<<
>>

§ 1. Естественное познание и опыт 

Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте. Итак, в той теоретической установке, какую мы называем «естественной», совокупный горизонт возможных исследований обозначен одним словом — мир.

Посему все науки с такой изначаль- 5 ной1 установкой суть науки о мире, и пока таковая исключительно царит, объемы понятий «истинное бытие», «действительное бытие», т.е. реальное бытие, и — поскольку все реальное сводится в единство мира — «бытие в мире» совпадают.              ю

Каждой науке в качестве удела ее исследований соответствует такая-то предметная область, а всем ее познаниям, т. е., здесь, правильным высказываниям, в качестве праисточников, подтверждающих ее права обоснований, соответствуют известные созерцания, в 15

1 Тут вам никаких историй не рассказывают. Когда тут говорится об изначальном, то не стоит и нельзя думать при этом о генезисе, будь то о психологически-причинном, будь то об эволюционно-историче- ском. Какой же еще тут смысл подразумевается, достигнет своей рефлективной и научной ясности лишь позднее. Однако каждый с самого начала почувствует, что предшествование по времени эмпирически- 20 конкретного фактического познания какому-либо иному, например любому математически-идеальному познанию, не обязательно должно иметь объективный временной смысл и вполне вразумительно в смысле невременном.

каких предметы такой-то области достигают своей -g- данности как они сами и — по меньшей мере частич- 8 но — своей данности из первоисточника. Присущее первой, «естественной», сфере познания и всем ее наукам созерцание, какое дает, — это естественный опыт, а тот опыт, какой дает из самого первоисточника, есть восприятие, — последнее слово понимается в его обычном смысле. Обладать чем-то реальным из

самого первоисточника, попросту созерцая его, «за- о ю мечать» и «воспринимать» — одно и то же. Мы обла- о даем опытом из первоисточника во «внешнем воспри-

ятии » физических вещей — но уже не в воспоминании и не в ожидании, заглядывающем вперед; опытом из первоисточника мы обладаем в так называемом внут- о is реннем, или самовосприятии нас же самих или состояний нашего сознания — но не во «вчувствовании» в % других и их переживания.

Мы можем «видеть пере- х живания других» на основе восприятия их телесных -О- изъявлений. Однако такое вчувствование через виде- о 20 ние хотя и есть акт созерцающий и дающий, но уже не и т

дающий из самого первоисточника. Другой с его ду- ^ шевной жизнью— хотя и осознанно «сам здесь», хотя и в единстве со своим телом здесь, однако в отличие от последнего он не дан осознанно из самого 25 первоисточника.

Мир — это полная совокупность предметов воз- ^ можного опыта и опытного познания, предметов, §_ познаваемых на основании актуального опыта при у правильном теоретическом мышлении. Сейчас не ^ зо место обсуждать, как конкретнее выглядит метод 5 опытной науки, как обосновывает он свои права на выход за тесные рамки прямой опытной данности, m Все науки о мире, т. е. науки с естественной установкой, — это естественные науки, науки о материаль- 35 ной природе, но также и науки о живых существах с их психофизической природой, т. е. в том числе и физиология, психология и т. д. Равным образом относятся сюда же и все так называемые науки о духе — история, науки о культуре, любого рода социологи- 40 ческие дисциплины, причем мы пока можем оставить

открытым вопрос о том, следует ли ставить их на одну плоскость с естественными науками или же противопоставлять им, должно ли рассматривать и их как естественные науки или же как науки существенно нового типа.              5

 

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 1. Естественное познание и опыт :