<<
>>

  Ilia verecundis lux est prebenda puellis, Qua timidus latebras sperat habere pudor5.  

Люди состоятельные могут грешить, не опасаясь разоблачения своих тайных утех, но служанкам и женщинам победнее редко удается скрыть большой живот или по крайней мере его последствия.
Случается, что несчастная дочь благородных родителей может оказаться в нужде и не знать другого способа зарабатывать на жизнь, как стать гувернанткой или горничной. Она может быть прилежной, верной и услужливой, невероятно скромной и, если хотите, религиозной. Она может сопротивляться искушениям и сохранять свое целомудрие в течение многих лет, и все же в конце концов наступит тот несчастный момент, когда она отдаст свою честь решительному обманщику, который затем бросит ее.

Если она оказывается беременной, скорбь ее невыразима, и она не может примириться с несчастьем своего положения; боязнь позора охватывает ее так сильно, что каждая мысль о нем сводит ее с ума. Вся семья, в которой она живет, очень высокого мнения о ее добродетели, а ее последняя госпожа считала ее святой. Как же возрадуются ее враги, завидовавшие ее репутации! Как будут презирать ее родственники! Чем более скромна она сейчас и чем более неистово охватывает ее страх предстоящего позора, тем более злы и жестоки окажутся решения, принимаемые ею в отношении либо самой себя, либо того, кого она носит под сердцем.

Обычно воображают, что та, которая способна уничтожить свое дитя, свою собственную плоть и кровь, должна обладать неизмеримой жестокостью и быть диким чудовищем, отличным от других женщин; но это тоже ошибка, которую мы совершаем из-за недостаточного понимания природы и силы аффектов. Та же самая женщина, теперь самым отвратительным образом убивающая своего незаконнорожденного ребенка, впоследствии, если выходит замуж, может заботиться о своем ребенке, любовно растить его и испытывать к нему всю ту нежность, на какую только способна самая любящая мать. Все матери, естественно, любят своих детей; но так как это всего лишь аффекты, а все аффекты имеют конечной целью удовлетворение себялюбия, то он может быть подавлен любым более сильным аффектом, дабы удовлетворить то же самое себялюбие, которое, если бы ничто не вмешалось, заставило бы ее ласкать своего отпрыска.

Обычные проститутки, известные всем как таковые, вряд ли уничтожают своих детей; более того, даже те, кто помогает в грабежах и убийствах, редко виновны в этом преступлении; не потому, что они менее жестоки или более добродетельны, а потому, что они в значительной степени утратили свою скромность и страх перед позором едва ли оказывает на них какое-либо влияние.

Наша любовь к тому, что никогда не было в пределах досягаемости наших чувств, ничтожна и слаба, поэтому женщины не испытывают естественной любви к тому, что они носят в себе; их привязанность начинается после рождения ребенка; то, что они испытывают до этого, является результатом рассуждения, воспитания и мыслей о долге. Даже когда дитя уже родилось, любовь матери в первый момент слаба, а усиливается вместе с проявлением ребенком своих чувств и вырастает до невероятных размеров, когда при помощи знаков он начинает выражать свои печали и радости, дает знать о своих нуждах и обнаруживает свою любовь к новизне и разнообразие своих желаний. Какие только труды и опасности не переносили женщины, чтобы сохранить и спасти своих детей, какую силу и крепость духа, намного превосходящие те, которыми обычно обладает их пол, проявляли они ради своих детей! И самые плохие женщины в этом отношении проявили себя столь же неистово, как и самые лучшие. Всех их вынуждает к этому естественное стремление и природная склонность, они не думают о том вреде или той пользе, которые получает от этого обще- ство. В том, чтобы доставлять себе удовольствие, нет никакой заслуги, и сам ребенок бывает часто непоправимо испорчен чрезмерной родительской любовью: ибо, хотя для детей двух или трех лет от роду эта всепрощающая материнская забота и может быть полезна, все же впоследствии, если ее не умерить, она может совершенно их испортить, а многих она привела на виселицу.

Если читатель полагает, что я слишком утомил его многословием по поводу той разновидности скромности, при помощи которой мы стремимся казаться целомудренными, то я постараюсь поправить дело с помощью той краткости, с которой я намереваюсь говорить об оставшихся разновидностях, благодаря которым мы заставляем других верить, что уважение, которое мы испытываем к ним, превышает ту ценность, которую мы приписываем самим себе, и что свою собственную выгоду мы игнорируем в гораздо большей степени, чем выгоду других.

Это похвальное качество обычно известно под названиями "благовоспитанность" и "хорошие манеры", и состоит оно в светской привычке, приобретаемой при помощи наставлений и примеров, льстить гордости и эгоизму других и ловко и предусмотрительно скрывать свои собственные гордость и эгоизм. Необходимо понимать, что это относится только к нашему общению с равными нам и стоящими выше нас и пока мы находимся в мире и дружбе с ними, ибо наша вежливость никогда не должна сталкиваться с правилами чести или почтением, которое причитается нам от слуг и других лиц, от нас зависимых.

Я полагаю, что с этой оговоркой данному мной определению будет соответствовать все, что может быть приведено как проявление или пример либо благовоспитанности, либо дурных манер, и будет очень трудно отыскать среди всех разнообразных случаев из жизни и общения людей во всех странах и во все времена такой пример скромности или бесстыдства, который не охвачен или не пояснен здесь. Человек, который, не подумав, просит значительных услуг у того, кто ему незнаком, называется бесстыдным, потому что он открыто выказывает свой эгоизм, не имея никакого уважения к эгоизму другого. В этом мы также можем увидеть причину того, почему мужчина должен как можно реже говорить о своей жене и детях и обо всем, что ему дорого, особенно в похвалу им, и вряд ли вообще должен говорить о себе. Хорошо воспитанный человек может желать, и даже страстно желать, похвал и уважения от других, но хвала, высказанная ему прямо в лицо, оскорбляет его скромность. Причина этого следующая: все человеческие существа, до того как они становятся воспитанными, испытывают чрезвычайное удовольствие, когда слышат похвалу в свой адрес; мы все это хорошо знаем, и поэтому, когда мы видим человека, открыто радующегося и наслаждающегося этим восторгом, где на нашу долю ничего не выпадает, это возбуждает наш эгоизм, и мы сразу же начинаем завидовать ему и ненавидеть его. По этой причине хорошо воспитанный человек прячет свою радость, упорно отрицает, что он ее испытывает, и тем самым, приняв в соображение и успокоив наш эгоизм, избегает той за- висти и ненависти, которых он в противном случае имел все основания опасаться.

Когда мы с самого детства наблюдаем, как издеваются над теми, кто спокойно выслушивает похвалу в свой адрес, это, возможно, заставляет нас настолько усердно стремиться к тому, чтобы избежать такого удовольствия, что с течением времени в нас растет беспокойство при его приближении; но мы это делаем, не следуя предписаниям природы, а извращая ее воспитанием и обычаем; ибо, если бы люди вообще не испытывали восторга от похвалы, тогда не было бы скромности в отказе ее выслушивать.

Воспитанный человек не выбирает самое лучшее, а скорее берет самое худшее из предложенного блюда и всегда получает самую малую долю всего, если только его не заставляют брать больше. Благодаря этой вежливости лучшее достается другим, а поскольку этот комплимент всем присутствующим, они этим довольны. Чем сильнее они любят себя, тем чаще они вынуждены одобрять такое поведение, и поскольку на сцену выходит чувство благодарности, то они обязаны почти независимо от своей воли благоприятно думать о нем. Именно таким образом благовоспитанный человек внушает уважение к себе во всякой компании, куда он вхож, и, даже если он ничего больше не получает от этого, все же то удовольствие, которое он получает, думая об одобрении, которое, как он знает, тайно ему выражается, служит для гордого человека более чем достаточным возмещением ранее проявленного им самоотречения и возвращает его себялюбию с процентами те потери, которые оно понесло, угождая другим.

Если у шести людей, соблюдающих правила хорошего тона и почти равных друг другу по положению, есть семь или восемь яблок или персиков, то тот, кого убедят выбирать первым, возьмет такой плод, который, если есть между ними сколько-нибудь значительная разница, и ребенок определил бы как самый плохой; он делает это для того, чтобы показать, что считает тех, с кем он находится, имеющими более высокие заслуги и что нет никого другого, к кому бы он относился хуже, чем к самому себе. Именно обычай и общепринятость делают этот модный обман привычным для нас, и даже его абсурдность не шокирует нас; ибо, если бы люди были приучены говорить искренне, от души, и поступать в соответствии с естественными чувствами, которые они ощущали внутри себя до того, как им исполнилось двадцать три или двадцать четыре года, им было бы невозможно участвовать в этой комедии манер без* громкого смеха или негодования; и в то же время не подлежит сомнению, что такое поведение делает нас более терпимыми друг к другу, чем мы могли бы быть в противном случае.

Чтобы нам познать самих себя, очень полезно уметь проводить четкое различие между хорошими качествами и добродетелями.

Узы общества требуют от каждого его члена определенного уважения к другим, от которого даже в империи не освобождается и самый высший в присутствии самого ничтожного. Однако когда мы одни и настолько удалены от людей, что оказываемся вне досягаемости их чувств, то ело- ва "скромность" и "бесстыдство" теряют свой смысл; человек может быть безнравственным, но он не может быть нескромным, когда он один, и ни одна мысль, если она так и не сообщена другому, не может быть бесстыдной. Человек, обладающий преувеличенным чувством гордости, сумеет так его прятать, что никто не сможет открыть, что у него вообще оно есть, и все же он может получать больше удовлетворения от этого аффекта, чем другой, который позволяет себе удовольствие заявлять о нем перед всем миром. Хорошие манеры не имеют никакого отношения к добродетели или религии; они не гасят, а скорее разжигают аффекты. Человек разумный и воспитанный никогда не упивается своей гордостью больше, чем когда прячет ее с величайшей ловкостью; и, наслаждаясь тем одобрением, которым, он уверен, все справедливые судьи вознаградят его поведение, испытывает удовольствие, совершенно неизвестное тому близорукому грубому олдермену, который открыто выражает на лице свое высокомерие, ни перед кем не снимает шляпы и едва ли снисходит до разговора с человеком, стоящим ниже себя.

Человек может тщательно избегать всего, что в глазах света считается результатом гордости, не унижая себя или лишь в незначительной степени подавляя свой аффект. Возможно, он жертвует только незначительной внешней частью своей гордости, которой восторгаются одни только глупые невежественные люди, ради той ее части, которую все мы ощущаем внутри себя и которой с таким восторгом, но молча питаются люди самого высокого духа и самого возвышенного гения. Гордость великих и вежливых людей нигде так не бросается в глаза, как во время споров о церемониях и старшинстве, где они имеют возможность придать своим порокам вид добродетелей и могут заставить мир поверить, что все проистекающее из их собственной личной гордости и тщеславия есть их забота, их тревога о достоинстве своей должности или о чести их хозяев. Это наиболее ярко проявляется во всех переговорах послов и полномочных представителей и должно быть известно всем, кто наблюдает, как вершатся дела при публичном заключении договоров; и всегда будет справедливым, что люди, обладающие наилучшим вкусом, не ощущают ни капли прелести в своей гордости, когда любой смертный способен узнать, что они ее испытывают.

<< | >>
Источник: Мандевиль Бернард. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества. - М.: Наука,2000. - 291 с.. 2000

Еще по теме   Ilia verecundis lux est prebenda puellis, Qua timidus latebras sperat habere pudor5.  :