§ 30. Генеральный тезис естественной установки
Изложенное нами в качестве характеристики данности естественной установки и тем самым характеристики ее самой было чистым описанием, предшествующим любой «теории». В настоящих исследованиях мы будем строго воздерживаться от любых
-о
теорий; т.
е. предварительных мнений какого бы то ни было вида. Теория принадлежит к нашей сфере лишь в качестве фактов нашего окружающего мира, а не в качестве реальных или принимаемых за таковые значимостей. Однако сейчас мы не ставим перед собой 5 задачу продолжить чистое описание, чтобы возвысить таковое до систематически объемлющей — исчерпывающей во всей широте и глубине — характеристики всех наличностей естественной установки (а тем более уж всех взаимосогласно сплетающихся с ю таковой иных установок). Такую задачу — как задачу научную — можно и должно зафиксировать, и она чрезвычайно важна, хотя до сих пор ее едва ли видели. Однако сейчас это не наша задача. Сейчас мы стремимся к вратам феноменологии, и для нас все 15 нужное в этом отношении уже сделано, мы нуждаемся лишь в некоторых совершенно общих характеристиках естественной установки, какие и выступили уже, с достаточно полной ясностьюу в наших описаниях. Вот именно эта полнота ясности была столь 20 8 важна для нас. го$
х Зэ
И мы еще раз подчеркнем наиважнейшее — в следующих положениях: я постоянно обретаю в качест- -g ве противополагающегося мне пространственно временную действительность, которой Принадлежу 25i и сам, подобно всем другим обретающимся в ней и равным образом сопрягающимся с нею людьми. «Действительность» — о том говорит уже само сло-
во — я обретаю как сущую здесь и принимаю ее тоже q как сущую — как такую, какой она мне себя дает. зо | Как ни сомневайся в данностях естественного мира, ^ как ни отбрасывай их, от этого в генеральном тезисе | естественной установки не меняется ровным счетом 9 ничего. Мир как действительность — он всегда тут, в лучшем случае он может тут или там быть «иным», 35 нежели мнилось мне, что-то, придется, так сказать, вычеркнуть из него как «видимость», «галлюцинацию» и т. п., он же — в смысле генерального тезиса — всегда останется здесь сущим миром. И цель наук с естественной установкой — познавать ее все 40
полнее, надежнее, во всех отношениях совершеннее, нежели то делает наивное опытное знание, решать все задачи научного познания, какие возникнут и на ее почве.