<<
>>

Вкус

Авторами этой статьи, помещенной в VII томе Энциклопедии (1757 г.), были Вольтер, Монтескье и д'Аламбер. Часть статьи, написанная Монтескье, дана в переводе О.В. Моисеенко, опубликованном в 1955 г.; части статьи, принадлежащие перу Вольтера и д'Аламбера, публикуются на рус.
яз. впервые в переводе Э.А. Гроссман. Комментарии Ю.А. Асеева.

1Этой статье предшествует в Энциклопедии статья о вкусе в физическом смысле. В настоящее издание она не включена.

2По сообщенному Титом Ливием и легшему в основу трагедии Корнеля "Гораций" преданию на заре истории Рима вопрос о том, станут ли римляне повелевать альбанцами или последние - римлянами, должен был решить поединок между тремя близнецами Курциями (от альбанцев) и тремя близнецами Горациями (от римлян). В этом поединке сначала погибли двое Горациев. Тогда, чтобы разрознить противников (из которых один был женихом сестры Горациев - Камиллы), третий Гораций стал бежать. Его замысел удался, он расправился с Курциями поодиночке. Узнав о гибели жениха, Камилла разразилась рыданиями. Ее брат, возмущенный тем, что когда весь народ радостно празднует важную для Рима победу, Камилла горюет, убил сестру, за что был предан казни. В трагедии показывается, что когда поединок еще не был закончен, Гораций-отец, потрясенный тем, что его сын бежит от противников, на вопрос: "Чего же хотел ты, чтобы сделал он, один против троих?" - отвечает: "Чтобы он умер!" Узнав же о подвиге сына, старик просит его пощадить. Пусть прислушаются к этой мольбе, говорит он, не только из-за того, что совершивший подвиг его сын "не казни достоин, а пламенных похвал", но и из-за "великого отчаяния" отца, у которого было четверо детей, а в живых остался лишь этот юноша.

3См. коммент. 31, 32, 33, 34, 35 и 68 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

4Луцилий Гай (ок. 180-102 до н.э.) - римский сатирик и публицист.

5Ренье Матюрен (1573-1613) - французский поэт-сатирик.

бСм. коммент. 30 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

73десь после слов "Статья госп. Вольтера" в Энциклопедии говорится: "Мы присоединили к этой превосходной статье фрагмент, посвященный вкусу, который госп. президент Монтескье предназначил для Энциклопедии, как нами было сказано в конце похвального слова Монтескье, помещенного в V томе настоящего произведения; этот фрагмент в неотделанном состоянии был найден в его бумагах: автор не имел времени выполнить последнюю отделку рукописи; но первые мысли великих мэтров заслуживают того, чтобы их сохранили для потомков, подобно эскизам великих живописцев".

8Сократ (470 или 469-399 до н.э.) - великий дрернегреческий мыслитель. Придавая большое значение постижению окружающей человека действительности и решению социально-этических проблем, он глубоко исследовал человеческое мышление, сделав предметом философского анализа понятия. Оказал огромное влияние на развитие философии и в древности, и в средние века, и в новое время.

9Флор Публий Анний (II в.) - римский историк, автор сочинения "Две книги извлечений из Тита Ливия о всех войнах за 700 лет".

,0Ганнибал (Аннибал) (ок. 247-183 до н.э.) - выдающийся карфагенский полководец, оставивший глубокий след в истории военного искусства.

11 Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский (185-129 до н.э.) - римский полководец и выдающийся оратор (см. также коммент. 13 к ст. "Достоверность").

12Перевод цитат из книги Флора дан в предшествующих каждой цитате словах.

13См. коммент. 1 к статье "Авторитет".

14Сент-Эвремон Шарль де (1610-1703) - французский писатель и философ-вольнодумец, взгляды которого сложились под влиянием Монтеня, Гассенди, отчасти - Спинозы.

,5В то время, когда создавалась Энциклопедия, большинство естествоиспытателей и философов не сомневались в том, что мозг испытывает ощущение при воздействии внешнего тела на орган чувств потому, что от органа чувства импульс передается в мозг нервами и что так же посредством нервов передается "приказ" руке, ноге или другой части тела совершить определенное движение. Эту передачу движения от органа чувств к мозгу и от мозга к различным частям тела осуществляют, по тогдашним представлениям, многочисленные, быстро движущиеся по трубочкам (которыми являются нервы) маленькие тельца.

Декарт назвал их "животные духи", подчеркивая, что это "тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро" {Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 600). Ламетри, часто и обстоятельно говоривший о "животных духах", уверен, что связь между мозгом и различными частями тела (в том числе и органами чувств) осуществляется "при посредстве нервов и некоей материи, текущей внутри их незаметных каналов и отличающейся такой тонкостью, что их назвали животными духами" (Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1983. С. 72). В этом смысле употребляли выражение "животные духи" не только Ламетри, Кондильяк, Дидро и их единомышленники, но и те мыслители XVII—XVIII вв., которые не разделяли их материалистических взглядов (см.: Мальбранш И. Разыскания истины. Т. 1. СПб., 1903. С. 136-137). В этом же смысле употребляется данное выражение здесь.

І6Светоний Гай Транквилл (ок. 70-140) - римский историк. Нерон Клавдий Цезарь (37-68) - римский император, отличавшийся бесчеловечной жестокостью.

17Апиций Гавий - известный римский чревоугодник времен императора Тиберия. Промотав ббльшую часть своего состояния, покончил с собой из страха, что не сможет больше предаваться гастрономическим наслаждениям. Поликсен, по-видимому, был охвачен той же страстью, что и Апиций.

18Веронезе Паоло (1528-1588) - итальянский живописец венецианской школы, чьи работы - классические образцы монументальной живописи эпохи Возрождения.

19См. коммент. 42 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

20Корреджо - настоящее имя Антонио Аллегри (ок. 1489 или 1494-1534) - выдающийся итальянский живописец эпохи Возрождения.

21 См. коммент. 13 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

22Римская богиня весны, отождествлявшаяся с греческой богиней любви Афродитой.

23Юнона - древнеиталийская богиня Луны и охранительница женщин. Этруски отождествили ее с Герой. Позднее в Риме стала считаться супругой Юпитера, царицей неба и земли.

24Паллада - один из эпитетов древнегреческой богини Афины.

25См. коммент. 21 и 42 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

26См. коммент. 67 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

27Так что нелегко определить обстоятельства двадцати четырех триумфов.

28См. коммент. 3 к ст. "Проспект".

29См. коммент. 43 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

^Романо Джулио (1499-1546) - итальянский живописец, ученик Рафаэля, выдающийся портретист, декоратор и скульптор.

31В Энциклопедии дальше говорится: "Здесь отрывок заканчивается. Слава Монтескье, основанная на его гениальных произведениях, не требовала без сомнения, чтобы публиковались фрагменты, которые он нам оставил; но они явятся вечным свидетельством интереса, проявлявшегося великими людьми к настоящему труду: в грядущих веках будут говорить: Вольтер и Монтескье принимали участие в Энциклопедии.

Мы закончим эту статью отрывком, который, как нам кажется, имеет к ее содержанию существенное отношение и который был зачитан во Французской Академии 14 марта 1757 г. Настойчивость, с которой от нас требовали данной статьи и трудность найти какую-нибудь другую статью Энциклопедии, к которой этот отрывок относился бы столь же непосредственно, извинят, быть может, вольность, какую мы себе позволили, публикуя данный отрывок вслед за работами таких людей, как господа Вольтер и Монтескье".

32Антуан Гудар де Ламотт (1588-1672) - французский драматург. Трагедия "Инесса де Кастро" и несколько других его трагедий ставились на сцене в Париже.

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Вкус:

  1.   О ВКУСЕ 
  2. § 3. О вкусе  
  3.   ГЛАВА ВТОРАЯ Самое вкусное / Бэнь вэй  
  4. ВКУС
  5. Не секрет, шізкопробньїе музыкальные вкусы некоторой части нашей молодежи стремятся использовать на Западе в своих идеологических целях. Как этому противодействовать?
  6. § 8 ВСЕОБЩНОСТЬ БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В СУЖДЕНИИ ВКУСА ТОЛЬКО КАК СУБЪЕКТИВНАЯ
  7. § 16 СУЖДЕНИЕ ВКУСА, В КОТОРОМ ПРЕДМЕТ ПРИЗНАЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ПРИ УСЛОВИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОНЯТИЯ, НЕ ЕСТЬ ЧИСТОЕ СУЖДЕНИЕ ВКУСА
  8. § 22 НЕОБХОДИМОСТЬ ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ, МЫСЛИМАЯ В СУЖДЕНИИ ВКУСА. ЕСТЬ СУБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, КОТОРАЯ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ ОБЩЕГО ЧУВСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ
  9. § 32 ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ СУЖДЕНИЯ ВКУСА
  10. § 33 ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ СУЖДЕНИЯ ВКУСА
  11. § 34 ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ВКУСА НЕВОЗМОЖЕН
  12. § 40 ВКУС КАК СВОЕГО РОДА SENSUS COMMUN1S
  13. § 48 ОБ ОТНОШЕНИИ ГЕНИЯ К ВКУСУ
  14. § 50 О СВЯЗИ ВКУСА С ГЕНИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРЕКРАСНОГО ИСКУССТВА
  15. Вкус и мода
  16. КАК ВОЙТИ ВО ВКУС
  17. Миф вкуса
  18. Вкус
  19. Вкус