические практики. [9].

Артпедагогика имеет широкий спектр применения, в нашем исследовании мы рассматриваем более узкую проблему, проблему адаптации детей младшего школьного возраста не имеющих классических форм аномалий сенсомоторного и интеллектуального развития, но имеющие трудности в освоении и приспособлении к новым социально-культурным условиям.

Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с социальными, психологическими, психиатрическими проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.[1].

У детей младшего школьного возраста с проблемами адаптации в процессе формирования основ художественной культуры и художественно-эстетического познания мира решаются следующие задачи:

· - художественно-познавательная, связанная с восприятием раз­ных видов искусства, с пониманием, лежащих в их основе ценностей, умением видеть логику развития художественного образа, осознанием содержательной стороны произведения.

· - изобразительно-выразительная, связанная с усвоением специфики знаковой системы языков искусств, особенностей выразительного языка каждого вида искусства (музыки, живописи, литературы), с проявлением себя и овладением умениями в разных видах художественной деятельности.

· - художественно-эстетическая, направленная на развитие эстетического восприятия художественных произведений, формирование чувств ребенка в понимание красоты в искусстве, накопление художественно-эстетического опыта.

· - культурно -ценностная, ориентированная на становление духовно-ценностных основ личности ребенка, его субкультуры, его внутреннего «Я», интересов, способностей, нравствено-эстетических, культурно-коммуникативных и рефлексивных качеств (самоконтроль, самооценка).

· - художественно-эмоциональная, связанная с развитием эмоциональной сферы детей, проявлением отношения к художест­венному образу через эмоции и чувства, умением вербально их выразить, формированием осознанности и адекватности эмоциональных реакций детей эмоциональному строю художественного произведения.

· - художественно-творческая, направленная на развитие элементарных творческих проявлений в разных видах искусства, на выражение образа «Я» в оригинальных продуктах детской художественной деятельности.

· - коррекционно-развивающая, направленная на сглаживание, коррекцию отклонений в развитии школьника средствами искусства, обеспечивающие возможность приобщения к художественной культуре, к активной деятельности в мире искусства, помогающей адаптации в макросоциальной среде [1].

Артпедагогика опирается на общепедагогические принципы организации и проведения коррекционной работы, принципы специальной педагогики, отражающие концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями, а же на принципы художественно-эстетического развития.

Артпедагогика и изотерапия ставит сходные задачи, они направлены на формирование свободной творческой личности, способной к активной, преобразующей деятельности.

Изотерапия позволяет человеку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результат гармоническое отношение к действительности.

Изотерапия в основном носит диагностический характер, используя спонтанный характер творческой деятельности на изотерапевтических занятиях.

Искусство выражает потребность человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Как известно «therapy» в переводе с латинского означает лечение, но термин «изотерапия» не связан буквально с лечением заболевания. Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества.

Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Изобразительное искусство является эффективным средством социализации индивида, общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому, эмоциональному опыту, вековой мудрости, конкретным общественным интересам и идеалам.

Творческая деятельность является неотъемлемой частью жизни ребенка - естественным выражением переживаний и эмоций, используя изобразительное искусство для раскрытия внутренних ресурсов, ребенок развивает и формирует свою личность. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, что для него важно.

Достоинством изотерапии является "язык" визуальной и пластической экспрессии. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.[1] Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Дети способны использовать художественные материалы для коммуникации, игры образами, импровизации, театрализации. Возраст детей младшего школьного возраста называют золотым веком детского рисунка. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

В изотерапии или "художественной терапии" предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.), для выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения [7].

Наши исследования показали, что занятия по изотерапии значительно способствует благоприятной адаптации ребенка к школьному обучению, предполагает благополучное его развитие на протяжении всего обучения в начальной школе, что, в свою очередь, определяет снятие излишней эмоциональной и физической нагрузки обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей ребенка. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы.

На занятиях по изотерапии используют технику активного воображения, направленную на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. По мнению А.Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл изотерапии - в ее высвобождении [6].

Задача изотрерапии является не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Согласно взглядам К. Гольдштейна, творчество - это средство преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. [7].

Задача изотерапии, в рассматриваемом аспекте данной проблемы, заключается в помощи ребенку адаптироваться в социально-культурной среде, освоить духовное и материальное богатство человечества.

С позиции адаптации изотерапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к социокультурной среде, способствующий общей гармонизации личности.[7].

Креативные представления - представления, согласно которым адаптационное воздействие изотерапии на психику ребенка можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование.

Другими механизмами действия изотерапии являются отреагирование и сублимация - непрямое удовлетворение антисоциальных импульсов. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или в речи. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходящей в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Изотерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Рисование, как и сновидение, снимает барьер "эго-цензуры", затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.

Проективное рисование не является изотерапией в полном смысле этого слова, поскольку здесь не ставится цель достижения эстетического результата. В отличие от предыдущих направлений, в работе с детьми в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания.

Ведущим является целенаправленная ориентация руководителя на проективный аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной изотерапии должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования заключается в том, что педагог предлагает ребенку сюжет проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их. При рассмотрении изотерапии как занятости предполагается, что изобразительное творчество действует так же, как и другие подобные формы работы с больными, что целеустремленная и плодотворная деятельность, осуществляемая при изотерапии, является «оздоровляющим процессом», который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции.

Особое значение придается коллективному характеру занятий изотерапии. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения. Совместное творчество помогает ребенку познать мир другого человека, что облегчает социокультурную адаптацию.

Физическое и физиологическое влияние изотерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.

Изотерапия так же как и педагогика имеет дело с вопросами человеческого существования в мире, вопросами свободы и способности индивида взаимодействовать с самим собой и с другими людьми. В изотерапии педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка, оно выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции, изотерапия имеет свои методы и приемы.

Методы и приемы, применяемые в изотерапии для адаптационных целей детей младшего школьного возраста, должны отвечать определенным требованиям.

С одной стороны должны носить художественно- познавательный, с другой стороны – художественно- эмоциональный, с третьей стороны – художественно-творческий, с четвертой – коррекционно-развивающий характер.

Рассмотрим методы и приемы, направленные на решение проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:

· возможность для интерпретаций и диагностической творческих работ в процессе адаптации;

· предоставление возможности для выражения агрессивных чувств, при помощи рисования, которые являются безопасными способами разрядки напряжения;

· формирование гармонического отношения к окружающей среде. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

· Развитие коммуникабельности. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

· Формирование возникновения чувства внутреннего контроля и порядка;

· Овладение определенными изобразительными средствами искусства;

· Возникновение ощущения собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность;

· Удовлетворение от творчества и творческой деятельности.

Эффективность изотерапии на занятиях с детьми младшего школьного возраста заключается в том, что методы и приемы изотерапии позволяют более быстро и успешно решить проблему адаптации детей.

Положительное воздействие изотерапии в адаптации детей младшего школьного возраста, заключается в правильном организованном общении с изобразительным искусством на развивающуюся личность ребенка, ее социализацию и формирование адаптивных способностей; возрастными особенностями младших школьников, их предрасположенностью к общению с изобразительным искусством, склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.

Перспективы развития изотерапии в России связаны и с социально - экономическими условиями жизни страны, и с укреплением демократических основ государства и общества, и с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодолением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху.

Литература

1. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И Божович– М.: Просвещение, 1968.– 464 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. - М.: Учпедгиз, 1965.-318с.

4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1 Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец – М.: Просвещение, 1986.- 216 – 221с.

5. Каган,М. С. Морфология искусства /М.С. Каган - Л.; М., 1972

6. Копытин, А. И. Основы арттерапии/ А. И. Копытин -СПб., Питер, 1999.

7. Психотерапия/Под ред. Б.Д.Карвасарского.- СПб. Питер,, 2000.

8. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б Эльконин - М.: Учпедгиз, 1960.– 289с.

9. Jung, С. Collected Works (Vol.6). London: Routledge & Kegan Paul, 1970.(Originally published, 1921) р. 63

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя.- М.: Университетская книга, Логос. Серия Новая университетская библиотека, 2009.- 384с.

11. Иванова, Н.Н. Профилактика десоциализации детей с когнитивными нарушениями в системе дополнительного образования: Монография./ Н.Н.Иванова.- Тамбов: Першина, 2004.-398с.

12. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160с.

<< | >>
Источник: Г.В. Козлова. Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой. Тамбов:,2010. - 520с.. 2010

Еще по теме ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОБЕННОСТИ ИЗОТЕРАПИИ:

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОБЕННОСТИ ИЗОТЕРАПИИ