<<
>>

  12. Отношение есть не более чем внешнее обозначение  

Что касается [категории] отношения, то в связи с ней можно с удивлением отметить только одно обсто&ятельство: иа каком основании она причисляется к ре- альным сущностям? А чтобы кто-нибудь тут же, в са&мом начале, не привел мне в качестве возражения бо&жественных отношений, я признаюсь сразу, что о них я не говорю; ведь их вообще и не считают категориаль&ными, и они на самом деле носят совершенно другой ха&рактер, чем прочие отношения, поскольку они касают&ся божественных лиц.
Так, например, у смертных от&цовство возникает у отца (который существовал уже и раньше) как следствие сотворения сына, божествен&ное же отцовство мыслится как определяющее отца прежде, чем можно было бы осмыслить возможность сотворения сына. Итак, я говорю о всякого рода дру&гих отношениях, которые, мне кажется, представляют собой не что иное, как то, что обычно называют внеш&ним обозначением. Остановимся на одном отношении, так как то же самое рассуждение будет действительно и для остальных.

Сходство есть отношение, которое применяют к бе&лой стене всякий раз, когда где-нибудь строится дру&гая белая стена. И такого рода отношение хотят счи&тать реальной сущностью, потому что его прежде не было и оно появляется заново вместе со стеной, а так&же потому что оно исчезает там, где какая-нибудь сте&на красится в черный цвет или разрушается. Однако, прошу тебя, рассмотри добросовестно и внимательно какую-нибудь белую стену, зная, что где-нибудь стро&ятся или разрушаются другие белые стены; и если ты увидишь при этом что сущность этого отношения воз&растает или убывает, то награда в состязании будет твоя! Бессмертный боже! Не похоже ли это на вымы&сел? Белая стена есть во Франции, другая красится в белый цвет в Индии; неужели кто-нибудь здесь сооб&щит, что в это время происходит там, и стена здесь тотчас же примет новую сущность, как надевают праздничные одежды? А что, если в разных частях света сразу будет выстроено, как это может случить&ся, десять тысяч белых стен? Разве эта бедная сте&на, словно та весталка, которую закидывают камнями, устоит, когда на нее свалится столько глыб? Мало того, она должна была бы постоянно обрушиваться, ибо ведь существует почти бесчисленное количество

белых стен, с которыми она связана таким же отноше&нием.

Что я говорю? Разве она не имеет отношений несходства со всеми черными, красными стенами и со стенами других цветов? Скажу более: нет ничего на свете — будь то субстанция или акциденция, духовное или телесное, живое или неодушевленное и т. д.,— с чем бы эта самая стена не была связана отношением сходства или различия или еще как-нибудь. Так не счи&таешь ли ты, что это геркулесов труд — выдерживать столько сущностей? Разве только эти отношения тебе представляются в виде бесплотных теней, которые не имеют совершенно никакого веса, или, вернее, ты ду&маешь, что эта стена чувствует себя так же, как тот

Вяз тенистый, огромный, обитель, гдо лживые

грезы

Сонмом, как слышно, живут, под всеми витают

листами

273

1Q Пьер Гассенди

Значит, стряхни свои сонные грезы, чтобы не видеть и не понимать в стене ничего другого, кроме одной бе&лизны. Конечно, есть много людей, которые, считая бе&лизну основанием для сходства, защищают ту точку зрения, что отношение не имеет реальной сущности, отличной от белизны, но что оно и есть сама белизна, однако взятая не в абсолютном смысле, но в связи с отношением к другой белизне. Я бы спросил у них: двойственная ли сущность, по их мнению, белизна или единственная? И каким образом получается так, что когда есть только абсолютная сущность, она беднее и незначительнее, чем относительная? Считают, что в стене появляется какая-то новая реальность, когда эта стена соотносится с новой стеной, которую она отме&чает как некий предел для себя. Я не касаюсь того, какими глазами она видит эту стену и каким мелом она ее метит; я только спрашиваю: каким образом к ней добавится эта новая сущность? Ведь маляр, кото&рый белит стену в Индии, не сможет одновременно сделать то же самое со стеной, которая уже существу&ет во Франции. И эта стена может быть так изолиро&вана, что, кроме паука, не будет ничего, от чего бы она испытывала какое-нибудь воздействие.

Отношение

Же ectb Нечто бесконечно более тонкое, чем nayfriHa. Мне отвечают, что отношение не создается посредст&вом реального изменения, которое исходит от внешнего агента, но, как говорят, здесь появляются ростки бла&годаря естественному взрыву или внутреннему разви&тию. И просто удивительно, как самоуверенно защи&щают это положение! Спрашивается: что это значит — «пускать ростки», каким образом вдруг выскакивает скрытое отношение и каков этот внутренний родник, из которого оно само собой проистекает? И как проис&ходит это развитие? Каким образом скрытое в стене отношение слышит и понимает, что в Индии белится стена, чтобы тотчас же вырасти, появиться, про&биться — быстрее, чем гриб из земли? Можно задать еще ряд подобных вопросов, которые не заставят сме&яться разве что только очень сурового человека.

А что ты сделаешь, если услышишь, как некоторые постояпно заявляют, будто отношение почти лишено сущности, и потому не должно производиться, как дру&гое сущее, ибо оно есть не «что-нибудь», но «в отно&шении к чему-нибудь»; и, когда их спрашивают, есть ли это «в отношении к чему-нибудь» действительно «что-нибудь», они настаивают, как на чем-то незыбле&мом, на том, что это не «что-нибудь», а «отношение к чему-нибудь». Сочтешь ли ты это достойным смеха или скорее сострадания? Я со своей стороны сказал, что всякое отношение, которое я назвал бы реальным, ка&жется мне не чем иным, как внешним обозначением, которое для тех есть только отношение разума, точно так же, как говорят, что стена находится справа от жи&вотного, потому что ему она представляется справа. Конечно же, стена не больше меняется от того, что жи&вотное повернулось к ней своим правым боком, чем от того, что возводится другая стена, и для нее совершен&но все равно, повернуто ли к ней животное своей ле&вой стороной, или другая стена красится в черный цвет. Но незачем задерживаться на вопросе, который так мало заслуживает внимания.

 

<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 2. «Мысль» Москва - 1968. 1968

Еще по теме   12. Отношение есть не более чем внешнее обозначение  :

  1. 3. 80-е ГОДЫ: КУРС НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  2. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
  4. Проза декабристов(романтическая повесть первой половины 1820 х гг.)
  5.   12. Отношение есть не более чем внешнее обозначение  
  6. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ И КАРДИНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 
  7. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  8. ЧАСТЬ IV В чем наша задача?
  9. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  10. Роль сочетаемости в категоризации речевого действия и представлении ЛСГ на внутреннем уровне
  11. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА*
  12. § 1. Концепция mens mala в АНГЛИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ XVII — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВВ.
  13. §1. Понятие и элементы механизма правового регулирования жилищных отношений
  14. Более частные страсти
  15. СОСТАВ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.
  16. Нефтяная проблема в американо-европейских отношениях
  17. § 5.4. Скотоводство в Кисловодской котловине в I тыс. н.э. по данным полевого обследования и результатам дистанционного зондирования.
  18. Российские военные укрепления на границе Северного Казахстана в первой половине XVIII в