<<
>>

Стилевые направления в ювелирном искусстве (1980-2000 гг.)

Социальное положение женщин за последние 20 лет XX века развивалось в направлении идей эмансипации. Независимость, самостоятельность и равноправие с мужчинами приводит к тому, что женщина стала полноценно работать, а не заниматься семьей и домом.

Возникло понятие - «деловая женщина». В женский костюм пришли виды мужской одежды - возник новый образ женщины, сильной и властной. В костюме это проявилось появлением строгих, структурных, трапециевидных форм. Функциональная сторона одежды заключалось в возможности

повседневного использования одного комплекта в различных ситуациях: с утра - на работе, вечером - на светском мероприятии. На дизайне ювелирных украшений это так же отразилось в полной мере. Эргономичный аспект формы обострился к концу столетия до предела, привнеся в формообразование понятие максимального удобства ношения изделия. Геометрия форм базировалась на динамичных, гладких, округлых поверхностях, а концу 90-х - на остроугольных, резких конструкциях, строго ориентированных на бионическое формообразование с повышенной степенью стилизации. В начале XXI века возник синтез этих двух противоположных состояний формы. Аспекты бионического формообразования представляли собой четкую структуру социальных явлений, оказывающих влияние на формообразование ювелирных изделий (ем, рис. 71).

Во-первых, установлено, что художники-ювелиры на протяжении второй половины - XX века постоянно обращали свой творческий поиск на предметы ювелирного искусства периодов Арт Нуво и Арт Деко. Это свидетельствует об уникальности разработок дизайна этих периодов, концептуально влиявших на ювелирное формообразование XX века.

Во-вторых, установлено, что к концу века усилилось взаимодействие и консолидация концепция разных видов творчества - музыки, кино, театра, архитектуры, компьютерной графики. Следует отметить, что к концу XX века электронные технологии пронизывали всю жизнь человека, что так же сильно отразилось на развитии дизайна и его технологий.

Третьим аспектом формообразования являлась промышленная эстетика, образовавшее целое направление в дизайне, базирующееся на многоуровневом подходе к проектированию предметной среды. Концепция промышленного дизайна основана на функциональности формы, заключающейся в том, что конструкция вещи полностью соответствует ее назначению. В ювелирном формообразовании функция ювелирного изделия определена нами двумя параметрами - его соответствием внутренней

природе индивида, обладателя и удобством, надежностью в использовании - ношении.

Рис. 71. Стилистические аспекты ювелирных изделий периода 1980- 2000-х годов.

1

Ювелирное формообразование 1980-2000 и

Четвертый влияющий фактор - это интенсивное для 1960-2000-х годов развитие научного знания многих направлений исследовании. Общественное сознание людей этого периода подчинялось вере в технический прогресс и его позитивное влияние на общество, Землю, вселенную. Достижения физики, химии, биологии, астрономий широко освещались в средствах массовой информации. Дизайнеры работали с учеными по смежным направлениям исследований в искусстве и науке. В ювелирном секторе это отразилось на расширении набора художественных образов, иллюстрирующих научное осмысление современной действительности и интенсивном развитии электронных технологий проектирования. Возникшая в 80-е года экология, привлекшая внимание людей к проблемам взаимодействия человечества и природы, повысила актуальность бионических идей в мире дизайна и архитектуры.

Следующий аспект бионического формообразования, это, свойственное всем периодам, обращение к культурам «экзотических» цивилизаций, в

основном это восточный, средиземном орский, тихоокеанский и американские регионы. П конце века декоративно-прикладное искусство и архигекгура европейской части планеты интенсивно взаимодействовало со всеми вышеперечисленными культурами, на предмет анализа творческих процессов и инспирации.

Каждый этап смены мод в период 80-9υ-∖ годов стилистически, в разной степени її в разное время, был связан с искусством древних цивилизаций.

Ювелирное украшение взаимодействует и находится в постоянном контакте с костюмом Сейчас, после изучений причин смены ассортимента и дизайна ювелирных изделий, мы делаем вывод о глубокой взаимосвязи форм, материалов и поверхностей ювелирных украшений с костюмом и модой, поэтому стиль и мода в костюме является шестым аспектом бионического формообразования ювелирных украшений. В 80-90-е годы ювелирные УКрашенИЯ по отношению к косномv обсели большую

J. «> а. к л. . ∙r

самостоятельность к иногда являлись центром или акцентом образа. Установлено наличие процесса миграции пластических решений из форм костюма в формыловелирных украшений.

Последним, седьмым, аспектом является появление развитой спортивной индустрии и популяризации спортивного образа жизни, в качестве противопоставления урбанистическому, малоподвижному состоянию населения трети планеты. Стиль «спорт» зарождался, начиная с 50-х годов, и к концу 90-х представлял собой устойчивый показатель разнообразия художественных решений предметно-материальной среды, окружающей человека. Индустрия выпуска ювелирных изделий работала с крупными спортивными проектами и производила наградные знаки и массовую ювелирную продукцию. используя в дизайне спортивную эстетику.

Таким образом, бионическое формообразование ювелирных изделий

конца столетия, находилось под меняющимся воздействием 7-ми установленных факторов стилистического формообразования (см. Приложение 1). Теперь мы последовательно рассмотрим изменения в

ассортименте продукции и структуре использования природных инспираций

и прототипов.

На основе анализа показателей ассортимента XX века мы получили возможность в организации видовой классификации ювелирных изделий. Виды ассортимента помещены в таблицу 2 - это категории ювелирных изделий, сформировавшиеся к концу XX века в отдельные направления ассортимента.

Виды ювелирных изделий находятся в постоянном взаимообмене принципами формообразования и технологиями изготовления. Наиболее стабильными и востребованными видами ассортимента являются серьги, кольца, браслеты, украшения для шеи, часы, объекты интерьера, изделия для предметов оптики, столовые приборы и посуда, украшения для детей и бижутерия. Данные, таблицы 2, делятся на две части - виды и типы ювелирных изделий. К видам относятся различные категории предметов личного пользования человека: их 29. У каждого вида существуют типы - разные по функциональному назначению и конструкции изделия.

Следует отметить появление новых категории, таких, например, как украшения для пирсинга - древнем искусстве индейцев Африки и Америки. Пирсинг - это украшение собственного тела специальными ювелирными изделиями путем крепления их на разных частях тела в подготовленные отверстия в коже. Система креплений подобных изделий спровоцировала разработку новых конструкций ювелирных изделии и расширение видовой классификации.

Другая новая категория, это разработка дизайна для индивидуальных электронных устройств, в основном коммуникативных и охранных. Этот вид продукции, новый для ювелирного сектора, только в конце 90-х годов формируется в 01 дельное направление.

:е-инспирации художников-ювелиров расширились к концу

века появлением трех новых категорий природных объектов и явлений.

Морская флора и фауна, в том числе микроорганизмы,

m **Γl I∏LJΠ ujv х r±i>-ΓiXr

1*0* ,

чалось

учеными, начиная с 70-х годов, когда началось активное создание

подводных научно-исследовательских аппаратов и гидрокостюмов.

исследований ассортимента XX века.

Таблица 2. Видовая классификация ювелирных изделий на основе

Ви. зы ювелирных изделий Типы ювелирных изделий
1 Украшения для волос (головного убора) Тиара, диадема, заколка для волос, гребень, шпилька
2 Серьги Клипсы, пуссеты, подвесные серьги
3 Украшения для шеи Склаваж, колье, ожерелье, цепь, бусы, подвес (кулон, кулон-нессер, медальон, талисман)
4 Брошь
5 Пояса и пряжки Пояс, пряжка
6 Браслет Браслет цельный (литой), браслет из элементов
7 Кольца Перстень, печатка, обручальное кольцо
8 Запонки
9 Булавка
10 Заколка для галстука
11 ^арманкые несессеры, косметическая фурнитура Флакон, пудреница
12 Визитккцы, держатели для бумаг Футляр для визитных карточек, держатели для денег
13 Ї Сурильные аксессуары ττrvrvw*τ∖√√1ΛX9 Jivij 1UΛ I*llJXJLXTMj √TMJJJ,U√LI11XX5

і олень

4.Птицы і леоедь, πeτvx.
павлин, орел. сова, жаворонок.

[ ... v

і попугаи, соловей

5.Насекомые| Стрекоза, бабочка, жук, оса, паук

б.Рептилми Змея, хамелеон, лягушка, ящерица
Т.Морская фауна Осьминог, морской конек, рыбы
8.Пейзажи

Л Тїпттпг»Лі»

∙ ±V^1UDVΛ

Закат, восход, вода, лес, небо

Женщина и мужчина, женщина, мужчина

ІО.Мифические

существа

Грифоны, сфинксы
1 ^Кристаллические дїОрСДЇЛ її *жИЇІЄр&ЛЇ»ї Кристаллы, минералы
12.Космические

явления и тела

Звезды, планеты, туманности
13.0бъекты

ми кробиологии

Бактерии, молекулы

Рис. 72. Ассортимент ювелирных изделий периода с 1980 по 2000 гг.

Ювелирные изделия

? 30. ключницы и брелки

? 29. пирсинг

? 28. бижутерия

0 27. предметы религиозного искусства

? 28. украшения для детей

? 25. украшения для животных

? 24. навигационные приборы

? 23. фурнитура для мобильных телефонов

? 22. столовые приборы и посуда

? 21. украшения с перьями

? 20. оптика

? 19. наградные знаки

? 18. скульптурные объекты для интерьера

■ 17. фурнитура для одежды и обуви

? 16. трости

■ 15. часы

■ 14.курильные аксессуары

013. визитницы, держатели для бумаг

? 12. карманные нессеры. Косметическая фурнитура

■ 11. заколка для галстука

■ 10. булавка

? 9.запонки

? 8. кольца

? 7. браслет

■ 6. пояса и пряжки

? 5. брошь

? 3. украшения для шеи

? 2. серьги

? 1. украшения для волос (или головного убора)

Частота встречаемости (в %)

ч /.....................................
Ч
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Природный Копирование | Стилизация Г еометрический
прототип природного природного синтез
прототипа прототипа природного
І прототипа
. . . √v J і

ч

<< | >>

Еще по теме Стилевые направления в ювелирном искусстве (1980-2000 гг.):