§ 67. Метод прояснения. Наделяющее сознание
20 сущностями. Тем не менее, поскольку мы с полным основанием избегаем искусственных слов, чуждых общераспространенным языкам, в условиях существующей в обычном словоупотреблении многознач- Ц- ности требуется особая осторожность — необходи- 25 мо постоянно проверять, действительно ли все зафиксированное в прежней взаимосвязи применено с тем же смыслом в новой связи.
Впрочем, здесь не мес- то подробнее разбирать это и иные близкие правила (например, тоже и те, которые относятся к науке как зо к образованию, складывающемуся в интерсубъектив-ном сотрудничестве).
m
«Близость» и «дальность» данностей
35
Более интересны для нас методические соображения, относящиеся не к выражению, а к сущностям и взаимосвязям сущностей, которые должны быть выражены, но еще прежде постигнуты. Если исследу- 40 ющий взгляд направлен на переживания, то таковые
?
і
cd
Ь Н
~о
(d
представятся, как это обычно и бывает, с такой пустотой и неопределенной дальностью, что не будут годны ни для единичных, ни для эйдетических кон- статаций. Все будет, однако, совершенно иначе, если мы вместо того, чтобы интересоваться самим пере- 5 живанием, пожелаем исследовать саму сущность пустоты и неопределенности, — ведь эти-то последние выступают, как данности, отнюдь не неопределенно, но в полнейшей ясности. Однако, если необходимо, чтобы само неопределенно сознаваемое, например ю неясно мелькающее в воспоминании или в фантазии, выдавало нам свою сущность, то она будет лишь весьма неполной; это означает, что если лежащие в основе сущностного постижения единичные интуиции отличаются более низкой ступенью ясности, то таким is же будет и постижение сущности, — постигнутое будет коррелятивно «неясным» по своему смыслу, ему присуща своя размытость, ему присущи всякого рода внешние и внутренние неразличенности.
Тогда будет невозможно решить — ИЛИ же будет ВОЗМОЖНО 20 решать лишь в самых «грубых» чертах, — постигается ли нами одно и то же (например, одна и та же сущность) или же различное; нельзя будет установить, какие действительные компоненты заключены в постигаемом ИЛИ ЖЄ, Например, ЧТО ЭТО За КОМПОНеНТЫ, 25 коль скоро они неясно отделяются друг от друга и предстают в колеблющемся свете. ООИтак, задача, стало быть, заключается в том, чтобы § все, растекающееся в неясности, пребывающее на о большем или меньшем удалении для созерцания, было зо - доставлено на нормально близкое расстояние, чтобы ф оно представало в совершенной ясности, — только g тогда можно будет практиковать созерцание сущно- | сти, только тогда интуиции будут соответственно ПОЛ- х ноценными, и интендируемые сущности И сущностные 35 "о отношения будут достигать совершенной данности. 8\
По этой причине самому постижению сущности ^ присущи различные ступени ясности точно так же, 5 как и самой единичности, что предстает нашему взо- | ру. Однако можно сказать, что для всякой сущности, 40 •
равно как для всякого отвечающего ей момента в индивидуальном, может существовать, так сказать, абсолютная близостьу — при такой близости сущность дана, если исходить из существования ступеней ясности, абсолютно, т. е. это чистая данность такой сущности, ее чистая самоданность. Предметное в таком случае осознается не просто как вообще «само» стоящее перед взором и как «данность», но оно осознается как «само оно», данное во всей его чистоте — целиком и полностью, каково оно вообще само по себе, в самом себе. Пока остается еще хотя бы след неясности, он продолжает затенять в «самости » данного моменты, которые тем самым не попадают в светлый круг чистой данности. В случае же полной неясности — полюс, обратный полной ясности, — вообще не достигает данности, сознание «темно», т. е. оно ничего уже не созерцает, оно уже не дающее и не наделяющее в собственном смысле слова.
Потому, в соответствии с изложенным, нам надлежит сказать следующее.Сознание дающее в точном смысле слова и сознание наглядно созерцающее — в противоположность не представляющему наглядно, — и сознание ясное — в противоположность темному, — все это совпадает. Далее: существуют ступени данности, наглядности, ясности. «Нуль» — темнота, «единица» — полная ясность, наглядность, данность.
При этом данность не следует понимать как подлинную данность, тем самым и как данность по мере восприятия. Мы не отождествляем «самоданное » с «подлинно», с «живо и телесно» данным. В том смысле, какой мы отметили выше как вполне определенный, «данность» и «самоданность» — это одно и то же, а пользование плеонастическим, чрезмерно полным выражением должно послужить нам лишь для того, чтобы исключить более широкий смысл данности, а именно тот, в каком, в конце концов, обо всем, что представляется, можно говорить, что оно дано в представлении (пусть хотя бы и дано «пустым образом»).
Далее, определения наши, что видно и без пояснений, значимы для любых созерцаний, в том числе и для пустых представлений, т. е. они значимы без ограничения характера предметностей, стало быть, со включением сюда и категориального самосозерца- 5 ния, хотя нас сейчас интересуют лишь способы данности переживаний и их феноменологические (реальные и интенциональные) составы.
У
І cd
Ь Ч "о cd ч
Однако, имея в виду будущие наши анализы, нам не следует забывать о том, что наиболее существен- ю ное в положении дел сохраняется независимо от того, проницает ли взор чистого «я» соответствующее переживание сознания или, говоря яснее, «обращается» ли чистое «я» к некой «данности» и «постигает» ли оно ее или нет. Поэтому, «быть данным по 15 мере восприятия» может, к примеру, означать не то же самое, что «быть воспринимаемым» в собственном и нормальном смысле постижения бытия такой данности, но и просто — «быть готовым к восприятию»; а «быть данным по мере фантазии» вовсе не не- 20 пременно означает «быть постигнутым в фантазии», и так во всем, включая также и ступени ясности — темноты. Заранее обращаем внимание на это понятие «готовности», которым нам еще предстоит заняться, однако заметим также, что под словом «данность» 25 мы разумеем также и постигнутость, если только не сказано ничего иного и если это иное не разумеется ?? само собою в контексте речи, а под словами «сущностная данность», «данность сущности» — также и под- о линную постигнутость. (Это проблематика темпо- зо - ральности, поскольку данность всегда одна, а мышле- % ние думает во времени.) g
х
х