<<
>>

§ 3. Насколько следует считать что-то ложным?  

Я спрашиваю: если не представляется достоверным, что два плюс три составляют пять, а на основании пред&шествующего правила я должен был бы верить и утверж&дать, что два плюс три не составляют пяти,— надлежит ли мне постоянно этому верить настолько, чтобы быть вполне убежденным, что иначе дело обстоять не может и такой вывод правилен? Ты выражаешь изумление по поводу этого моего вопроса.
И неудивительно: я сам ему дивлюсь. Но тебе надлежит мне ответить, коли ты ждешь ответа от меня. Желаешь ли ты, чтобы у меня не было уверенности в том, что два плюс три составляют пять? И, более того, видно, тебе очень хочется, чтобы это всем представлялось верным, причем верным настолько, чтобы даже злой гений не мог поколебать такую уверенность.

Ты обвиняешь меня в шутовстве: мол, как может нечто подобное прийти в голову здравомыслящему человеку?

Что же, однако, дальше? Значит, это окажется столь же сомнительным и недостоверным, как положение, гласящее, что два плюс три составляют пять? Коль скоро это так, если сомнительно положение, что два плюс три не составляют пяти, я на основании твоего закона уверюсь и скажу, что это — ложь, а потому и выдвину противоположный тезис и установлю, таким образом, следующее: два плюс три со&ставляют пять. Точно таким же образом я буду поступать во всех остальных случаях, и, коль скоро недостоверно, будто существует какое-то тело, я скажу: Нет никакого тела; а поскольку недостоверно, что нет никакого тела, я, направив свою волю в прямо противоположную сторону, скажу: Некое тело существует; и, таким образом, тело одновременно будет и не будет существовать.

Да, это так, говоришь ты; это-то и называется сомне&ваться, двигаться по кругу, шагать взад и вперед, утверж&дать и тотчас же отрицать ту же самую вещь, забивать гвоздь и выдергивать его снова.

Нет ничего прекраснее! Но, манипулируя сомнительны&ми положениями, к чему я приду? Что станет с положе&нием два плюс три составляют пять? Или с положением Нечто есть тело? Допущу ли я эти тезисы или отвергну?

Не допускай их, говоришь ты, и не отвергай. Не поль&зуйся ни тем, ни другим, но относи оба эти положения к области ложного; и не ожидай от людей, колеблющихся подобным образом, ничего, кроме столь же колеблющегося, сомнительного и недостоверного.

Поскольку у меня больше нет вопросов, я со своей сто&роны тебе отвечу, но после того, как дам краткий обзор твоего учения.

  1. Мы можем сомневаться относительно всех вещей, особенно материальных, пока у нас не будет других науч&ных оснований, кроме тех, коими мы располагали раньше.
  2. Считать что-либо ложным — значит воздерживаться от выражения своего согласия с этой вещью (как с явно ложной) и, направив свою волю в прямо противополож&ную сторону, выдвинуть об этой вещи свое ложное и надуманное мнение.
  3. То, что сомнительно, следует почитать ложным, пока противоположное ему также окажется сомнительным и будет считаться ложным.
<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т. Т. 2— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме § 3. Насколько следует считать что-то ложным?  :